Enigma Искусство сновидений, вплетенное в мозаику прошлого
С помощью своего хита "Sadness", изданного в 1991 году, ENIGMA вывела свой полуэтнический нью-эйдж с григорианскими хоровыми напевами на клубные подмостки.
Да, тот сингл был действительно уникальным и необыкновенным, его появление в европейских музыкальных магазинах вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Такой музыки широкая публика еще не слышала. Эффект новизны, таинственность и сказочность, профессиональные аранжировки - главные составляющие успеха ENIGMA, которые помогли группе завоевать множество поклонников во всем мире и покорять вершины чартов с каждым своим альбомом.
С момента первого появления ENIGMA в большом музыкальном бизнесе вышло уже четыре альбома. Причем четвертый появился совсем недавно, что и явилось поводом для меня уже в который раз написать о любимой группе. Быть может, многие интеллектуалы и эстеты назовут такую музыку слишком коммерческой - да, это не сверхандерграунд, но все-таки есть здесь что-то такое, что заставляет тебя слушать композиции от господина Крету еще и еще. Но ближе к делу.
The Screen Behind The Mirror
Итак, как вы уже, наверное, догадались, новая работа ENIGMA называется "The Screen Behind Mirror". Когда я в первый раз взяла в руки компакт и с легким трепетом поставила его в проигрыватель, я ожидала услышать нечто действительно новое и интересное. Нечто такое, что заставило бы меня погрузиться в мир грез и мечтаний, чтобы мелодия вела меня таинственной тропой в неизведанное… Ан нет…
Знакомые звуки, приемы и даже вокальные сэмплы из "MCMXC A.D."… Вслед за легким разочарованием наступает понимание того, что под внешней знакомостью и узнаваемостью лежит более глубокий пласт, несущий свежесть, энергию и молодость, которыми на эмоциональном уровне наполнен альбом.
Вообще, зная биографию Крету - профессионального музыканта, работавшего в качестве композитора и аранжировщика со многими звездами, - не стоит ничему удивляться. Как говорит сам Крету: "Никакие слова не cмогут объяснить суть музыки. Музыка может объяснить лишь сама себя. Слова и звуки подобны лучам прожектора. Они не показывают вам всего. Вы должны увидеть то, что находится между потоками света".
Крету расценивает каждую песню как "главу в книге, и поэтому истинное представление о работе можно получить только от целого альбома".
В музыке ENIGMA устные звуки становятся инструментами, синтезируемые тона становятся голосами и отличные ритмичные углубления переплетаются в крайне новое органическое целое. Следуя девизу "можно все, ибо ты свободен", самое большое удовлетворение Крету находит в акте созидания. В таком исполнении звуковая мозаика ENIGMA предназначена не только для того, чтобы слушать, но и для того, "чтобы ощутить, почувствовать"…
Спустя десять лет после начала творческого пути ENIGMA опять находится на пике своего развития. Волшебная и эзотерическая линия, которая всегда так выгодно отличала группу, развита в новом альбоме еще больше. Но в то же время данная работа намного больше похожа на традиционную ENIGMA, нежели предыдущие две. Здесь можно встретить множество интереснейших звуков и инструментов, хорошо узнаваемых и мастерски вплетенных в контекст новой работы. Вместе с этим творческий процесс группы претерпел некоторые изменения. И если раньше ENIGMA была в большей степени авторской работой самого Крету, то последний альбом он писал в соавторстве с Дженсоном Гедом, который исполнил некоторые инструментальные (в частности, гитарные) партии. Вокальные линии, помимо самого Крету и Сандры, исполняли также Рут-Энн из OLIVE, Эндрю Дональдс и Элизабет Хоутон.
Композиции
Традиционно во всех полноформатных работах ENIGMA первый трек представляет собой своеобразное введение в атмосферу альбома, исполненное в виде шепчущего с придыханием женского голоса и характерного трубного звука, который переходит из альбома в альбом.
В "MCMXC A.D." в качестве интро выступала композиция "The Voice Of Enigma". Во втором - "The Second Chapter", а в третьем - "Le Roi Est Mort, Vive Le Roi".
В общем, "The Screen Behind The Mirror" также не является исключением. Альбом начинается треком "The Gate", в котором таинственные звуки совмещены с не менее таинственным женским голосом, перечисляющим астрономические параметры планеты Марс (что, в принципе, уже когда-то было сделано королем нью-эйджа Вангелисом в работе "Abedo 039").
Далее следует композиция "Push The Limits", которая является одним из столпов альбома и содержит огромное количеством энергии, узнаваемые, чистые и ясные барабаны, характерные для ENIGMA, и партию на табла, заимствованную из "I Love…I\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ll Kill You". Также сюда были добавлены реверсированные барабаны и вздохи, характерные скорее для первого альбома. В общем, трек "Push The Limits" имеет мощный заряд и яркое развитие, которое весьма выгодно отличает его как композицию, открывающую альбом.
Следующая композиция "Gravity Of Love" уже знакома некоторым слушателям, так как она была выпущена в качестве первого сингла к "The Screen Behind The Mirror". Пожалуй, это наиболее традиционно структурированный трек. В нем представлен фрагмент хорового пения из классического произведения "Carmina Burana" Карла Орфа, а также переработанные фрагменты партий ударных LED ZEPPELIN, которые отлично вписались в композицию и являются грамотным музыкальным ходом. Вдобавок ко всему, Рут-Энн исполнила здесь вокальную партию, добавив к красоте композиции магическую красоту своего собственного голоса.
Далее идет трек "Smell Of Desire", имеющий характерные басы, а также некоторые другие интересные ритмические элементы. В композиции снова появляется вокал Сандры, которая поет в стиле "Mea Сulpa", причем удивительно то, что здесь присутствуют те же слова, что и в оригинальной версии, что позволяет сделать вывод о том, что они были просто вырезаны из оригинальной записи.
Плавное течение из трека в трек, из композиции в композицию сохраняется и далее. Приятные гармонии и ритмика в сочетании с таинственными напевами и более современным синтезаторным саундом рождают обновленное звучание ENIGMA. Дальше рассказывать про композиции не имеет смысла, ибо мои собственные ощущения и мысли, рожденные в такт музыке, могут вовсе не соответствовать вашим. Каждый рождает свой собственный ассоциативный ряд, характеризующий нас и являющийся воплощением нашей индивидуальности.
Эпилог
Мое рваное и, возможно, несколько медитативное повествование подходит к концу. Рассказ изобиловал эмоциями, а информация отошла куда-то на второй план, однако это вовсе не помешает мне сделать некоторые выводы, суммирующие все вышесказанное и прослушанное.
"The Screen Behind The Mirror" - это скорее инструментальный альбом, отошедший от большинства этнических элементов предыдущих работ. Остались лишь лучшие, можно даже сказать, ключевые моменты: григорианские песнопения, традиционные флейты, мягкий, сексуальный, таинственный вокал и тягучая репитативная методика аранжировки.
Несмотря на отсутствие чего-то нового, альбом получился очень хорошим, ведь он сохранил все лучшие элементы прошлых работ, а его прослушивание похоже на сон, в котором смешались все любимые звуки ENIGMA, последовательно появляющиеся один за другим.
Возможно, Мишель Крету использовал повторение ряда элементов из прошлых альбомов именно для того, чтобы родить у слушателя ощущение дежа-вю, вплетая старые элементы в новый контекст, а не просто лишь копируя то, что уже было сделано.
Так или иначе, но цель была достигнута. Выход нового альбома говорит о том, что ENIGMA еще жива и способна поразить слушателя. Искусство сновидений, вплетенное в мозаику прошлого и воплощенное в мире звуков и мелодий, все еще пользуется спросом. Да и, наверное, будет популярно до скончания веков. Ибо с момента появления первых инструментов к любимым занятиям человека, помимо созерцания огня, звездного неба и мечтаний, прибавилась именно музыка.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2000 год в рубрике музыкальная газета