Hagen, Nina
Мамаша Кураж в поисках запредельного


Бытует мнение, что женщины, самореализация которых происходит в сфере рок-музыки, должны непременно быть феминистками и обладать целым букетом сугубо мужских черт характера. Однако те, кто придерживается данной позиции, упускают из вида главное: сущность человека всегда двойственна, поэтому в любой женщине живет мужчина и, соответственно, наоборот. Главное, чтобы баланс инь и ян в каждой конкретно взятой личности был гармоничным.

Такое сочетание можно наблюдать на примере незабвенной прародительницы европейского панка. Разменяв недавно свой пятый десяток, Нина Хаген отнюдь не намерена превращаться в занудную бабусю. Она столь же энергична и полна всяческих незаурядных затей, как и во времена своей бурной юности.

По всей очевидности, судьба рок-дивы, уготованная Нине, подкарауливала ее с колыбели. Появившаяся на свет в семье актрисы и писателя, будущая Гуру Экстаза сразу же окунулась в богемную обстановку. Классическая формула немецкого домостроя "kirche, kuche, kinder" (церковь, кухня, дети) и прочие обывательские заморочки никоим образом не привлекали Нину. Поэтому в свои 17 лет она думала не о том, как бы охмурить какого-нибудь богатенького мужичка и сделать его свои законным супругом, а о том, как сдать экзамены в Восточногерманской актерской школе. К сожалению, на экзаменах ее завалили, и расстроенная барышня подалась из родного Восточного Берлина в Польшу, чтобы начать там свою карьеру певицы. Поначалу все шло неплохо, но желание получить-таки артистическое образование вынудило Нину вернуться в Германию. После окончания Студии популярной музыки она успела побыть вокалисткой в целом ряде групп, сняться в кинофильмах, попутешествовать, "переехав" в Западную Германию, и заслужить титул "матери панка".

С начала 80-х годов Нина стала выпускать альбомы под собственным именем. К этому моменту она уже являлась культовой фигурой, этакой амазонкой рок-музыки, и ее имя частенько мелькало во всяческих скандальных хрониках. Но, помимо шокирующего поведения, уроков мастурбации по немецкому телевидению и основания Гармонической радикальной партии, она увлеклась эзотерикой. Обычно такого рода хобби даром не проходят, и вот результат: в лице Нины Хаген мы имеем не просто влиятельную деятельницу современной культуры, но и оригинальную проповедницу духовного развития человечества. "Я - Мать Тереза и Нельсон Мандела в одном лице, - замечает она, - поэтому мой дом - Вселенная."

Свое посвящение в мир трансцендентного она описывает следующим образом: "Впервые это случилось в 1981 году в Малибу, Калифорния. Была ночь. Я проснулась, подошла к окну. В воздухе - НЕЧТО. Свет и энергия, исходящие от этого парящего в воздухе и флюоресцирующего объекта, сфокусировались на мне с неописуемой силой. Все мысли покинули меня. Это переживание ввергло меня в совершенно экстатическое состояние - полное ощущение счастья… То, что произошло потом... Я сказала бы, что это произошла моя вторая инициация. Я получила знание, которое вместе с моим первым посвящением образовало великое целое. Теперь я знаю, что существуют разумные и добрые по своей природе существа из других миров и других измерений и что они проникают в нашу земную реальность. Все эти положительные силы - носители Единого Света, который поддерживает жизнь и творчество во Вселенной. Развитие планеты Земля затормозилось, и злые силы стремятся превратить ее в темную планету, несущую угрозу Космосу. Наклонности к саморазрушению и озабоченность материальной стороной мира тормозят наш прогресс, навязывая в международном масштабе изоляционистские способы мышления, работы и жизни". Удивительно, как при пожизненном пофигизме можно изрекать столь глубокомысленные идеи!

Можно было бы усмотреть в высказываниях Хаген элементы позерства и желание привлечь к себе побольше внимания, но ведь кому, как не ей, блистать своей потрясающей откровенностью. Поэтому, несмотря на весь имеющий место эпатаж, признаниям "мамаши панка" мы верим и даже в чем-то ей завидуем.

"Я знаю, - говорит она, - что сейчас многих людей совершенно не интересует запредельное, они смеются, когда им рассказывают о нем. Их интересует только здесь и сейчас - деньги, заработок, потребление... Тем не менее, мы все - духовные люди, независимо от того, знаем мы это или нет, поскольку каждый миг - это часть вечности. Поэтому даже самые ужасные грешники могут становиться лучше." На это Хаген, по крайней мере, весьма надеется, и потому прилагает к тому немало усилий. Жить в ашраме, выращивать помидоры и познавать божественное - вот такой скромный у нее план на будущее.

А пока Нина продолжает творить сакрально-музыкальные опусы. Ее новый альбом "The Return Of The Mother", вышедший в феврале, традиционно сохраняет в себе элементы гротеска, но вместе с тем проникнут какой-то загадочной эпичностью. Дух экспериментатора, похоже, не покинет Хаген до конца ее дней. Тут вам и оперные попевки, и техно-приколы, и готические выкрутасы в духе RAMMSTEIN, и медитативные мантры. В конце хагеновского "винегрета" следует хорошо известная поп-молитва "He Shiva Shankara", представленная в новой аранжировке. В общем, Мамочка способности удивлять не утратила. То ли еще будет, ой-ей-ей!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета