НОМ-Жир
Без дурака


В День дурака минскую публику приедет повеселить группа НОМ-ЖИР. И это будет не обычный концерт, а целое действие, включающее презентацию нового альбома "Extracompact", фильма "Жбан дурака" и книги "Чудовища". 26 февраля премьера всего этого добра состоялась в Санкт-Петербурге, в клубе "Спартак".

(Интервью взято накануне концерта в "Спартаке", на репетиционной точке группы в клубе "Грибоедов").

- Расскажите о предстоящей премьере фильма, альбома и книги. Что ожидает нетерпеливого зрителя и слушателя?

К.: Фильм снят по моему сценарию. Снимались Иван Турист, Александр Ливер и еще человек пять. MEANTRATORS сыграли эпизодическую роль хулиганов. Жанр фильма определили как мелодраматический триллер, базирующийся отчасти на страшных железнодорожных историях. И прочий другой фольклор. Снимали мы его летом. А так - чего рассказывать? Надо смотреть.

- Из каких альбомов там используются песни?

К.: Из разных. В основном - из последнего. Ливер записал специальный саундтрек. Он просто аранжировал все чисто как музыку к фильму. Это не песни даже.

- Какая роль у Ивана Туриста в фильме?

Т.: Я играю очередного дурака - как всегда, собственно. Дураки мне удаются.

- Почему?

Т.: Не скажу.

- А вам не тяжело быть и вокалистом, и шоуменом одновременно?

Т.: В основном все песни, которые я исполняю, - из альбома "Во имя разума", те, которые подходят ко мне.

К.: Мы сейчас поем практически втроем, у нас такая голосовая палитра получается. Не так, как на альбоме "Жир" - там умышленно был такой неумелый певец, этакий липовый Ник Кейв. Там это было намеренно сделано. Сейчас мы заботимся о слушателе. Где нужно, поем втроем, поскольку одного Туриста совсем тяжело слушать. Есть у него и чисто сольные вещи, это не отнять у него.

- А какого рода сочинения вошли в книгу?

К.: В книгу вошли две повести и два киносценария, отчасти реализованные, отчасти - нет. Повести писали мы с нашим соавтором Бутузовым в течение последних десяти лет. Вот сейчас все это собрали и издали.

- Об альбоме расскажите поподробнее.

К.: Альбом - это та программа, которую мы сейчас исполняем, из нее сделан семидесятиминутный альбом римейков.

- Александр Ливер будет принимать участие в премьере?

К.: Он отчасти, когда был здесь летом, какие-то эпизодические партии записал в студии. Эти голосовые кусочки мы и использовали. Ливер присутствует в таком вот качестве. А так уже все записано.

- Вы практически ничего не делаете для своей популярности. В текстах часто используете так называемую ненормативную лексику, что тоже делает НОМ неформатной для радио группой. Будете ли "исправляться"?

Г.: В общем, готовы ли мы поступиться своими принципами?

К.: Дело не в самом мате, а в том, как его употребляют, в какой ситуации. И вообще, это проблема не наша, а формата радио. Никогда мы особенно в эти форматы радио не входили. Дело, вообще-то, не в ненормативной лексике. Нельзя сказать, что мы постоянно используем мат. У нас есть песни три-четыре, где он используется. Но это никак не влияет, мы всегда были неформатной группой для всех радиостанций. Они все примерно одного формата, и дело не в мате. Дело в отсутствии радиостанций, работающих с альтернативной и независимой музыкой.

- А НОМ-ЖИР до сих пор остается альтернативной и независимой группой?

Г.: От которой ничего не зависит.

К.: Да. Во-вторых, мы не учитываем этот момент, коммерческий и продюсерский, и никогда не учитывали. Мы независимы в своих суждениях - поэтому, видимо, и независимые.

- Николай, как получилось, что вы попали в группу НОМ-ЖИР?

Г.: Ну, как получилось… Мы старые приятели, и еще в свое время АВИА подписывали договоры всякие о сотрудничестве, о ненападении с ансамблем НОМ, съезды проводили в поселке Александровское. И поэтому так сложилось, что когда разошелся ансамбль НОМ, естественно, я примкнул к творческой его части. Поскольку оказался в состоянии помочь, то с удовольствием это и делаю. Принимаю участие в аранжировках, нажимаю на клавиши и даже подпеваю.

К.: В частности, наш последний альбом - это отчасти заслуга Николая как аранжировщика. Потому что в основном с ним мы делали эти римейки. Его мысли нашли свое воплощение.

Г.: У АВИА всегда были с НОМ какие-то родственные элементы подхода к делу.

К.: В общем да, мы всегда себя считали учениками АВИА. Это был наиболее интересный коллектив на нашей сцене, на который можно было равняться. Остальной ленинградский рок какой-то совершенно другой. Наиболее близки нам были АВИА. Вполне естественно, что мы сейчас с Николаем сотрудничаем. С Раховым мы тоже долго работали. Но он решил пойти по другому пути.

Г.: Попытка стать рок-звездой.

К.: По тому очередному пути: надо скорее в Москве завоевать молодые сердца двенадцатилетних поклонниц. Начал красить волосы, рядиться в рэйвовую одежду. Ну да ради Бога. Нам, конечно, это не близко. Хотя первый состав у нас был - Николай, Рахов и мы с Туристом. Но как только появились DEADУШКИ, Рахов нас покинул. Связи остались чисто приятельские.

- А вы в Москве все же не собираетесь поиграть, а то там только ЕВРО выступает. Может, и не знают, что еще другой НОМ существует?

К.: Издаемся мы в Москве, московская фирма Solyd Records издает все наши последние альбомы и торгует ими в Москве. Так что не думаю, что нас не знают. Но в Москве мы не выступаем, как-то контакты у нас с тамошними клубами не очень сложились. Выступаем в основном в Петербурге или за границей. Но, может быть, мы устроим в Москве по каким-то клубам презентацию, какие-то концерты по этому поводу.

- Как относится ЕВРО-НОМ к вашему творчеству?

К.: Думаю, отрицательно. Да не знаю я. Боюсь, ничего общего у нас с ними не осталось. Гитарист от них ушел, гитарист у них новый, молодой какой-то. Мне трудно назвать это относящимся к НОМ. Они, видимо, тоже нас считают… Одно время шла борьба в прессе: "это настоящий НОМ", "это ненастоящий НОМ". Звонили на концерты: "Вы знаете, что готовится афера? Это ненастоящий НОМ. Есть настоящий". Но уже прошло два года. Какая-то публика хочет ходить на ЕВРО-НОМ, какая-то хочет ходить на наши концерты. И слава Богу, что она есть.

К. - Андрей Кагадеев; Т. - Иван Турист; Г. - Николай Гусев.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета