Чистяков, Федор
Не НОЛЬ


Федор Чистяков все еще ассоциируется с группой НОЛЬ. Мало кто знает, что этот человек продолжает творить, и весьма плодотворно, под своим собственным именем. Помогает ли Бог, либо собственный талант и усилия, но новые проекты Чистякова ЗЕЛЕНАЯ КОМНАТА и BAYAN, HARP & BLUES уже имеют своего слушателя.

Из автоистории ЗЕЛЕНОЙ КОМНАТЫ (в сокращении)
"В 1996 году после четырехлетнего перерыва я приступил к записи нового альбома "Когда проснется Бах"... В начале 1997 года, накануне выхода альбома в свет, встал вопрос о концерте под презентацию. Совершенно не был готов морально. Принципиально не хотел исполнять старые песни. Нового материала явно было недостаточно. Я был уверен, что это должен быть новый проект. Однако на создание нового проекта с новой программой потребовалось бы время. Так получилось, что самое простое, что можно было придумать, - это вновь собрать группу НОЛЬ. Была быстро состряпана программа-компромисс между старым и новым. Концерты состоялись 9 апреля в ЛКЗ (Санкт-Петербург) и 12 апреля в ДК Горбунова (Москва). Далее последовал период сотрудничества с группой НОЛЬ. Были разработаны большие планы. Один из них - работа над программой и запись альбома. Однако возобновленный союз не был гармоничным. Чувствовалось напряжение и недопонимание. Летом 1997 года произошла попытка записи на студии "Мелодия". Были записаны три песни. По общему мнению, запись была неудачной. И я начал записывать свой следующий сольный альбом. На этот раз в оборот была взята классика советской песни.
Музыканты группы НОЛЬ хотя и соглашались исполнять эти песни, но не были в восторге. И, может быть, даже были настроены несколько скептически. И это вполне понятно, если учитывать такое богатое прошлое. Все это создавало трудности в творческом плане. Летом 1998 года я покинул группу. Осенью записал абсолютно в одиночку на четырехканальной "Taskam" акустический альбом "Песня для друга, который любит рок". В альбом входят песни, написанные в период с 1997 по 1998 годы.
Третий сольный альбом. Пора придумать название проекта. Название НОЛЬ Георгий Стариков, Дмитрий Гусаков и Алексей Николаев оставили за собой".
Вот так вместо НОЛЯ появилась ЗЕЛЕНАЯ КОМНАТА. А вместо песен про кошку и про настоящего индейца, который "умер от того самого неправильного образа жизни", - песни про тигра Иванова и Ихтиандра.

(Интервью взято после концерта Федора Чистякова & ЗЕЛЕНОЙ КОМНАТЫ в клубе "Зоопарк".)
- Несмотря на то, что вы порвали с прошлым, в том числе с репертуаром НОЛЯ, сегодня была исполнена песня "Ехали по улице трамваи". Почему вы ее поете?
- Это единственная песня, которую я могу хоть под каким-то соусом сегодня в полной мере применить к себе. То есть для того, чтобы песню исполнять, нужно, чтобы она ложилась, соответствовала внутреннему состоянию. Ну, вот эта песня такая. Я сделал последний куплет в плане ретроспективы, нахлынули воспоминания, вот есть о чем потомкам рассказать. Поэтому я ее и исполняю. А другие песни я не исполняю.
- Неужели ничего больше общего не осталось между вами сегодня и тем, что было в НОЛЕ?
- Да. Причем я не хочу сказать, что все однозначно было плохо. Но просто это не соответствует мне сейчас.
- Почему же на афишах до сих пор пишут "Федор Чистяков (экс-НОЛЬ)"? Вам не кажется, что такое постоянное напоминание не дает вам выйти из тени НОЛЯ? Хотя в рекламных целях организаторам, конечно, удобно напоминать, что это тот самый Чистяков.
- Ну вот, как вы правильно совершенно заметили, это инициатива тех, кто организует эти концерты. Мне трудно этого избегать. Поскольку что такое НОЛЬ - многие знают, что такое Федор Чистяков - многие не знают. Это вызывает некоторые сложности сугубо коммерческого характера.
- Что такое сегодня Федор Чистяков и его новые проекты?
- У меня два проекта. Один - ЗЕЛЕНАЯ КОМНАТА, а второй - BAYAN, HARP & BLUES. Вот этот проект более акустический и более такой песенный, ориентированный более на исполнение песен. Как вы могли заметить, мы сегодня одни песни пели. А второй ориентирован на исполнительское мастерство, там инструментальная импровизационная музыка. Я бы сказал - джаз-блюз-рок такой, с фольклорными элементами. Мы записали альбом, в нем только три песни и восемь инструментальных композиций. Там я играю на баяне. Это такое вот инструментальное шоу. А здесь более такой камерный проект, именно с гитарой, более ориентированный на исполнение песен.
- Что за музыканты с вами играли сегодня?
- Клавишника зовут Игорь Рудик. Он играл раньше в группе ДЕТИ. Гитарист Иван Жук, известный наиболее по группе КЛЮЧ, играл также с Умкой.
- Что выходило после 1992 года, то есть после последнего альбома группы НОЛЬ?
- После 1992 года была пауза. В 1997 году вышел альбом, который называется "Когда проснется Бах" по одноименной и единственной песне собственного сочинения. В остальном альбом состоит из обработок и инструментальных версий произведений Баха, Альбинони, DOORS. Критика и большинство слушателей приняли эту работу довольно прохладно. Многие были разочарованы, так как ждали не того. Однако есть люди и до сего дня, кому он попал под настроение. Потом я записал еще два альбома, один называется "За седьмым перевалом", а второй - "Песни для друга, который любит рок". Эти два альбома я уже выпустил в рамках проекта ЗЕЛЕНАЯ КОМНАТА. Сначала я записал их один, но потом созрел до того, что нужен проект. На вкладках к этим альбомам, и на компакт-дисках, и на кассетах написано, что такое "зеленая комната". В принципе, это такая творческая мастерская. "Зеленая" - потому что зеленый цвет успокаивающий, не возбуждающий, скажем так. А "комната" - потому что это небольшое пространство, и там все время происходит что-то новое. Сначала одно, потом другое, третье. У меня и альбомы такие. "Когда проснется Бах" - это с классикой эксперименты, "За седьмым перевалом" - это эксперименты с какими-то советскими песнями. Следующий альбом, "Песни для друга, который любит рок", содержит мои песни. Я к тому времени написал пять песен, они туда и вошли.
- Сегодня вы до антракта пели чужие песни. А после антракта, видимо, свои?
- Свои, но не все. Там некоторые тоже чужие были. Моих было четыре песни.
- Почему так мало? Не сочиняется?
- У меня разные были мысли по этому поводу. Дело все в том, что мне сначала вообще не хотелось писать песен. Меня заинтересовало создание инструментального альбома, и я записал "Когда проснется Бах". По мнению большинства, он как инструментальный альбом был не признан. Не тянет он. Потом я записал альбом с песнями советских композиторов. Потом у меня все-таки своих песен набралось, чтобы альбом записать. Когда я писал песни советских композиторов, у меня была такая мысль, что для того, чтобы передавать какую-то атмосферу, не надо что-то выдумывать, потому что уже все выдумано. Вот такая вот концепция: ничего не нужно придумывать, уже все придумано. Нужно только правильно расставить. Вот такая идея. Я не знаю, насколько я с ней справился. Есть люди, которым это нравится, которые способствуют жизненному процессу. И это хорошо.
- Как изменилась ваша публика? Остались ли люди, которые любили не только НОЛЬ, но и Федора Чистякова как личность?
- Вообще, конечно, процесс изменения публики был нелегкий. Были и трудности, но на сегодняшний день... Сегодняшний концерт показал, что фактически не было диссонанса. Это два года назад он еще был. Я выходил на сцену и не мог играть. Сегодня уже такого нету. И я думаю, что это достижение. Потому что этот материал, если на него смотреть без предубеждений, а не через призму старого материала, то он хороший. Но появилось много новых людей, которые раньше не интересовались моим творчеством. Вот это, я думаю, для меня достижение.
- Есть ли в планах создание других проектов?
- У меня есть задумки, но пока я не хочу о них говорить.
- А в литературном жанре себя не пробовали?
- Да, пробовал, в детстве. У меня был такой период в жизни, когда мне было стыдно за всю прошедшую жизнь. Хотя я сейчас на многие вещи по-другому смотрю. Может быть, вы понимаете, что такое порыв чувств. В порыве чувств можно многое сделать, что, потом разум скажет, не надо было бы делать. Я все это уничтожил. В общем, этих произведений сейчас не существует. Я не думаю, что они на самом деле интересным были. Ерунда какая-то.
- Чем занимаетесь кроме музыки?
- Вы поставили такой конкретный вопрос, и будет конкретный ответ: помимо музыки я занимаюсь изучением Библии. Если вы хотите, я могу поговорить на эту тему. Да, я свидетель Иеговы. Я занимаюсь изучением Библии, хожу на собрания. И если вы не имеете представления, что это такое, то я могу вам помочь поиметь такое представление.
- Есть мнение, что рок - музыка от дьявола. Служители церкви обвиняют рок-музыкантов в дурном влиянии на молодежь, пропаганде низменных инстинктов и множестве других злодеяний. Каково ваше мнение?
- Православие вообще дело темное. Многие православные рок-музыканты носят огромные кресты на шее и с ними же играют, а потом ходят в церковь. И у них все нормально. Это очень темный вопрос - если хотите, можете его исследовать. Но я изучаю Библию. Там есть конкретные нравственные нормы. В Библии говорится конкретно, какие вещи Бог не приемлет. Лучше, чем я буду своими словами говорить, я процитирую. Это недолго, не бойтесь. Апостол Павел написал: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего". Смысл, да, какой? Это первое послание коринфянам, шестая глава, девятый, десятый и одиннадцатый стихи. Здесь перечисляются конкретные дела: блудники и прелюбодеи, то есть те, кто ведут безнравственный сексуальный образ жизни. Многие сегодня прославляют его в своем творчестве. Если вы такое наблюдаете, то вы можете сделать такой вывод, что это не соответствует нормам Бога. Может быть, не стоило делать такие выводы, что это сатанизм. Человек может и не знать таких тонкостей, нас этому в школе не учат. Я не хочу углубляться в рассмотрение остальных пороков, которые обсуждает Библия. Но если кто-то в своем творчестве или своим образом жизни это прославляет, то можно таким задаться вопросом, какой это пример подает.
- А кто из современных музыкантов подает такой пример?
- Я не буду это говорить, потому что это не моя задача. Есть свои собственные уши, глаза, и вы можете читать, писать и обрабатывать информацию и делать вывод, кто там является, кто не является и так далее.
- Почему же вы в музыке не прославляете Бога, как христианские группы, не поете на стихи из Библии?
- Я хочу сказать, что не следовало бы воспринимать использование творчества и рок-музыки вот так вот узколобо: либо это христианский рок, поющий про Библию, либо это сатанизм. Все-таки для меня музыка является профессией. Я это знаю и делаю. Мне это нравится, я живу этим, это мой хлеб. Я стараюсь при этом делать что-то, что могло бы нравиться людям. Развлечь. Ну, например, детские песни. Песни на стихи поэтов, которые пишут для детей. Это весело.
- То есть вы не пользуетесь своим искусством для обращения слушателей в веру?
- Да. Дело все в том, что Иисус не учил своих учеников массовому обращению в веру. Потому что вера - это очень серьезно. Это не то, во что можно обращать массы. Многие думают, что вера - это когда их зомбируют. Это очень серьезное дело, то, что обращено прежде всего к разуму и сердцу человека. То, что каждый человек должен лично для себя серьезно обдумать.

ЗЕЛЕНАЯ КОМНАТА:
Иван Жук - акустическая гитара;
Игорь Рудик - клавиши (экс-ДЕТИ);
Федор Чистяков - акустическая гитара, вокал.

BAYAN, HARP & BLUES:
Московские музыканты:
Владимир Кожекин - губная гармоника (Умка, БЕЗУМКИ);
Павел Пичугин - бас-гитара (Умка, БЕЗУМКИ);
Гарик Богдагюлян - барабаны (джаз-рок-группа РААГ);
Питерский гитарист - Иван Жук (КЛЮЧ, Умка, БЕЗУМКИ);
Федор Чистяков - баян, вокал.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета