Тараканы!
ТАРАКАНЫ! научили мир сосать!


13-го марта (самое панковое число) выходит новый альбом московской группы ТАРАКАНЫ! "Попкорм (Мы научили мир сосать)", что означает, помимо всего прочего, прекрасный повод поговорить с лидером команды Дмитрием "Сидом" Спириным…

- Первая песня для альбома была сочинена во времена предыдущей нашей работы "Посадки нет". Фонограмму делали в октябре-ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге, на "Добролете", там, где писали "Украл? Выпил?! В тюрьму!!!". В итоге получилось семнадцать песен, одну из которых решили не включать в альбом, а одна войдет только в дорогое, коллекционное издание компакта как бонус-трек. То есть для простого люда осталось пятнадцать номеров.

- Чем еще будет дорогое издание в своем оформлении отличаться от обычного?

- Полноцветкой, многостраничным буклетом со всей лирикой и коробочкой, которая надевается на компакт. Альбом выйдет как кассета, как дешевый компакт и как дорогой, с добавочным треком. В буклете будет масса всяких провокативных картинок, уж если не порнографических, то балансирующих на грани. С таким нашим подходом связано несколько идеологических моментов, достаточно глубоких. Я мог бы тебе подробно все расшифровать сейчас, но лучше дождаться выхода пластинки, прослушать песни, и тогда многое из дизайна компакта станет понятно.

- Ну проясни, пожалуйста, все-таки кратенько…

- Дело в том, что люди в конце двадцатого - начале двадцать первого века являются либо производителями, либо потребителями рекламы и каких бы то ни было продуктов, либо и то, и другое одновременно. Причем неважно, что это - сигареты, еда, пластинки, умные книжки. И реклама ко всему этому относится одинаково, то есть для нее все равно - пластинка это панк-группы или "чупа-чупс". Вот так бы я обозначил наш подход.

- Давай заглянем в скобки, что стоят в названии альбома - "(Мы научили мир сосать)".

- Тут смотри какая штука. Мне была интересна грань запрещенного и допустимого, нецензурного и вполне легальных вещей, где проходит, собственно, водораздел. Фраза "мы научили мир сосать" однозначно очень жесткая и грубая, но при этом она не содержит нецензурных слов, соответственно, она может писаться на обложке пластинки, в газетах, может быть даже на первых страницах газет, крупным шрифтом. То же самое с внутренним наполнением, дизайном - еще бы чуть-чуть, и мы бы получили проблемы в плане дистрибьюции пластинки: картинки использованы очень похабные, но предъявить против нас нечего, ибо никаких половых органов очевидных там нет. То есть мы имеем вариант, когда есть что-то достаточно оскорбительное, но в то же время напрямую придраться не к чему.

- Какой в таком случае ты ждешь реакции от слушателя?

- Я хочу добиться очень многих вещей: чтобы недоброжелатели группы таковыми и остались; чтобы люди с поп-ориентированным сознанием, ведущиеся на яркие упаковки и громкие названия, этот альбом схавали - пошли и просто купили; чтобы нашлись люди, раньше, может, и не слышавшие название "ТАРАКАНЫ!", но купившиеся на ту же обложку, которые бы потом или горько пожалели, что они приобрели такой диск, или наоборот, были бы от него в восторге. Мне хочется, чтобы умные, ироничные люди, любители панк-рока в целом, а не нас конкретно, которые встретят эту пластинку, тоже бы нас заценили. Вот чего я жду. Хорошей, сильной реакции. Нам надоело, на самом деле, делать вещи нейтральные, беззубые, с оглядкой на что-то…

- Вот те на! А я всегда вас считал по-хорошему радикальными в своих текстах и музыке!..

- Я имею в виду все внешние штуки, как то: название альбома или обложка. Оценить песенный "радикализм" ансамбля может только тот, кто купил где-то альбом, а потом его послушал. Но название и обложка альбома - тоже очень важные вещи для тех, кто ТАРАКАНОВ! не знает.

- Когда я узнал, как будет называться ваш альбом, подумал еще вот о чем. Время-то сейчас, что у вас, в России, что у нас, в Беларуси, жутко какое политизированное, это касается и внутренних процессов, происходящих в наших странах, и каких-то внешних проявлений. Были события в Югославии, на которые часть российской молодежи отреагировала соответствующим образом у американского посольства в Москве, а ряд российских музыкантов дал серию концертов у "югов". Потом война в Чечне, за которую на Россию ополчился весь Запад. И тут вы такие, с таким заявлением…

- И это тоже можно туда, в название, впихнуть! Много чего можно! Ты посмотри, что делают огромные западные корпорации - они "учат мир сосать". Причем фраза эта имеет реальное рекламное хождение - это рекламный слоган "чупа-чупса"! Но он не употребляется на постсоветском рынке, потому что пиарщиками слоган был воспринят как фраза достаточно грубая, хотя на американском рынке ничего такого, двусмысленного, за ней не стоит.

Можно сказать и то, что, например, мы таким вот образом изучаем несколько ханжеские особенности русского языка. Тут многих таких штук, которые можно толковать, погружаясь куда-то глубоко. Много всяких… хрень-буреней…

- Альбом выйдет, и прочитаешь ты в откликах обо всем том, чего и не вкладывал в него!..

- Может быть, может быть! Но при этом нас, в первую очередь, конечно, интересуют отклики на музыку.

- "Посадки нет" ты характеризовал, в том числе, как альбом, состоящий из коротких, быстро сыгранных вещей…

- Эта пластинка, по моему мнению, по мнению группы, по мнению очень многих людей, отличается от предыдущей "таракановской" продукции. Конечно, моя бабушка не найдет в музыке различий, ты, я уверен, - да. Альбом… более взрослый, более насыщенный аранжировками, включающий в себя достаточно много элементов, заимствованных из других музыкальных стилей. Заимствованных и в качестве каких-то таких мазочков аранжировочных, и как основа для песенных композиций. Например, есть песня, аранжированная как серф такой… южный. Есть песни, целиком сделанные, как ска, есть песня, начинающаяся в таком… ироничном кантри. Много хардкоровых элементов, в одном месте есть почти метал. В духе самба-боссановы есть, ламбада такая. Такие вот штуки.

Мне нравится альбом, он очень теплый, разнообразный, его интересно слушать много раз.

- Кавер будет, к чему ТАРАКАНЫ! уже всех приучили?

- Один каверок планировался, но мы не смогли договориться с publishing-агентством, которое представляет на территории России авторские права коллектива, чью песню мы хотели использовать. Очень дорого получалось по деньгам.

- О взрослости. Не обижайся только, пожалуйста. В "Музыкалке" работают люди, которым нравятся, не нравятся самые разные музыкальные направления. Мне доводилось слышать о группе ТАРАКАНЫ! такое мнение: группа-то неплохая, но уж очень они упертые в традиционный панк, и чего-то другого от них ожидать трудно…

- Я не думаю, что ТАКОГО человека, ТАК оценивающего то, что мы делаем, удивит и наш новый альбом…

- Опять вернусь к "радикализму" ТАРАКАНОВ! и рекламе. Не вступил ли ты сам в противоречие в свое время, отдав дорожку песни группы для рекламы шоколада?

- И тот ролик, и содержание новой пластинки, и дизайн обложки есть констатация факта, о котором я тебе говорил. Тут нечего дергаться, можно над всем этим лишь иронизировать и все это высмеивать, что мы на "Попкорме" и делаем.

- Но ты не жалеешь сейчас, что ваше творчество было засвечено на телевидении еще и в виде рекламы продукта питания? Бумерангом от фэнов группы все это к вам не вернулось? Я о самой примитивной реакции говорю - команда продалась и все такое…

- Какие-то негативные отзывы в том смысле, как ты сказал, приходили от людей, которые, наоборот, не были нашими фэнами никогда, даже, я допускаю, любя музыку панк-рок и всю эту культуру. Но музыку ТАРАКАНОВ! они не любили и не слушали по-настоящему, от них такой посыл и был, да. Тем же, кто любит нашу музыку, не думаю, что присущи подобные заявления постольку, поскольку им достаточно приятно было слышать и видеть пусть даже десятисекундный кусочек любимой песни, так часто показываемый по телеку по всем каналам.

- В одном из своих интервью ты сыронизировал по поводу того, что никаких дивидендов с клипа вы не получили…

- Но это произошло не потому, что нас кто-то чего-то обманул. В тот момент у группы был достаточно большой дефицит бюджета из-за "Посадки нет!" перед ФИЛИ, и вся та сумма, что была получена компанией от "Mars\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'а", пошла на покрытие долга. Я считаю, что все было сделано справедливо.

- По выходу "Попкорма" альбом наверняка кто-то поставит в один ряд - с визуальной точки зрения, я не говорю про внутренне содержание - с такими работами, как "Мат (без электричества)" группы ЛЕНИНГРАД (на обложке есть слово "мат") или "Супермен" Найка Борзова, где название группы Х.З. дается в полном варианте…

- Нет, нет-нет-нет-нет! Это ряд не выстроится точно, наша пластинка будет лежать совсем отдельно. Я надеюсь, что она очень… тонкая… э-э-э-э… не столь очевидная. Ты все поймешь, когда будешь диск в руках держать.

- Кто записывал альбом помимо музыкантов группы?

- Андрей Алякринский, человек, который записал достаточно много пластинок, начиная с КОРОЛЯ И ШУТА и заканчивая КИРПИЧАМИ и TEQUILAJAZZZ. S.P.O.R.T., КАФЕ, много кому помогал.

- На что ты сам ставишь из песен?

- По моему мнению, прекрасная песня "Тупая свинья". С одной стороны - с хорошим, модным, современным звучанием, с другой - это агрессивный, жесткий панк-рок.

Из тех, что нравятся лично мне… "Опасный секс", немножко в RAMONES\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'овском стиле сделан. "Если бы я был самым главным", грустный, минорный ска. "Кто же теперь будет спать со мной", что-то типа рок-баллады. "Много телок и пива", это вообще удивительнейшая песня! Она начинается как стандартный рок-медляк, после чего переходит в ска, потом - в панк-рок, потом - в хардкор, очень быстрый, на первую долю. И все это укладывается в минуту сорок, что ли… Ну, вот это мои такие фавориты, хотя видео и первый сингл для радио сделаны на песню "365 дней", которая тоже неплохая, но она в числе моих фаворитов не тусуется. Песня сочинена целиком и полностью нашим гитаристом Сашей Голантом и представляет собой пример как бы… очень красивой, хорошо аранжированной, с хорошей мелодией ритм-темповой панк-песни, что-то типа "Поезда в сторону Арбатской", такого сорта. Но мне, например, не очень нравится текст, он совсем водяной такой, знаешь, без крючков. Но почему-то именно она выбрана и Мишей Козыревым для "Нашего Радио", и Игорем Тонких на ФИЛИ для того, чтобы крутить ее по радио и снимать на нее видео… Нет, ну я понимаю, конечно, почему, но ведь ситуация сегодня такова, что немножечко, мне так кажется, изменились понятия, даже в большом бизнесе: у Земфиры, к примеру, первый сингл был достаточно провокативным, у Найка Борзова - такая же фигня, и попсовая песня пошла вторым номером. И много таких примеров можно привести…

- Слава Богу, что хоть что-то, хоть как-то здесь началась меняться политика шоу-бизнеса!

- Ну да. Я лет пять назад не представлял вообще такого движения с панк-роком в России, понимаешь.

- Что будет организовано в поддержку альбома?

- Вполне возможно, что мы съездим в небольшой промо-тур с известной английской панк-группой, в равных правах деля концерт на двоих, но пока об этом рано говорить. Если не срастется, будем играть два больших, сольных концерта в Москве и Санкт-Петербурге, планируя собрать аудиторию, которой у нас еще не было никогда. Пресс-конференция в Москве, клубный концерт для журналистов, плюс к тому автограф-party, причем для того, чтобы оставаться в идеологической канве пластинки, мы собираемся это сделать не в маленьких, независимых рок-шопах, а в самом что ни на есть корпоративном магазине под названием то ли ГУМ, то ли ЦУМ…

- Не опасаешься, что произойдет все, как у МУМИЙ ТРОЛЛЯ, и толпы народа сорвут акцию?..

- Такого не случится точно!.. У нас люди более вменяемые, я так считаю, и, конечно, численность фэнов у нас меньше - наш звук все-таки намного менее комфортный.

- В отличие от МУМИЙ ТРОЛЛЯ, у вас публика более конкретная…

- …конкретная, но при этом, ты поверь мне, самый отталкивающе выглядящий человек, "враг общества" из тусовки ТАРАКАНОВ!, вменяемей любой "мумийтроллевской" девицы.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета