Сахаров, Сергей
“Вольныя танцы” на раскаленной крыше


О том, чем является "белорусский шоу-бизнес", вернее, чем он упрямо не является, ныне прилично умалчивать, так как пафосная ругань уже всеми исчерпана до самого фундамента. В стране, где борьба с пиратством пока находится в эмбриональной стадии (сколько-то там сотен тысяч недавно конфискованных и уничтоженных компактов из дружественной Болгарии - это не средство. Только народ расстраивают), где искусство в большинстве случаев окупается лишь на духовном уровне, где рок-группы могут быть либо культовыми, либо начинающими (середина бывает редко, обычны скачки из одного состояния в другое), где с любым концертом на открытой площадке могут сделать то, что сделали этим летом в благодаря этому прославившемся Молодечно, - возможно ли в cтоль жутком и прекрасном мире делать нечто, что могло бы исправить положение?

Без сомнения, с деятельностью БМА group ("Беларуская музычная альтэрнатыва") знакомы в Беларуси все - если не прямо, то косвенно. То, что эти люди делают для молодой и талантливой белорусской рок-музыки, - свидетельство того, что у нее есть будущее. В апреле БМА выпускают очередной компакт-сборник из серии "Вольных танцау" - "Вольныя танцы: новая альтэрнатыва". В связи с этим действительно масштабным и судьбоносным (как знать?) для многих групп и для самих организаторов событием мы представляем вам Сергея Сахарова - одного из "двигателей" БМА и ценителя Настоящей Музыки.

- Начиная с самого начала, БМА group - это кто? Все-таки это не только Супранович и Сахаров...
- БМА group - это, как считается, молодежная инициатива, объединяющая вокруг себя людей, которые хотят как-либо помогать продвижению белорусской рок-музыки, так называемой "белорусской альтернативы". Приоритеты отдаются в первую очередь белорусскоязычной музыке и стилям, не совсем популярным среди массового слушателя, среди музыкального обывателя. На самом деле в активе нашей организации находится около пяти человек, а движущей силой все-таки являются два человека. Мы продуцируем основные идеи, а потом уже люди как-то нам помогают их осуществлять. К данному моменту БМА можно считать партнерской, можно сказать, дочерней структурой "Арт-классик company" - мы с ними очень тесно сотрудничаем. Компакт-диск и кассета "Вольныя танцы", в принципе, будут свидетельством этому.
- А чем новый компакт в концептуальном, скажем, понимании, отличается от предыдущего? Помимо названия, конечно.
- Вообще, чтобы не возникало основных вопросов, например, "почему у вас как таковой нету концепции компакта?" - в первом компакте это особенно было видно для многих, - в первую очередь следует отметить, что белорусского музыкального рынка как такового нет. Группы, которые поют на белорусском языке, на самом деле можно пересчитать по пальцам... Но уже не двух, а четырех рук. И в том, что этих рук из двух стало уже три или четыре, сыграла немалую роль и БМА. Мы с радостью работаем с новыми группами и с группами, которые имеют уже какой-то стаж работы, но поют на русском или английском, и мы просто просим, чтобы они делали песни для наших проектов именно на белорусском языке. И пока эти два диска близки в первую очередь тем, что они являются компиляцией. А стилистически первый не так ровен - там и хардкор... нет, хардкора там нету... хард-музыка, например, МЯСЦОВЫ ЧАС, и экстремальная музыка - ЗЬНИЧ, плюс легкая альтернатива от других групп.
Второй диск в этом смысле более выдержан, и стилистическая линия проходит в нем более ярко. Кстати, второй принцип, по которому мы работали со вторым диском, заключается в том, чтобы песни, которые собраны там, были потенциальными хитами. Это тоже можно считать новой заявкой в этом... шоу-бизнесе, когда уже можно говорить о том, что начинают появляться первые белорусские рок-хиты, которые уже будут раскручиваться. Об этом я могу говорить с уверенностью, потому что песни действительно будут ставиться в ротацию радиостанциями, с которыми мы работаем, - со "Столицей", с "Радио Би-Эй", в особенности с программой "Новое вторжение" - они выступают нашим информационным спонсором. Я думаю, что где-то половина песен - это стопроцентные хиты, и главное сейчас - раскрутка... В общем, конечно, монолитности и целостности в диске нету, но это объясняется только тем, что еще рано говорить о том, чтобы в Беларуси на-гора выдавалось по тридцать хороших песен, которые будут пользоваться популярностью.
Ситуация здесь такова, что одна песня может слушаться на протяжении трех-четырех лет, а в других странах, как мне кажется, она была бы хитом максимум сезон...
- Кстати, что касается непосредственно понимания "хитовости", по какому принципу вы отбираете песни для диска? То есть существует ли понятие форматности-неформатности применительно к "Вольным танцам"? Вот группа МЛЫН, например, на вас жаловалась-жаловалась... (в компакт их песня "Старонкі" трагически не вошла. - Прим. авт.).
- Я, в принципе, могу объяснить. Форматность тут определяется чисто субъективно. Мы выбираем то, что нравится нам, - мы все-таки не такие уж и старые, чтобы не знать и не чувствовать, чем сейчас живет молодежь и что слушает молодая публика. А во-вторых, мы просто видим, как реагируют на те или иные песни на концертах, - все же концертная деятельность у нас худо-бедно, но тоже двигается... Другое уже дело, если концертные и студийные варианты этих песен будут отличаться. Вот тут уже надо отсеивать. А в-третьих, мы отдаем предпочтение той музыке, которая стилистически близка к тому, что слушают на Западе, а не только на Востоке. Чтобы не было стыдно, что в музыкальном плане Беларусь немного отсталая страна. Это - прогрессивная музыка. Мы представляем и что-то наподобие world music - это группа ЮР\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Я с очень интересной песней, группа EXIST - это нойз, но более приближенный к массам, будут и какие-то каверы, особенно интересным будет LONG PLAY - уже с радиостанций идут отзывы, что песня вообще супер. Это кавер группы TROGGS "Wild Thing".
- На белорусском?.. (раньше, кажется, на оригинальном пели. - Прим. авт.).
- Конечно (интересно, как они перевели название, чтобы пелось? - Прим. авт.), они будут петь ее на белорусском - уже есть запись. В общем, будет все то, с чем не стыдно выходить на западный рынок. И тем более - на восточный рынок. Я думаю, что с Востока в этот раз предложений будет просто море - в прошлом году, например, поставили песню ПАЛАЦ на "Наше радио". Но, так или иначе, диск в первую очередь направлен именно на слушателя.
- По твоему мнению, может ли этот компакт спровоцировать в России своеобразную моду на белорусскоязычную музыку по аналогии с успехом многих украинских групп - ведь для нас такой прорыв чисто теоретически тоже может произойти?
- Честно говоря, мне не очень нравится это словосочетание - "украинский прорыв", "белорусский прорыв". Нам в первую очередь интересно работать именно с белорусским рынком. Это идиотство, когда белорусский рынок потребляет свою музыку через Россию. Просто идиотизм. Бытовой такой. А мне интереснее пробивать именно наш рынок, изнутри.
В том же, что в России будет мода на белорусскую музыку, я на сто процентов уверен. И сейчас она уже есть. И у меня есть информация о том, что к некоторым белорусским группам, которые работают сейчас в России на русском языке, многие московские журналисты обращаются, буквально требуя, чтобы они пели по-белорусски. Опять-таки, это - проявление того самого бытового идиотизма. Белорусский слушатель не требует этой музыки, он привык к тому, что группа может петь на английском или на русском. Но наши исполнители имеют шанс попасть на российский или западный рынок только с белорусскоязычной рок-музыкой. Русскоязычная музыка из Беларуси имеет популярность на Востоке только на каком-то этапе, периоде развития. Потом он пройдет, и они будут требовать белорусскую музыку. Если вы хотите популяризировать белорусский язык таким образом - пожалуйста. Но он должен когда-то стать форматным для музыки языком.
- Вы активно действуете с 1996 года. А чем вы занимались до этого?
- В первую очередь мы занимались концертами. Тогда концертная деятельность была не так лимитирована, как сейчас. Мы, я считаю, придумали очень удачную "фишку": сначала организовывали концерты в университетах, потом перешли на клубы - так, в общем-то, и появился проект "Вольныя танцы". Сидели мы как-то, думали, как назвать концерт белорусскоязычной рок-музыки, и тут буквально от балды пришло - "Вольныя танцы". Тут идет, конечно, аллюзия на Славу Кореня, точнее, на группу УЛIС и песню "Танцы на даху". Поэтому, кстати, в первом диске, если почитать буклетик, можно заметить (мы написали) - для нас эта песня, как Библия. Потому что на самом деле для нас все действительно пошло именно от этой песни.
Еще были проекты издательские, потом вышел диск. Это был, кстати, первый белорусский диск, изданный массовым тиражом и получивший какое-то распространение именно здесь. Второй диск, я думаю, имеет возможность запустить нас в новое пространство.
- Собираетесь ли вы отдельно издавать сольные диски молодых исполнителей?
- С дисками пока сложно. Пока - кассеты. Мы этим и занимаемся. Наших кассет за последние годы было издано больше тридцати. Сейчас мы переиздаем кассеты - у нас договоренность с музыкантами, с ПАЛАЦЕМ, с КРАМОЙ: мы переиздали "Камэнданта" КРАМЫ и первый альбом ПАЛАЦА, который пользуется бешеной популярностью и до сей поры. Опять-таки, вот еще одна метаморфоза белорусского шоу-бизнеса: альбом очень популярен, так почему бы не предоставить слушателю возможность купить этот альбом?
Просто суперпроектом стало издание кассеты группы DEVIATION. Как следует из "МГ" конца 1999 года, панк-группа DEVIATION признана одним из лучших проектов в Беларуси за этот год. В этом тоже наш вклад, причем немалый, - группа из Гродно стала суперпопулярной в Минске. В ближайшее время - привет группе МЛЫН - мы будем издавать кассету с записями молодых групп. Скорей всего это будет совместный проект с "Новым вторжением" "Радио Би-Эй".
- А вы не собираетесь целенаправленно раскручивать какие-либо молодые группы, представленные на диске?
- Собираемся. B первую очередь надо говорить, что мы будем официальными представителями БАСа в Беларуси - организации, которая занимается фестивалем "Басовiшча" - и в этом году претендентов на участие в нем будет гораздо больше. К нам уже обращаются по этому поводу группы, да, кстати, для "Музыкальной газеты" я могу дать координаты, чтобы на меня выходили белорусскоязычные группы - 220005, Минск, а/я 5, - и потом мы сделаем в Минске отборочный тур - на "Басовiшча" поедут выигравшие, лучшие.
Конкретно же мы будем заниматься HAPPY FACE - они тоже готовят белорусскоязычную программу специально для этого. Еще мы займемся группой БЕЗ БИЛЕТА... Кстати, касательно группы EXIST, на их успех я смотрю как на большой плюс деятельности БМА. Я без ложной скромности могу сказать, что мы им помогли выйти на широкую аудиторию. Потом они уже сами поехали дальше - "Басовишча", песня на диске - все это спиралеобразно закручивается и что-то уже выходит... И я надеюсь, что после "Басовiшча" это еще выкристаллизуется во что-то новое.
В кассету, кстати, войдет еще и POSTSCRIPTUM.
- Насчет презентации. Будут ли еще какие-либо концерты, непосредственно связанные с выпуском "Вольныя танцы: новая альтэрнатыва", кроме концертного зала "Минск"? Народу все-таки хочется и в клубах оторваться-попрыгать...
- Касательно "Минска": я заметил, что клубное движение начинает как-то замирать. Все стараются не только ради престижа, но и ради хорошего звука выступить именно в "Минске". Советую не удивляться тому, что мы выбрали именно эту площадку, - это, опять-таки, престиж, а во-вторых, уже надо выходить на какой-то новый уровень. Презентации будут проводиться и в регионах Беларуси. Трудно пока сказать, в каких городах, но, думаю, к концу весны это выяснится. Мы будем презентовать и кассету. Она будет отличаться от диска несколькими бонус-треками.
- А почему так хитро - обычно же бонусы бывают на дисках, а не на кассетах?
- На самом деле это такой ход. Люди обычно покупали первый диск, слушали, и потом от каждого исходило несколько копий... вообще, это называется "пиратские кассеты". Поэтому мы разделили публику на тех, кто слушает диски и хочет в первую очередь получить хорошее качество, и на тех, кто покупает кассеты. Некоторые бонусы появились потому, что качество некоторых песен не дотягивало до компакта, но мы все же решили поместить их на кассету, потому что исполняли их наши друзья или потому что песня была хорошая... В общем, это называется шоу-бизнес по-белорусски...
- Когда выйдет сам компакт? Он совпадет с концертом 19 апреля?
- Диск уже будет распространяться на презентации. Кстати, читателям "МГ" хочется сообщить, что будут сюрпризы - мы будем разыгрывать компакты и через газету, и через радиостанции, которые занимаются нашей поддержкой, так что слушайте наши белорусские радиостанции, читайте "Музыкальную газету", следите за анонсами.

Во все прогнозы Сергея действительно хочется верить. Нет сомнения, что белорусскоязычная музыка вскоре станет действительно средством прорыва белорусской культуры в сокровищницу мирового искусства (уже сейчас об этом можно говорить). На недавней пресс-конференции группы N.R.M. (устроенной, кстати, на журфаке) на мой вопрос касательно будущего молодых рок-групп лидер команды Лявон Вольский печально ответил: "Здесь, в Беларуси, будущее в любой момент может оборваться". Будем надеяться, что это был просто приступ грустного скептицизма. Пока что впереди - только хорошее. Слушайте "Вольныя танцы", и вы в этом убедитесь.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета