Stray Cats Кошки, которые гуляли сами по себе…
В конце 70-х развеселое, но пустоватое диско порядком надоело, панк-рокеры поутихли, а острота ощущений от "тяжелого металла" несколько притупилась. Хотелось чего-то нового. А новое - это, как известно, хорошо забытое старое. Публика неожиданно обнаружила, что ловить кайф можно и от музыки, производимой простенькими, без выкрутасов, электрогитарками, контрабасами и незамысловатыми барабанчиками - иными словами, от рок-н-ролла в его изначальной, рокабилльной форме. В клубы и на танцплощадки начали возвращаться ритмы и танцы четвертьвековой давности, а хит-парады запестрели пластинками типа "Rockabilly Rebel" и "Rockabilly Guy" в исполнении таких доселе не известных групп, как JETS, POLECATS или MATCHBOX. Помимо музыки, появились и внешние атрибуты далеких 50-х: взбитые чубы и бакенбарды, кожаные куртки и зауженные брюки.
Ведущими артистами ренессанса старого рок-н-ролла на европейском континенте стали англичанин Шейкин Стивенс (Shakin\\\\\\\\\\\\\\' Stevens) и американское трио STRAY CATS. О Стивенсе мы достаточно подробно рассказывали пару лет назад ("МГ" №9, 1998 г.), а о "Бродячих кошках" поговорим сегодня.
Летом 1980 г., покинув родной Нью-Йорк, на английскую землю ступили три американских "золушки" мужского пола, к музыке которых почему-то оставалась равнодушной их страна-мачеха. (Случай не то чтобы типичный, но и не удивительный: американка Сюзи Кватро, например, несколькими годами ранее сумела сделать потрясающую карьеру в Европе, но так и осталась практически не известной у себя на родине.) Как и положено золушкам, в кармане у молодых музыкантов не было ни гроша, простите, ни пенни. Звали ребят Брайан Зетцер (Brian Setzer, р. 10.4.1960), Ли Рокер (Lee Rocker, настоящее имя - Leon Drucher, р.1961) и Слим Джим Фантом (Slim Jim Phantom, настоящее имя - McDonnell, р. 1960). Зетцер (гитара, вокал) какое-то время был участником нью-йоркской группы BLOODLESS PHARAOS, Рокер (контрабас) и Фантом (ударные) поигрывали в блюз-роковых командах. В 1979 году музыканты организовали свое рокабилли-трио. Направление было избрано не случайно: лидер STRAY CATS Брайан Зетцер называл своими любимыми исполнителями легендарных рокеров 50-х гг. Эдди Кокрена и Джина Винсента (Eddie Cochran & Gene Vincent), а из гитаристов - блюзмена Джона Ли Хукера (John Lee Hooker) и Клиффа Галлэпа (Cliff Gallup) из группы того же Винсента. Обиженные недостатком внимания со стороны своих соотечественников, STRAY CATS перенеслись за океан.
В Англии оказалось, что "Кошки" попали в нужное место и в нужное время (и, добавим справедливости ради, обзавелись нужными связями в шоу-бизнесе). Менеджер трио Тони Бидгуд (Tony Bidgood) организовал группе первые концерты в Лондоне и окрестностях британской столицы, которые вызвали немалый энтузиазм молодых фанатов. Да что там молодых - убеленные сединами мэтры рок-сцены "роллинги" лестно отозвались о юных музыкантах и, по сообщениям, даже подумывали, не пригласить ли STRAY CATS в качестве разогревающей команды на свои очередные гастроли. Басист ROLLING STONES Билл Уимэн в одном из интервью того периода назвал "Кошек", ни много ни мало, версией "роллингов" образца 80-х гг.!
"Есть много общего в том, как начинали они и мы, - заявил Уимэн. - Они приехали на свой страх и риск, играя музыку совершенно иного плана, чем та, что была в хит-парадах. И состав у них другой - гитара, контрабас, один барабан, совсем как у нас в ранний период, когда у нас были маракасы, гармошка и бубен. И внешний вид - татуировки, своеобразные прически и другой имидж, как и у нас. Это такой имидж, что… ну, вы не захотели бы, чтобы ваша сестра вышла замуж за одного из них. Все то же: у нас было очень сырое звучание на концертах, и у них тоже - сырое, но жесткое."
Согласитесь, с такой характеристикой любая фирма грамзаписи примет вас с распростертыми объятиями. В конце 1980 г. STRAY CATS подписывают контракт с компанией Arista и выпускают сингл "Runaway Boys", первым же "выстрелом" поразив десятку. Точнее, девятку - именно такой позиции достиг дебют трио в английских хит-парадах. В начале 1981 г. выходит вторая сорокапятка, "Rock This Town", и опять занимает 9-ое место.
Весной 1981 г. альбом "Stray Cats" соседствует на равных в британском чарте с дисками RAINBOW, DIRE STRAITS, IRON MAIDEN, ULTRAVOX и JUDAS PRIEST - при всем отличии примитивного рокабилли от куда более "продвинутых" стилей начала 80-х гг.! Неисповедимы пути твои, шоу-бизнес!
Альбом, достигший 6-го места, был удостоен "золотой" награды в Англии и многих других европейских странах. Надо, однако, заметить, что концертные выступления "Кошек" были куда более интересными и яркими, чем их звучание на виниле. Третий сингл, "Stray Cats Strut" (апрель, 1981), поднялся до 11-го места британских чартов и еще больше укрепил позиции группы.
К середине следующего, 1982 года американские музыкальные круги проявили запоздалый интерес к своим блудным сыновьям, "кующим железо" на европейском континенте. Фирма EMI-America подписывает с трио контракт и выпускает альбом-сборник "Built For Speed", составленный из композиций первого и второго диска STRAY CATS (второй, "Gonna Ball", был выпущен в Англии осенью 1981 г.). Американский дебют трио поднялся до 2-го места хит-парада и оставался там в течение 14 недель! Для музыки подобного направления - достижение немалое! (Возможно, на вершину хит-парада пластинку STRAY CATS "не пустил" знаменитый "Thriller" Майкла Джексона - дело-то происходило зимой 1983 г., когда джексоновский альбом начал свое многомесячное пребывание на 1-ой позиции в США.)
Через год-другой интерес к рокабилли поубавился, и популярность группы пошла вниз. В 1983 г. музыкантам еще удалось записать один более-менее удачный альбом "Rat\\\\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\\\\'Rave With The Stray Cats" (51-ая позиция в Англии и 14-ая - в США), но в конце года с группой случилось то, что рано или поздно случается со всеми музыкальными коллективами: трио распалось. Зетцер взялся выступать соло, а его бывшие коллеги приняли в свои ряды нового гитариста - Эрла Слика (Earl Slick), в середине 70-х гг. сотрудничавшего с самим Дэвидом Боуи. Обновившийся на треть коллектив назвали PHANTOM, ROCKER & SLICK.
Прежней популярности не удалось добиться ни Зетцеру, ни новому трио. Первый выпустил осенью 1984 г. диск "The Knife Feels Like Justice", достигший лишь 45-го места американского хит-парада и проигнорированный в Англии, а альбом трио (октябрь, 1985), на котором, между прочим, гостил сам Keith Richards из "роллингов", не поднялся выше 61-ой позиции в США.
В середине 1986 г. STRAY CATS собираются в прежнем составе и записывают альбом "Rock Therapy". Рок-терапия не помогла: диск был проигнорирован за океаном, а на Британских островах даже не выпускался. В следующем году Зетцер снимается в фильме "La Bamba" в роли своего кумира, певца Эдди Кокрена (картина посвящена погибшему в 1959 г. в 18-летнем возрасте рокеру Ричи Валенсу и названа по самой знаменитой его песне). Весной 1989 г. выходит пятый альбом группы, "Blast Off". Даже названия песен диска позволяют судить о том, что STRAY CATS и под страхом смерти не свернули бы с избранного ими музыкального направления: "Rockabilly Rules", "Rockabilly World", "Everybody Needs Rock\\\\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\\\\'Roll", "Rockin\\\\\\\\\\\\\\' All Over The Place". Альбом лишь на одну неделю входит в чарты Англии (58-ое место).
Записав еще пару долгоиграющих дисков (последний - "Original Cool" - в 1994 г.), музыканты, образно выражаясь, выбросили белый флаг. Зетцер организовал новый коллектив BRIAN SETZER ORCHESTRA, который продолжал исполнять любимую им музыку, но уже в оркестровой версии, и история STRAY CATS закончилась.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2000 год в рубрике музыкальная газета