Козлов, Алексей
джаз-рок - джаз или рок?


- Когда готовились снимать фильм "Мы из джаза", позвонили Утесову. Хотели делать картину о нем. Утесов сказал: "Джаза у нас не было и нет".

- Правильно! Он его и душил со страшной силой. Все послевоенные годы. Я это на себе испытал. За импровизацию он выгонял. Как это так, когда на худсовете играют одно, а на концерте - другое? Он тогда, в 1947 году, перепугался страшно и перешел на эстраду. Я-то эти дела знаю… Но сейчас знает мало кто, и если говорить об этих вещах, то не поверят, клевету пришьют. Хотя я его обожаю… Его военные песни помогли Великую Отечественную выиграть.

- Раньше считалось, что джаз-рок - это рок с джазовыми импровизациями…

- Это так начиналось. Это был вид рок-музыки, а потом стал видом джаза. Во всех энциклопедиях все джаз-рокеры попали в энциклопедии джаза. В первых рок-энциклопедиях джаз-рок характеризуется как "оджазированный рок". Но делать его стали джазмены, потому и туда пошло. А сейчас уже это не имеет значения.

- Доводилось слышать от джазистов, что монотонный рок-н-ролл за месяц можно выучиться играть в подвале, а джаз без образования "не возьмешь".

- Это не так. Рок-н-ролл надо уметь играть по-настоящему (PINK FLOYD, Эрик Клэптон - гениально, высший профессионализм)… Это клевета на рок-культуру. Они берут низкие образцы. Много и джазистов местного разлива, которые плохо играют.

- В Минске не так давно был Ганелин…

- Да?! Потрясающе! Молодцы "Класс-Клуб", что выписали его.

- Он говорил, что современный уровень импровизации - это игра без нот. Он выходит с израильской певицей, она поет импровизацию, и он с листа аккомпанирует.

- Нет, у нас другое. У нас выверено все, отточено. Есть свободная импровизация, есть академическая. То есть по гармониям. Ни одной лишней ноты нельзя сыграть. В этом-то и сложность, между прочим, когда ты играешь по сложным гармониям и нельзя ни одной ноты лишней. И каждый раз сыграть по-разному!

- В фильме "Мы из джаза" джаз-бэнд пригласил к себе на именины "крестный отец", ценитель джаза…

- У нас пока нет "крестных отцов", но надеемся… что где-нибудь банкиры оценят. Но пока что они вкладывают деньги в "ален апиных". Такие, как герой Евстигнеева, - это мечта. Мы держимся как-то сами. Клуб "Форте" нас очень поддерживает. Мы там и репетируем, и играем. Вся программа у нас сделана благодаря одному человеку, совладельцу "Форте". Но попробуй я назови его сейчас, как налоговые инспектора его тут же за горло возьмут.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета