Damaja, Jeru De
Пророк из Бруклина


Я без труда могу представить себе такую картину: Jeru De Damaja преподает этику, скажем, или философию в каком-нибудь колледже. Таким людям, как он и неприкосновенный KRS-One, только дай открыть рот, как оттуда низвергнется огненная лава трезвых умозаключений и метких фраз, способных наставить на истинный путь даже самого законченного подонка. Большинство входит в игру, представляя реальность своих текстов в описании мрачного детства, насилия копов и квартальной братвы и в то же время в мечтаниях о "лексусах", сотовиках и золотом ошейнике. Потом они стригут с нас с вами бабки за свои записи, у них это все появляется и одновременно пропадает всякое желание пообщаться с бывшими корешами по району и заниматься настоящим хип-хопом. Джеру же избрал иной путь, путь наставника и в каком-то смысле даже самопровозглашенного пророка. Хип-хоп для него - это, в первую очередь, оружие массового просвещения и поле для философских баталий, а уж потом саги о юных гангстерах и продажных сучках. Встречайте его долгожданный третий альбом "Heroz4hire" после четырех лет молчания с массой приятных и печальных сюрпризов. Главный из них - Джеру больше не работает с DJ Premier, продюсером его первых двух работ.

Кендрик Джеру Дэвис (Kendrick Jeru Davis, р. в 1971 году в Бруклине, Нью-Йорк) был назван своими родителями в честь сына египетского бога Осириса и богини Исис. Его имя (Jeru) переводится как "первый бог", так что можно с полной уверенностью сказать, что он был отмечен еще при рождении. Там на небесах вполне беспроблемно могли жить боги, и, быть может, Джеру действительно был с ними на равных, но здесь, на грешной земле нью-йоркских улиц и подворотен, нужно было как-то выживать, и он устроился на первую свою работу - менял изношенные шины на городских автобусах.
Имея за плечами обыкновенное школьное образование, он постигал премудрости жизни через книги. Именно тогда он впервые узнал, что самые древние наши предки - выходцы с Азии (и белые, и черные, и даже пигмеи). Это навело его на мысль о мощной единой природе всех людей, о которой многие сейчас просто забыли в угоду своим расистским и прочим эгоистичным интересам. Мы так похожи друг на друга и так разобщены, что давно пора было родиться человеку, который, подобно Иисусу, показал бы людям дорогу к единству интересов и мышления. Религия не всегда честна с людьми - не будем забывать, что все-таки ее придумали одни люди, чтобы держать в повиновении других людей, поэтому Джеру, мусульманин по вероисповеданию, в чьих жилах течет кровь деда-ямайца и бабки-кубинки, взял на себя эту нелегкую миссию, приняв за основу хип-хоп.
Свой первый рэп он сочинил и исполнил в 10 лет. Чуть позже с приятелем DJ PF Cuttin\\\\\\' они записали несколько сырых демо-кассет... Прошло еще немало времени перед тем, как на съемках видеоклипа "Manifest" он познакомился с Guru и DJ Premier из GANG STARR, двумя хип-хоп-вундеркиндами, которые взяли под контроль его бесспорный талант. Де Дамайя впервые блеснул своим вокальным мастерством и броским бруклинским стилем уже в 1992 году на треке "I\\\\\\'m The Man" из альбома GANG STARR "Daily Operation" и сразу же отправился гастролировать вместе со своими покровителями, вставляя свои фристайлы в "живые" песни дуэта. В 1993-м его дебютный сингл "Come Clean", выпущенный Illkids Records, скромным лейблишкой Гуру и Премьеры, буквально разорвал в пух и прах все андерграундные рейтинги и предпочтения уличной тусовки своим ностальгичным чистым олд-скулом. Годом позже Америка с аппетитом проглотила его первый альбом "The Sun Rises In The East" (по контракту с Payday Records), мастерски спродюсированный DJ Premier, но чуть было не обиделась на него за "Da Bichez" (все-таки там еще остались честные девушки, и Джеру это позже признал). По сути, над этим великолепным альбомом, соразмерившим джаз-рэп GANG STARR и хардкор-гангста-шит Восточного побережья, работала целая партъячейка под названием GANG STARR FOUNDATION (GANG STARR, GROUP HOME и Big Shug). Джеру впервые представил хип-хоп-головам три своих псевдонима - Mr. Ignorance, The Prophet и D Original Dirty Rotten Scoundrel и подбросил еще парочку ставших культовыми вещичек типа "You Can\\\\\\'t Stop The Prophet", "Jungle Music" и "Mental Stamina", на которой творил словесные чудеса его друг и единственный (!!!) гость на этом диске Afu Ra.
Но как бы ни был свеж и самобытен "The Sun Rises In The East", его скоро забыли из-за слабой раскрутки.
Джеру вернулся через два года и в очень хорошей форме. Альбом "Wrath Of The Math" - это суперпродакшн школы GANG STARR и новые умственные провокации Де Дамайя. "Нашему взаимопониманию и сработанности с Премьером, - отмечал тогда Джеру, - можно было только позавидовать. Он сочинял для меня ритм, а я сию же минуту подбирал к нему раймы". Да, в хип-хопе такое редко встретишь, и тут этот многолетний союз явно приуспел. А если вспомнить еще, что Джеру выступил с массой инноваций и в читке ("Me Or The Papes"), то про ответ ("Black Cowboys") на не вполне понятные наезды THE FUGEES в их альбоме "The Score" можно вообще забыть. А все-таки Уайклеф, Лорин и Праз не только, по мнению самого Джеру, выглядят и работают, как он. И их желание доказать обратное, по-моему, это лишний раз подтверждает. Паффи немного досталось, но его ругает весь андерграунд, хотя Bad Boy Entertainment - это же самое успешное независимое предприятие в современной музыкальной индустрии, а ведь он его построил на голом месте. Не нужно слишком открыто завидовать, когда у самих не очень получается! Хороши "Revenge Of The Prophet", "One Day" и "Ya Playin\\\\\\' Yaself", и особенно радует, что Де Дамайя наконец-то перешагнул через свою непонятную отстраненность и пригласил сюда массу известных людей от Foxy Brown до гангстеров c Death Row. В общем, при укоренившемся стандарте более слабых вторых альбомов его "Wrath Of The Math" оказался очень даже приличным.
Но, к сожалению, следующей его работы пришлось ждать аж целых четыре года, во время которых Джеру довольствовался ролью продюсера молодых ритм-энд-блюзовых исполнителей и редко появлялся в поле зрения прессы. Все это время было много слухов касательно их размолвки с DJ Premier (хотя Де Дамайя и черканул пару строк для альбома GANG STARR "Hard To Earn" 1998 года), но конце концов Джеру выступил с заявлением, что у них с Премьером все в порядке, просто бывшему ученику пора самому становиться мастером и брать собственное дело в свои руки.
Таким образом, на данный момент Jeru De Damaja выпустил один свой новый диск "Heroz4hire" на собственном лейбле KnowSavage Records и готовит еще один альбом с предварительным названием "Armor Of Gold - Dirtier Than Ever". Параллельно он ведет переговоры с лейблом London Records на распространение своих записей и надеется, что сможет избежать заключения еще одного рабского контракта. Свои новые песни он охарактеризовал как 100-процентный Jeru De Damaja, немного хардкора и бруклинского темперамента, больше свежих идей и знания дела.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета