Фестиваль "Хип-Хоп-Нация 2000" Как это было
8 апреля в столице Беларуси, в парк-клубе "Минск", состоялась очередная "Хип-хоп-нация", организаторами которой выступили агентство "Линия звука", "Хип-хоп-центр" и, собственно говоря, непосредственно сама "Хип-хоп-нация". Благодаря рекламе, данной организаторами, создалось впечатление, что мероприятие станет действительно реальным отображением культурной жизни молодежи Беларуси. На самом же деле происходящее можно описать так: полнейшее нае..лово как самих участников фестиваля, так и народа, пришедшего потусоваться...
Все должно было начаться в 12.00, но начало было положено намного позже... Фестиваль...
В связи с тем, что устроители в принципе поспешили с организацией фестиваля минимум на месяц (все же реальнее делать мероприятия такого рода тогда, когда природа наименее капризна и ты от нее не ожидаешь снега с дождем), как и следовало ожидать, возникли проблемы с погодой. Поэтому ни о каком граффити и роликах речь не шла. Люди вынуждены были ждать 16.00 - как бы начало второй части мероприятия.
Итак, 16.00: снаружи - окоченевшая от холода толпа, находящаяся под дверьми клуба, еще долго смотрит на закрытые двери; внутри - не совсем понятно, что происходит, так как толком НИЧЕГО не происходит. Все чего-то ждут, но чего ждут - непонятно: то ли саундчека (которого так и не дожидаются), то ли еще чего-то...
И вот двери клуба открыты. Народ потихоньку начинает заполнять собой клуб. Играет надоевшая до упора музыка: все тот же "Jump Around" и тому подобное...
Пока народ сходится, би-бои делают маленькую разминку. В то же время по танцполу туда-сюда катаются роллеры и скейтбордисты, и, естественно, по мере заполнения зала места для катания, которого и так мало, становится все меньше и меньше. Итог: ребятам удалось покататься не более получаса...
Наконец на сцену вышли ведущие и поздравили присутствующих с началом мероприятия. Выступление групп начали с раздела "новички", в котором отметились R.I.P. LEGION, Campas, Доктор Вербель, БЕЗ НА, ЮЖНЫЙ ЦЕНТР и... все. Часть команд отказалась от выступлений, видя постоянное отключение микрофонов, прерывание фонограмм на середине выступления и т.п., а остальных просто-напросто прокинули. Затем выступила группа, которую, цитирую, "...власти притесняли, запрещали, но они все равно выступали...", - группа ТС-52. Это до чего же их притиснули, что выступили они с песней минимум трехгодичной давности в номинации "Лучшая песня 1999 года"! После "запрещенных мальчиков" выступил Хлоп-Ч (экс-Мурешан). Не хочется, конечно, язвить по поводу ТС и Хлопа, но почему-то из всех выступающих только у них не вырубались фанеры и не фонили микрофоны и вообще звук был вроде бы даже неплохой...
Следом вышли группы - гости фестиваля: NORTH SIDE, BLACK ZONE и ТРИ ПОРОСЕНКА и начали свое выступление с того, что предъявили претензию людям, сделавшим флайера. Как выразился представитель ТРЕХ ПОРОСЯТ: "Мы не принадлежим к "Балтийскому Клану", который распался полтора года назад. У нас своя тусовка под названием PXP. И информация, данная во флайерах, - это оскорбление для нас". Но ребята ошиблись, адресовав эти слова художникам, которые делали флайер (C.S.CREW). В афишах "МГ" также прошла информация о "Балтийском клане", поэтому правильнее было бы обратиться к конкретному человеку, который давал инфо о группах и в "МГ", и художникам, а именно к Олегу Литвинюку из "Хип-хоп-нации"...
Выступление самих питерских команд лично на меня не произвело сильного впечатления. Звук был ужаснейший. Больше всего понравилась первая тема, что-то типа "Фристайла PXP". Народ завелся с пол-оборота, хотя и не разбирал ни музыки, ни слов выступающих. По поводу гостей скажу лишь одно: фестиваль-то был посвящен белорусской хип-хоп-культуре. На самом же деле мероприятие из фестиваля плавно и затяжно вылилось в настоящий концерт вышеупомянутых питерских команд. Вследствии чего произошел сдвиг по времени и большинство заявленных команд не смогли выступить (вот тебе и фестиваль белорусской хип-хоп-культуры!).
После гостей настала очередь би-боев и их обломов. Мало того, что опять-таки не все заявленные команды би-боев смогли выступить, так тем, кто выступал, самым беспардонным и дебильным (другого слова не нахожу) образом вырубали на середине выступления фонограммы. После того, как таким же образом оборвали MULTISTEP CREW, толпа еще долго скандировала: "МУЛЬТИСТЕП, МУЛЬТИСТЕП...". А после выступления D.D. CREW народ начал в весьма быстром темпе удаляться в сторону гардероба.
Но ведь еще не выступили альтернативные команды. Получилось всего две - DRUM XTС и ПАПЕНКИНЗ БЭНД. И те, и другие выступили хорошо, хотя сами и затрахались с настройкой аппаратуры.
И, наконец, самое интересное в этой истории, как вы уже, наверное, догадались, - это награждение победивших в номинациях...
Награждение...
После того, как самым наглым образом обрубили выступление группы ПАПЕНКИНЗ БЭНД, обалдевший народ, громко ругаясь, направился к гардеробу. В этот момент на сцене появились ведущие и стали умолять людей дождаться конца этой эпопеи, а именно - церемонии награждения. Удивлению не было предела: какие награждения и награждения кого, если выступило всего 10% от общей массы заявленных команд?! Не буду приводить итоги всех номинаций, затрону лишь самые скандальные. Итак...
"За вклад в хип-хоп-культуру" получили, как многие могли догадаться, ТС-52. Конечно, никто не спорит с тем, что ТС-52 - это первая белорусская рэп-команда, и поэтому они достойны какого-то уважения, но, извините, что они сделали для развития хип-хопа и в чем заключается их вклад? За дипломом вышел бессменный лидер этой "легендарной" команды, организатор данного фестиваля Олег Литвинюк. Люди в зале, начавшие понимать, что итоги номинаций - также полная подстава, встретили его огромным взрывом эмоций: смехом, свистом и криками типа "фу". Лидер ТС-52 взял им же сделанную грамоту и под всеобщий свист покинул сцену.
Естественно, "Лучший мужской соло-проект" взял Хлоп-Ч - протеже Литвинюка.
Когда объявили Joker победителем в номинации "Лучший женский сольный проект", лично меня это не удивило. Всем известно, что Кэт является первой девушкой, начавшей читать (причем качественно) рэп в Беларуси, а может быть, и не только: в России до сих пор нет ей аналогов, а также аналогов первой белорусской женской команде - GANG BANG CREW, которая теперь называется ОТ И ДО. И всем известно, что Кэт является единственной и лучшей (уж, по крайней мере, как соло исполнительница - так это точно). Джокер же, как уже писалось в "МГ" # 13 от 04.04.2000, сама по себе не является сольным проектом - она лидер ОТ И ДО и о сольной карьере даже и не помышляет (насколько я об этом осведомлен). Так как же она могла стать лучшей, грубо говоря, не в своей номинации?
Но самым скандальным было не то, кто какую номинацию выиграл, а то, как сами группы и просто люди, которые пришли на это мероприятие, отреагировали на итоги "Хип-хоп-нации". Первым ударом по организаторам была речь лидера команды ПАПЕНКИНЗ БЭНД, который на предложение ведущих сказать что-нибудь по поводу награждения его команды как "Лучшей альтернативной группы" выразился коротко и ясно: "Литвинюк - говно...". Толпа среагировала моментально - в воздух поднялось множество рук (как бы голосуя "за") и послышались крики одобрения. После этого почти каждая команда, вышедшая на сцену, начинала и заканчивала свою речь одними и теми же словами: "Литвинюк - лох, "Хип-хоп-нация" - г..., Литвинюк - г...", и люди в зале полностью поддерживали лозунги. И если вначале ведущие пытались хоть как-то отстоять честь организатора, то после того, как целый ряд команд вышел с заявлением одного и того же плана, они просто смотрели на все с широко раскрытыми глазами...
Закончилось все тем, что на просьбу ведущих поблагодарить организаторов за сделанное мероприятие народ просто послал куда подальше и ведущих, и организаторов...
В общем, как и всегда, "Хип-хоп-нация" - это куча некомпетентности и желания сорвать побольше бабок с мероприятия, забыв не только о людях, приглашенных в нем участвовать, но и о тех, кто на них пришел посмотреть...
Немного о том, чего не знает большинство...
Часть команд, которые должны были участвовать в фестивале, либо не попала на него, либо покупала билеты (!) для того, чтобы пройти...
Что касается звука: на фестиваль были заявлены команды, играющие вживую, однако организаторы решили сэкономить на них и не удосужились поставить концертный аппарат. В результате чего и был плохой звук. Так что все претензии не к клубу, а к организаторам...
Компетентность "Хип-хоп-центра" была уже поставлена под вопрос ранее (см. в "МГ" статью о "4 апельсинах"). Что касается компании "Хип-хоп-нация", то мало того, что в природе ее нет юридически, так она постоянно дает о себе преувеличенную информацию. К тому же раздражают постоянные заметки в средствах массовой информации о Хлоп-Ч (бывший Мурешан), которого "Хип-хоп-нация" раскручивает как любимца публики, что является полнейшей лажей.
Поэтому естественной выглядит победа ТС-52 и Хлоп-Ч. Хотя лично я задаю персональный вопрос организаторам: "Где можно было увидеть жюри и кто в нем состоял?". Пришедшим его даже не представили, потому что его не было...
По поводу самого клуба: "Минск" является относительно молодым клубом, нуждающимся в некоторой рекламе. В результате "Хип-хоп-нации 2000" имидж клуба был основательно подпорчен. Получилось так, что куча народа не смогла попасть на фестиваль (даже люди с билетами (!)). Естественно, и без того разозленная публика захотела сдать билеты в кассы клуба и вернуть свои деньги. Но весь прикол состоит в том, что билеты-то не принадлежат клубу "Минск". Это им и пытаются разъяснить в кассах, но люди, доведенные до отчаяния, не хотят ничего понимать и посылают клуб куда подальше с заявлениями типа: "Да галимый клуб, да пошли бы вы на..., да мы ни за что на свете сюда больше не придем...". По этому поводу хотелось бы сказать, что деньги за билеты можно получить, позвонив по телефонам организаторов, и что действительно клуб здесь ни при чем.
Это просто засада какая-то: в клубе на 22 апреля намечено действительно стоящее мероприятие - первый фестиваль белорусской рэп-музыки, а люди боятся покупать билеты, думая, что организация будет такой же. Поэтому хочется выразить Олегу Литвинюку персональное спасибо за "особый" вклад в развитие белорусского рэпа. Я хочу обратиться к тем, кто сомневается в том, стоит ли идти на рэп-фестиваль: сравните состав организаторов. Не стоит делать поспешных выводов и из-за каких-то... забивать на белорусскую рэп-музыку. Дайте командам еще один шанс показать, чего они стоят...
Участники фестиваля...
Филипп Чмырь из DRUM XTC: "Я считаю, что проблемы при организации такого плана мероприятий всегда есть. И то, что было много людей на входе, это не страшно. Нам не понравилось отношение к людям, которые работали, - музыкантам и танцорам. Отсутствие гримерки, отсутствие каких-либо других обычных условий, обеспечивающих комфорт музыкантов. Самое главное - это полный непрофессионализм. Пригласили "живые" группы (причем из шести выступило лишь две) и не обеспечили аппаратуру для концерта. Музыкантам пришлось привозить все свое. Отсутствовала мониторная линия, и играть было невозможно. Микрофоны мы приматывали к барабанам лейкопластырем, которым заматываем руки на выступлении. Причем это были дикторские микрофоны, вокальные. Нам не вернули деньги за такси, на котором мы везли инструменты. И мы зареклись с этими людьми больше работать. А "Линия звука", я считаю, запятнала себя такой акцией".
Банкила (3XL): "Полная профанация. Взять хотя бы то, что Литвинюк видел меня на улице и все равно не провел меня в клуб. Я думаю, что это могло произойти по следующим причинам: а) он не помнил, кого именно вписал в диплом; б) не узнал меня; в) рамсы попутал. Лично я склоняюсь к последнему варианту. Мой компаньон правильно сделал, что забил на все и уехал еще часов в пять. Я искренне жалею, что не сделал то же самое...".
LiQuiD (C.S.CREW): "Члены команды C.S.CREW, которая принимала участие в организации и сделала флайера и афиши, оказались за дверьми клуба. Главный организатор делал умный вид и со словами "сейчас, сейчас, парни, я вас проведу" уходил заниматься своими делами. Подобное свинство продолжалось около трех часов. Хотим ему выразить благодарность...".
Фунт и Дэйв (вокалисты группы ПАПЕНКИНЗ БЭНД, во флайере название группы написано как ПАПЕНСКИНЗ БЭНД): "Не было концертного аппарата. Барабаны и комбики искали сами, комбик мы привезли свой, бас-комбик так и не нашли. Барабаны привезли ЧУДОПЛАН. И, когда пришло время выступать, вместо обещанного получаса мы сыграли 10 минут. И то на протяжении выступления вырубался звук. ЧУДОПЛАН обиделись именно на нас из-за того, что им не удалось выступить. Единственное, что было классно, - это наша публика".
WildSpin (MULTISTEP): "Нет впечатлений - одни высказывания... Как такового фестиваля-то и не было. Минск не готов к такого рода мероприятиям в лице таких организаторов, как Олег Литвинюк и еще нескольких людей, которые позаботились о своем денежном благополучии на данный момент времени и наплевали на всех остальных. Например, D.D. CREW, приехавшие за свои деньги, также столкнулись с полнейшим безразличием. А эта команда пользуется в кругах брейк-данса большим уважением...Такие люди, как Литвинюк, не должны заниматься продвижением хип-хоп-культуры в Беларуси. Организация этого мероприятия была последней каплей, переполнившей чашу терпения, и такие команды, как D.D. CREW и MULTISTEP, на мероприятиях такого рода больше не появятся. К тому же надоел образ бессребреников...".
Большой f...k...
Как уже было заявлено ранее (см. "МГ" # 13 от 04.04.2000), от работы с "Хип-хоп-нацией" первыми отказались 3XL, Кэт, UNDERGROUND PROJECT, НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ и ОТ И ДО. После "Хип-хоп-нации 2000" к ним присоединились практически все рэп-команды Беларуси:
Витебск: ПОДВАЛЬНЫЕ РИФМЫ, ЮГ-7, СТАРЫЙ ЗАВОД.
Лепель: Мех, Р\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'100, Макс-Дандара, Хакей.
Гомель: ГОРОДСКАЯ ТОСКА, Леший, Суббота, Мастер & Стриж, Repressor.
Орша: МУТАНТЫ, ГРЕШНЫЕ ДУШИ, ОПАСНАЯ ХРОНИКА, Ка.О..эС., УЛИЧНЫЙ ЗАКОН, $лон.
Осиповичи: МЯТЕЖНИКИ.
Мозырь: BLACK DUST K.
Могилев: Alay, M.C.M. ALLIANCE.
Молодечно: ОКОВЫ ЗЛА, Campos, ВНЕ ИГРЫ, БИ ПРОЕКТ.
Минск: Лэд & Фрэйд.
Брест: COLD CYCLON, MC Хоттаб, ТОЧКА ОТСЧЕТА.
Гродно: Dr. Verbel.
Таким образом, запомните раз и навсегда: понятия "хип-хоп" и "Хип-хоп-нация" (читай: Литвинюк), "Хип-хоп-нация" и "нормальная организация" - несовместимы...
P.S. В качестве иллюстрации возможностей "Хип-хоп-нации" прилагается диплом, выданный группе 3XL, по которому можно судить о качестве организации. Честно говоря, я даже не знаю, как можно прокомментировать нормальным языком данный диплом (имеется в виду исправление фломастером неправильно написанного названия песни - как вообще можно вручать такое?!). Кстати, в тот вечер 3XL так и не узнали о том, что, оказывается, они лучшие...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2000 год в рубрике музыкальная газета