Даждь
ДАЖДЬ


(с) 1997 Дмитрий Студеный
12tks/60mins


Мне уже не единожды приходилось писать о наметившейся в начале 90-х годов тенденции слияния русского рока с фольклором. Однако русский фолк продолжает существовать в атмосфере тотальной незамеченности (приятное исключение - КАЛИНОВ МОСТ). Между тем именно фолку в его акустической ипостаси удается, с одной стороны, наиболее полно и ярко отразить, извиняюсь за пафос, русский национальный дух, с другой - зафиксировать индивидуальное мироощущение автора-исполнителя. Московская группа ДАЖДЬ - лишнее тому подтверждение.

Информация для любопытных. Проект Димы Студеного существовал на протяжении 1996-1997 годов. Выступал в клубе "Факел". И оставил после себя единственный альбом "Росстань", посвященный избравшим свет живой любви. Записывался он в расширенном составе: кроме мультиинструменталистов Дмитрия Студеного (авторство музыки и текстов, вокал, акустическая гитара, шумовые эффекты, перкуссия), Аркадия Голубкова (акустическая гитара, бас-гитара, перкуссия) и Артемия Бондаренко (бас-гитара, акустическая гитара, гармонь) в сессии приняли участие приглашенные музыканты - Светлана (Оксо) Гусятина (перкуссия), Юрий Лопухин (ЖМУРКИ, саксофон, флейта) и Иван Марковский (ex-ЛАЙДА, МАШИНЫ РАДОСТИ, бас-гитара). Как нетрудно догадаться при прочтении состава на обороте вкладыша, запись осуществлялась при посредстве многократного наложения звука.

Символично название альбома: росстань - это перекресток, на котором встречаются и расстаются. Такая участь постигла и группу ДАЖДЬ.

Общую стилистику ДАЖДЬ можно определить как фолк. Но по продолжительности звучания, композиционному строению и аранжировкам некоторые номера приближаются то к арт-року ("В мире…", "Не проклинай", "Приносящий удачу", "Белые цветы"), то к барокко-року ("Долгая ночь"), то к шансону ("Луна (Лунатический вальс)"), то к романсу ("Месяц"). Местами ДАЖДЬ напоминает КАЛИНОВ МОСТ периода трилогии "Выворотень", "Узарень", "Дарза".

Тексты Димы - Высокая Поэзия с большой буквы, безо всяких заумей и эзотеризмов. Для них характерны яркая образность, тонкое владение мастерством метафор, широта диапазона настроений - от заразительного веселья ("Зело весело") до пронзительной тоски ("Месяц"), искусная игра с фразеологизмами и цитатами из Хлебникова, Есенина, Кизи, св. апостола Павла, Послания коринфянам (гл. XIII) и русских народных песен, что дает основание назвать "Росстань" музыкально-литературной композицией.

Песня "Приносящий удачу" написана по мотивам рассказа А. Грина. Стихи "Нощи" и "Луны" лежат в русле романтических традиций. На альбоме христианская тематика уживается с языческой.

Несколько выпадает кавер-версия на композицию группы МУМИ "Снег, ветер и мгла": музыка и текст Павла Грызлова навеяны сюрреалистическими образами.

Не могу не остановиться на двух потенциальных хитах. "Луна" - оригинальный русский шансон (очевидно, Дима продолжительное время находился под сильным впечатлением от Шарля Азнавура и Эдит Пиаф). Гармошка Артемия Бондаренко просто изумительна! Ей могли бы искренне позавидовать даже такие короли аккордеонно-баянного рок-н-ролла, как Дядя Федор и Олег Скрипка. "Зело весело" - апофеоз сумасшедшего веселья. Она могла бы принадлежать перу Андрея Макшина - автора "Ништяка" и "Кто нас воспитал?".

Качество записи - на "4+": кое-где вокал заглушается инструментами, из-за чего восприятие слов требует максимальной сосредоточенности. Но это беда многих отечественных групп, записывающихся в условиях, далеких от студийных.

Творческая биография группы ДАЖДЬ вряд ли найдет отражение в энциклопедических и справочных изданиях (если бы я взялся написать какое-нибудь исследование по русскому фолку 90-х, непременно посвятил бы проекту Димы Студеного отдельную главу). Маловероятно, что "Росстанью" заинтересуется какая-либо издательская фирма. В данном случае наиболее оптимальным средством тиражирования является обыкновенный двухкассетный магнитофон. Самое место этому альбому - в частых фонотеках коллекционеров - любителей Хорошей Музыки. К числу коих относится и ваш покорный слуга.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета