Boney Nem
План по валу! Или вал по плану…

История BONEY NEM. Версия намбэ уно

История БОНИ НЕМ уходит своими корнями в далекий 1993 год. В то время некий Кирилл Немоляев рулил ТВ-программой "Нержавеечка" на Питерском канале, а основным местом его работы был кордебалет Большого Театра(!). Наверное, следует описать среду, в которой зародился эмбрион БОНИ НЕМ, потому что наша насыщенная переменами жизнь могла заставить многих ее забыть…

1993 год. Буйным цветом расцвела отечественная попса, рокерская же жизнь ушла, как в приснопамятные совковые времена, в глухое подполье, потому что была нерентабельна (а точнее, казалась таковой владельцам концертных площадок). Подпитываемые модными западными тенденциями, загоняемые в подполье, металлисты из подсознательного протеста и желания быть круче, как только можно, в то время склонялись в сторону самых экстремальных жанров, которые Кирилл охарактеризовал в своей передаче как "харч-метал", то есть музыку, передающую состояние человека, мечущего свой харч куда-либо, скорее всего дальше, чем видит…

Такое состояние дел вызывало в чуткой душе художника желание как следует простебаться над обоими полюсами дурного вкуса, и Кирилл со своими друзьями из группы ТРИЗНА выработал концепцию коллектива, в которой обе крайности доводились до абсурда. Суть концепции сводилась к сочетанию кондового дэз-грайндкор-саунда с текстами наиболее одиозных попсовых песен и телевизионных клише. Во время первой репетиции, проходившей на базе группы ТРИЗНА, в зал заглянул Владимир Бажин, работавший в то время в музыкальной редакции телекомпании "ВиД", и загорелся идеей выдать материал о новорожденном коллективе в эфир "Музобоза". Так в конце 1993 года многомиллионная армия телезрителей узнала о группе КОВЕР (с ударением на первый слог). Рулевой "Обоза" Иван Демидов оценил сюжет как идеальный, поскольку в нем сочеталось необходимое для любой гениальной идеи благородное безумие, актуальность (злоба дня) и интрига. Интрига заключалась в том, что практически никто не мог догадаться, чьи лица скрываются за старательно начесанными вперед космами, и 90% телезрителей приняли сюжет за чистую монету (но со смутным чувством того, что их разыгрывают).

Итак, первое боевое крещение прошло на ура, но название группы все же никуда не годилось. Оно было придумано на ходу Бажиным и символизировало то, что группа исполняет кавер-версии, но было каким-то надуманным и недостаточно концептуальным. Поэтому ко второй репетиции группа уже носила название КАРДАННЫЙ ВАЛ. Название это полностью отражало идею коллектива - тупорылую тяжесть и привкус неистребимого "совка". К тому же, словосочетание пародировало склонность "харчовых" коллективов к использованию в названиях специальной терминологии и было достаточно абсурдным.

Ко второй репетиции изменился и состав коллектива - барабанщик повредил руку и был заменен Васей, который известен тем, что играл в последней инкарнации КОРРОЗИИ. Вася в совершенстве владел грайндкор-стилистикой и занял в коллективе достойное место.

Неожиданно для участников КАРДАННЫЙ ВАЛ моментально стал культовым коллективом. Дуалистическая концепция попала точно в яблочко. Люди с хорошим чувством юмора и развитым музыкальным вкусом по достоинству оценили тонкую иронию коллектива, но и менее продвинутая публика восторгалась его творчеством. Упертые металюги прикалывались к издевательству над попсой, а невзыскательные потребители оной радовались воплощению образа нечесаного примитивного металлиста, как они себе это представляли. Не последнюю роль сыграло и то, что сам музыкальный материал оказался приемлем для всей аудитории: ее экстремальное крыло находило музыку группы вполне актуальной, и в то же время благодаря небольшой (в среднем секунд 20) длительности композиций, они не успевали достать более умеренных слушателей.

То, что в роли фронтмена группы выступает сам Немоляев, недолго оставалось секретом, но раскрытие инкогнито, скрывавшегося под псевдонимом "Свищ", только прибавило популярности коллективу. Всенародная любовь дала творческий импульс, и количество материала удвоилось, а на композицию "Афиша" был снят полноценный видеоклип, включавший в себя не только кадры из студийных/репетиционных сессий, но и натурные съемки.

События нарастали, как снежный ком, и в итоге КАРДАННЫЙ ВАЛ из прикольной мистификации превратился в реальный проект. С одной стороны, это было хорошо; с другой стороны, то, что часть аудитории принимала группу на полном серьезе, на корню подрубало ее концепцию одноразового стебного проекта. Было очевидно, что продолжать линию шумелок-рычалок не имеет смысла: следовало или ликвидировать проект, или переходить в иное качество.

Тогда-то на свет и появилась идея истинно мичуринского подхода - исполнение известных диско-хитов в экстремальных аранжировках. В репертуаре группы появились три первые полноценные песни - "Sunny", "Hafanana" и "L\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ete Indien". Новая программа была первый раз представлена на презентации фэн-клуба группы ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК, а затем группа с огромным успехом выступила перед 2 000 зрителями на разогреве у CANNIBAL CORPSE на Малой спортивной арене Лужников.

КАРДАННЫЙ ВАЛ безо всяких оговорок можно было назвать суперуспешным проектом. Разве является обычной практикой, когда группа с первого же дня существования попадает в телевизионный эфир, остается в регулярной ротации почти полгода и уже второй свой концерт проводит на стадионе? Тем не менее, Кирилл решает похоронить КАРДАННЫЙ ВАЛ. Одним из поворотных моментов в принятии этого решения стало, как это ни парадоксально, эпохальное стадионное выступление.

Количество материала росло, группа записала демо, затем второе и, наконец, созрела для записи альбома. Запись альбома началась осенью 1994 года, в роли продюсера записи выступил Антон Гарсия (ШАХ, если кто помнит). Голос последнего, кстати, можно слышать в конце песни "Hooray! Hooray!". В записи принимала участие группа ТРИЗНА, Кирилл Немоляев и женский хор под управлением Софьи Кругликовой. Софья в настоящее время - профессиональный звукорежиссер.

Другая участница хора, Екатерина Гукленгофф, на момент записи была ведущей программы "Зеленый коридор". Марина Кашляева - старый друг Немоляева, и с той самой поры весь новый материал обязательно выносится на ее суд. Идеи аранжировок всего материала были сделаны Немоляевым, только "Felicita" была обработана силами самой ТРИЗНА.

Сам Кирилл не очень доволен первым альбомом, так как за отсутствием необходимого опыта не все было сделано так, как хотелось бы. Во-первых, сам Немоляев как вокалист еще не окреп, и его голос не очень ясно звучал в миксе. Во-вторых, "тризновцы" относились ко всей затее слишком уж несерьезно, поэтому во всей музыке чувствуется определенная припанкованность, которая маэстро не импонировала. Наконец, по мнению Кирилла, альбому не хватало некоторой концепции и разнообразия, что побуждало слушать его скорее по частям, чем целиком.

Как бы то ни было, материал в целом удался, и следовало его выпускать, для чего требовался один завершающий штрих - название самого альбома и группы. Название альбома лежало на поверхности, так как идейная концепция коллектива и эстетика другого, родственного ему по духу проекта Немоляева - передачи "Забытые Имена" - требовала ностальгической тематики.

Выбранное название - "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады" - полностью передавало дух предыдущих двух десятилетий и в то же время с исчерпывающей точностью отражало суть альбома.

Название группы должно было также быть концептуальным и вызывать те же самые ассоциации. Коллектив решено было именовать БОНИ Н - BONEY M с одной измененной буквой.

Название через некоторое время трансформировалось в более удобочитаемое БОНИ НЕМ, и было решено остановиться на нем, так как аллюзия на популярный коллектив 70-х сохранялась, и к ней также добавлялся недвусмысленный намек на фамилию художественного руководителя ансамбля. К тому же в названии была какая-то доброта, так как оно звучало, как если бы название BONEY M произносил маленький ребенок или деревенская старушка.

После того, как все творческие вопросы были решены, осталось только получить отмашку от PolyGram, а с этим были проблемы. И Борис Гурьевич Зосимов (глава Biz и российского PolyGram), и даже Алексей "Злодей" Сидоров (сотрудник Biz, в то время главный редактор "Rock City") не верили в успех проекта и убеждали Кирилла, что ему в лучшем случае удастся продать 70 экземпляров компакт-диска. На уговоры ушло еще три месяца, после чего альбом увидел свет только в конце апреля - начале мая 1995 года. Время показало, что Кирилл был умнее Зосимова и Сидорова вместе взятых, так как альбом разошелся тиражом 7 000 экземпляров, не считая кассет, как легальных, так и пиратских. В начале мая все записи БОНИ НЕМ разметались на Горбушке в мгновение ока, что было лучшим свидетельством признания публики.

Железо было горячо, и следовало его ковать, но вскоре после выхода альбома начались проблемы с составом. Талантливый гитарист Константин Селезнев все сильнее и сильнее закладывал за воротник, и дело дошло до того, что он на каждой репетиции забывал, как играть "Sunny". Ситуация становилась невыносимой, и с ним пришлось распрощаться, а поскольку все музыканты сами по себе являлись самоценным коллективом, попрощаться в итоге пришлось со всеми сразу, за исключением барабанщика Стаса Вознесенского. Оставлен он был преимущественно потому, что обладал (как многие барабанщики) помещением для репетиций. Новый коллектив набирался уже по отдельности, и прежде чем состав "второго разлива" стабилизировался, прошло некоторое время, в течение которого можно было бы ковать то самое горячее железо. В группу на этот раз вошла "подающая надежды молодежь": гитаристы Георгий Самойлов и Глеб Андрианов и бас-гитаристка Вероника Фотиева.

Все - музыканты молодые, нераскрученные (только у Вероники за плечами была более-менее известная - были публикации в "Железном марше" - команда Бингер), но весьма талантливые. Уже в новом составе осенью 1995 года был снят эпохальный клип на песню "Бабье Лето". Эпохальным он, по мнению Кирилла, является потому, что сыграл большую роль в раскрутке коллектива, так как телевидение его показывало очень часто. Клип снимался на Клязьминском водохранилище канала им. Москвы, в деревне Новоалександрово близ платформы Водники Савеловского направления. Режисером клипа был Федор Торстенстен. Съемки были малобюджетными (собственно выделенные средства покрывали в основном расходы на кинопленку), но весьма удачными, не в последнюю очередь потому, что видение Кирилла и Федора по поводу того, каким должен быть клип, было единым. Как сейчас говорит сам Немоляев, если бы ему дали переделать клип сегодня, он, возможно, заменил бы три-четыре кадра на более подходящие - и только. Как говорит он же, клип точно визуализирует передаваемую группой на сцене и в студии энергетику…

История BONEY NEM. Версия намбэ ту

История коллектива BONEY NEM началась в середине 1980-ых годов в сварочном цеху одного популярного завода имени Лихачева (ЗиЛ). Тогда один ударник коммунистического труда был премирован отечественной ударной установкой, название которой сейчас не помнит никто.

Это событие послужило отправной точкой для создания коллектива. В красном уголке профкома после получения аванса собралась группа рабочих и приняла... в общем, приняла решение об образования ансамБля песни и танца.

Руководство завода пошло навстречу молодым дарованиям, справедливо полагая, что выполнение производственной гимнастики под живую музыку повысит производительность труда и будет способствовать перевыполнению пятилетних планов. Коллектив получил название КАРДАННЫЙ ВАЛ в честь одноименной детали, выпускавшейся в цеху.

С самого начала своего творчества КАРДАННЫЙ ВАЛ стал исполнять песни на производственную тематику, остро критикуя бюрократизм, рвачество, несунов и прочие негативные явления, мешающие строительству социализма.

Настоящим гимном труду стала ода "Бухгалтер", повествующая о сложном трудовом пути выпускника экономического техникума к высотам учетной политики предприятия.

Эту песню написали участницы производственного коллектива КОМБИНАЦИЯ - их текстильная фабрика была неподалеку и они часто приезжали в гости к КАРДАННОМУ ВАЛУ для обмена опытом в борьбе за переходящее красное знамя. КОМБИНАЦИЯ была названа в честь выпускавшейся на фабрике части женского белья. А в соответствии с разнарядкой райкомов производственные коллективы в то время должны были время от времени еще и заставлять исполнять свои песни соседей по списку в райкоме. КАРДАННЫЙ ВАЛ и КОМБИНАЦИЯ оказались рядом по алфавиту. Таким образом, случайность привела к тому, что группу заметили и полюбили. Группа приобрела международный статус и выросла за рамки завода. Название коллектива необходимо было менять, для того чтобы оно было доступно пролетариям по всему миру.

P.S. Ньюзы

Из самых последних новостей бурной музыкальной деятельности растущего вдоль, вширь и вкось немоляевского клана стоит упомянуть следующие. Фирма Sound Age выпустила на кассетах мини-альбом "Немоляев и компания". На нем представлены культовая запись КАРДАННОГО ВАЛА "Все в сад" и два попурри (на тему BONEY M и поп-музыки вообще), записанные Немоляевым вместе с группой БЕЛЫЙ ДЕНЬ. Совместно же с БЕЛЫМ ДНЕМ на третьем альбоме БОНИ НЕМ будет записана "Unbreak My Heart". Сам же альбом готов приблизительно на 75%. Осталось еще записать инструментальные партии к "Песне о шпаге" ("Вжик-вжик, уноси готовенького") и все партии вокала, после чего провести окончательное сведение и мастеринг. Некоторое затишье в концертной деятельности компенсируется интенсивной студийной работой. Группа записывает третий альбом, в который войдут преимущественно самые свежие вещи, а также две композиции, записанные совместно с группой-побратимом БЕЛЫЙ ДЕНЬ, с которой Немоляев выступил в качестве суппорта того самого BONEY M в Кремле. Предполагается записать "Strangers In The Night", "And I Love Her", "Mamma Maria", "La Vida Loca" и "Замок из дождя". Некоторые вещи планируется продвигать на FM-радио. Вопрос о поиске лейбла для выпуска альбома будет решаться позже, когда все или большинство материала будет записано. Вовсю работает в студии и группа КОМА, являющаяся инструментальной составляющей БОНИ НЕМ и которая также выступит в Минске. Новый альбом будет сочетать в себе все стили и направления, которые любят музыканты: от дума и трэша до прогрессива и джаза.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета