Cochran, Ray Edward
Двадцатиэтажный рок


Музыкальная история распорядилась так, что имя Эдди Кокрена не столь широко известно поклонникам рокабилли по сравнению с такими пионерами, как Бадди Холли (Buddy Holly) или даже Джин Винсент (Gene Vincent). Одним из объяснений этому служит фатальный рок, преследовавший когорту самых талантливых рокабилльщиков, который оборвал музыкальную карьеру Кокрена, а вместе с ней и его жизнь буквально на взлете. До своей трагической гибели в автокатастрофе в 1960 году Кокрен едва успел записать пару успешных (с точки зрения мест в чартах) хитов. Однако, как и в случаях со многими рокерами того времени, о его вкладе в рок-музыку едва ли стоит судить только по хит-парадной статистике.

Рэй Эдвард Кокрен (Ray Edward Cochran) появился на свет в городке Альберт Ли, штат Миннесота, 3 октября 1938 года в многодетной семье выходцев из Оклахомы Фрэнка и Элис Кокрен. Младший ребенок в семье, он был единственным, кто проявлял живой интерес к музыке и игре на гитаре. Своим первым нескольким аккордам он научился от старшего брата Боба.
В 1951 (по другим данным в 1953) году в поисках лучшей доли Кокрены перебираются в пригород Лос-Анджелеса, небольшой городишко Белл Гарденс (Bell Gardens). Попав в незнакомую среду, вдалеке от старых друзей Эдди целиком посвящает свободное время совершенствованию своей игры на гитаре. Благо теперь у него под рукой целая книга гитарных аккордов. По воспоминаниям матери, "если бы ему позволяли, он играл бы 24 часа в сутки".
В школе Эдди знакомится с Конрадом "Гайбо" Смитом (Conrad "Guybo" Smith), игравшим на электрической гитаре, и организует вместе с ним и другими однокашниками школьную группу, которая выступает на открытиях супермаркетов, школьных собраниях - в общем, где разрешают. (Впоследствии "Гайбо" Смит, сменив гитару на бас, будет участвовать в большинстве записей Кокрена.)
Ребята часто репетируют в подсобке местного музыкального магазина, владельца которого впечатлило мастерство Эдди. Именно там Кокрен купит свою знаменитую сияющую гитару фирмы "Gretsch", с которой он запечатлен для истории практически на всех дошедших до нас фото.
В 1954 г. Кокрен объединяет свои усилия с молодым кантри-исполнителем, к тому же еще и его однофамильцем Хэнком Кокреном (Hank Cochran). Под названием COCHRAN BROTHERS они играют большей частью традиционный кантри-энд-вестерн в вечерних шоу местных клубов. В то время Эдди лишь изредка осмеливался подпевать Хэнку в припевах отдельных песен. Главной его заботой оставались гитарные партии. И здесь его талант проявлялся со всей полнотой и выразительностью.
Во многом ориентируясь на стиль знаменитого уже в те годы Чета Эткинса (Chet Atkins), которого он "снимал" нота в ноту, Эдди увеличил скорость игры и расширил гармоническую структуру своих сольных партий. По воспоминаниям работавших с ним музыкантов, "вместо того, чтобы брать открытый аккорд, он играл те же ноты выше по грифу, но не используя барэ, - и добивался такого же звучания". А вот что говорил "Гайбо" Смит: "Он мог играть все - джаз, кантри, рок-н-ролл, быстро, медленно - как угодно. Как-то раз я видел, как он играл одну мелодию с медиатором на большом пальце. Прямо посреди соло он сует его в рот и продолжает играть обычным медиатором. И все это - не пропустив ни ноты. Я наблюдал за его руками: они были нежными и гибкими, как будто без костей, а пальцы гнулись во все стороны".
Именно в составе COCHRAN BROTHERS в 1955 году Эдди записывает свой первый сингл на голливудской студии Ekko Records - две песни в стиле кантри, "Two Blue Sihgin\\\\\\\\\\\\\\' Stars" и "Mr. Fiddle", а затем еще несколько композиций, среди которых следует выделить "Tired And Sleepy". Ни одна из них, впрочем, не имела коммерческого успеха.
Постепенно под влиянием новых музыкальных тенденций и особенно после посещения концерта Элвиса Пресли в Далласе Эдди начинает тяготеть к рок-н-роллу и вырабатывает более плотное и жесткое звучание. Данное увлечение повлекло распад дуэта с Хэнком и определило направление дальнейшего музыкального развития самого Кокрена.
С сентября 1956 г. Эдди сотрудничает с Джерри Кейпхартом (Jerry Capehart), талантливым музыкантом и автором песен, в соавторстве с которым будут написаны все его самые знаменитые хиты. Появившаяся на студии Crest Records песня "Skinny Jim" была первым результатом их творческого тандема. Классический рокабилльный боевик, сделанный в довольно агрессивной манере, с вокалом самого Эдди. Результат в хит-параде близок к нулевому. Однако данная запись была использована Кейпхартом в качестве демо для того, чтобы привлечь более крупные звукозаписывающие компании. Вскоре на нее клюнула Liberty Records, предложившая Кокрену контракт на запись нескольких синглов. Не в последнюю очередь на такое решение компании повлияло появление Эдди в музыкальном фильме "Girls Can\\\\\\\\\\\\\\'t Help It", собравшем и сдружившем целую обойму "звездных" рокеров - от Джина Винсента до Литтл Ричарда. Вклад Кокрена в фильм - классический суперхит "20 Flight Rock".
...Октябрь 1956-го. Золотое время. Все в строю, все живы, молоды и веселы. Дальше было хуже...
В 1957 году Эдди записывает свой первый (и один из немногих) коммерческий хит - кавер-версию песни "Sitting\\\\\\\\\\\\\\' In The Balcony" (автор Johnny Dee), занявшую 18-ю строчку в американском хит-параде, тогда как оригинал достиг лишь 38-й. Далее следует промоушн-тур по городам и весям Америки.
1958 г. знаменуется для Эдди сразу несколькими удачами. Хит "Jenny, Jenny, Jenny" не оценен по достоинству, но зато песня "Summertime Blues", написанная совместно с Кейпхартом, занимает 8-е место в американском хит-параде и становится "золотым" диском, разойдясь тиражом более чем в миллион копий. Данная вещь представляла собой выразительный, немного ироничный тинейджерский гимн с бунтарскими интонациями, столь популярными позже, в 60-е гг. Кроме того, "Summertime Blues" удачно дебютирует в чартах туманного Альбиона (# 18).
Начало 1959 года не предвещало дурного. "C\\\\\\\\\\\\\\'mon Everybody" - 35-е место в Америке. Эдди приглашен на съемки очередного рок-н-ролльного "шедевра" "Go, Johnny, Go", работа над которым заставляет его прервать турне по северо-западным штатам со своим другом Бадди Холли и еще двумя музыкантами. Известие о том, чем закончилось это турне для остальных, повергло Эдди в глубокий шок. Небольшой самолет, нанятый Холли, Ричи Вэленсом (Ritchy Valens) и Биг Боппером (Big Bopper) для чартерного перелета, потерпел аварию. Все трое рокеров погибли. Вэленсу было только 17.
Находясь под глубоким впечатлением от этой трагедии, Кокрен зарекается летать самолетом. Вернувшись в студию, он записывает песню-реквием погибшим друзьям - "Three Stars" (автор текста - Кейпхарт): "Взгляни на небо, на север. Там ты увидишь яркий свет трех новых звезд... Мы будем помнить о вас и шлем вам нашу любовь...".
Итак, счет "звездам на небе" был открыт. По иронии судьбы песня увидела свет лишь после гибели самого Эдди, в 1960-м.
Но жизнь продолжается. Продолжается и работа Кокрена над новыми хитами с сопровождающим составом THE KELLY FOURS. В апреле "C\\\\\\\\\\\\\\'mon Everybody" занимает 6-е место в Великобритании. Успехом там пользуется и "Something Else", написанная для Эдди его подругой (позже невестой) Шэрон Шили (Sharon Sheely). Наметилась тенденция: Британские острова все теплее относятся к американским рокерам.
9 января 1959 года, несмотря на все зароки, Эдди вместе со старым приятелем Джином Винсентом отправляется на 10 недель на гастроли по Великобритании. Тур имел огромный успех и сопровождался восторженной реакцией публики. Кокрен выступает на британском радио и телевидении, в популярном шоу "Boy Meets Girls". С марта Эдди в его разъездах сопровождает Шэрон Шили. Воодушевленный успехом, импресарио предлагает рокерам новый тур по Великобритании в мае. Винсент и Кокрен соглашаются, но решают слетать домой, чтобы отдохнуть.
Дальше счет идет на дни.
16 апреля после финального (дополнительного) концерта в Хипподроме (Бристоль) Кокрен, Шили и Винсент спешат на двухчасовой ночной поезд до Лондона, который должен был доставить их точно к отлету самолета в Штаты. Не успев на поезд, они берут такси...
О том, что было дальше, ни один рокер не может вспомнить без содрогания.
Час ночи, окрестности городка Чиппенхейм, скорость - 70 миль в час (112 км/ч), лопнувшая шина, фонарный столб... Винсент вспоминает: "Единственная причина, по которой я остался жив, - это то, что я принял снотворное. После удара я проснулся и потащил Эдди к "скорой", хотя у меня самого была сломана рука. Я был в таком шоке, что подумал - со мной все в порядке". Винсент и Шили отделались переломанными ребрами и конечностями. Выброшенный силой удара через лобовое стекло машины, Кокрен умер в госпитале, не приходя в сознание, в пасхальное воскресение 17 апреля 1960 года.
На этом рок-н-ролл в его чистом виде закончился. К тому моменту славная плеяда американских рокеров растворилась в небытии. Элвис "тянул лямку" в армии, Берри мотал очередной срок за решеткой, Ричард ударился в религию. Остатки же в лице Джерри Ли Льюиса и Винсента были не в состоянии противостоять цунами "британского вторжения". Во всей этой ситуации одно внушало оптимизм: британские ребята знали и ценили свои корни...
Во время их первой встречи в 1957 году святой Павел (Paul McCartney) поразил святого Иоанна (John Lennon) исполнением "одной забойной штуки". Проныра Пол не только мог ее сыграть, но и знал все слова. Это была "20 Flight Rock".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета