Jones, Tom Секс-бомба замедленного действия
Ему почти 60, он постарел телом и скорее всего смирился с тем, что большая и лучшая часть жизни уже за плечами. Но стоит ему только настроить свой легко узнаваемый баритон и по привычке повилять бедрами, как на сцену выпадает месячная норма осадков в виде разноцветного женского белья (непосвященные могут подумать, что здесь вовсе не концерт, а распродажа какая-то!), ведь неисправимый ловелас и ночной проходимец Том Джонс вряд ли когда-нибудь распрощается со своим необузданным темпераментом, хотя и не перестает заявлять, что в последние сорок три года в его сердце было место всего для одного человека - его жены. Не беда, что бедра слегка раздобрели, как и сменили несколько размеров своих корсетных изделий его повзрослевшие поклонницы - Джонс такой же бодрый и улыбчивый, как и 35 лет тому назад, когда только начиналась его блистательная карьера в музыке, кино и на телевидении. И теперь после выхода его нового альбома "Reload", в котором он выступил дуэтом со многими суперзвездами современности, Джонс, как никогда, близок к тому, что бы омолодить свою слушательскую аудиторию, а все его бывшие лейблы спят и видят, как по сходным ценам толкнут миллионам молокососов очередные ретро-сборники старины Тома.
Нужно отметить, что Джонс никогда не был модным. Один американский журнал очень метко назвал его "крутым ретро". Несмотря на то, что за такой огромный промежуток времени он испробовал практически все разновидности поп-музыки, будь то ритм-энд-блюз, соул, поп-рок, кантри и даже техно-дэнс, его имидж претерпевал минимальные изменения, являя из года в год все ту же сексуальную машину перед микрофоном с могучим голосом и волосатым телом, вскружившим голову не одной девушке. Для поддержания интереса к своей музыке и привлечения новых фэнов Том просто менял звуковое сопровождение и спокойно дожил до наших времен. Вначале это был подлинный бунтарь, не признававший ничего, кроме музыки и секса. Его стиль и воззрения формировались вместе с рок-н-роллом, но все же ему суждено было стать первым рокером с истинной ритм-энд-блюзовой душой. Гораздо позже он понял, что может не только петь, но и развлекать. Вот тогда-то ему и захотелось разменять с десяток стилей, кое-что оголить и разделить со слушателем всю ту энергию, которая давно разрывала его изнутри. Но обо всем по порядку.
Том Джонс Вудворд (Tom Jones Woodward, р. 7.06.1940 г. в Понтипридде, Южный Уэльс) родился и вырос в шахтерской семье. И хотя львиную долю своей жизни его отец осваивал недра Рондда Вэйлли, в то время как его жена воспитывала двух детей и присматривала за домом, валийский рабочий класс - это вам не наши тупоголовые работяги с прямолинейным мышлением и беззаветной тягой к бутылке. У них свои традиции, и куда более возвышенные. Например, поэтические вечера и музыкальные посиделки по выходным, чем у нас раньше развлекалась разве что творческая интеллигенция.
Том стал частью этого по-своему богемного мира с самого раннего детства, пел в школьном и церковном хоре и мечтал о соответствующей карьере, когда повзрослеет. Но повзрослел он уж очень быстро и таким рискованным, хотя и стандартным, путем, что о музыке вспоминал только ночью, когда выступал в пабах за несколько фунтов, а то и просто за несколько кружек свежего пива. При дневном же свете Том сменил не одну работу (разнорабочий на стройке, чистильщик обуви, почтальон, коммивояжер по продаже пылесосов), чтобы только прокормить семью…
Да, это не шутка. Красавчик Том, до этого не пропускавший ни одной короткой юбки, в 16 лет по большой и чистой любви женился на своей однокласснице Мелинде, а через год у них родился сын Марк. Родители, несмотря на свою прогрессивность, пребывали в шоке, но благодаря стараниям бабушки пикантная ситуация вскоре превратилась в долгие годы семейного счастья.
В начале 60-х Джонс сотрудничал со многими местными группами. В 1963 году у него появилась своя команда, которая получила название TOMMY SCOTT & THE SENATORS, но запирать себя в рамки выступлений по рабочим клубам шахтерской долины парень не стал. Напротив, с помощью лондонского продюсера Джо Мика (Joe Meek) Том записал свое первое демо и разослал его по адресам лейблов. Интереса не последовало, и Джонс вернулся в группу. Тут же выдалась вторая попытка пробиться наверх, когда известный продюсер Peter Sullivan с лейбла Decca услышал его выступающим в одном из клубов и познакомил с самим Филом Соломоном (Phil Solomon). Но и с ним ничего не получилось. Однако, как всегда, оказалось, что Бог любит троицу. Талант Джонса все-таки был оценен. Намереваясь посмотреть в деле совсем других музыкантов в клубе "Top Hat Club", на Томми Скотта (то есть на Тома Джонса) набрел его соотечественник, бывший солист VISCOUNTS и автобусный контролер в прошлом Гордон Миллс (Gordon Mills), который больше не выступал, зато решил заняться рифмоплетством и менеджментом. После их встречи в одном из клубов Понтипридд жизни обоих изменились коренным образом.
Гордон стал личным менеджером Томми, заставил его назваться Томом Джонсом и всеми путями пытался добыть для него контракт. Для этого в первую очередь они отправились в Лондон, где, к сожалению, их никто не ждал. В студиях звукозаписывающих фирм Том выглядел натуральной белой вороной: пел мощно и раскованно, как какой-нибудь негр, и двигался слишком быстро и эротично, как Элвис. Однако к августу 1964 года Миллс все-таки определил его в Decca Records.
Дебютный сингл Тома Джонса "Chills And Fever" ждала неудача. Потребовалось около трех месяцев, чтобы отойти от лишних эмоций и записать новый материал. На сей раз выбирали из трех композиций: "One More Chance", "To Wait For Love" и "It\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Not Unusual", только что написанной Gordon Meels и Les Reed. И вот, наконец, успех, да еще какой!.. "It\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Not Unusual", звучанием менее двух минут, с массивными оркестровками, в марте 1965 года возглавляет британский хит-парад уже через две недели после своего релиза и, начиная с мая, девять недель не покидает "Биллборда", достигая 10-го места. Джонса беспрерывно крутят по "BBC Radio 1" и другим радиостанциям. Он открывает концерты "роллингов" и выступает вместе с SPENCER DAVIS GROUP.
Но главное было доказать, что ты не однодневка, и это ему мастерски удается благодаря серии суперхитов "Ones Upon A Time", "With These Hands", "Little Lonely One". Прибавим сюда два трека для синематографа "What\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s New Pussycat?" и "Thunderball" (к "бондиане") - и звездный портрет готов. Но надолго ли его хватит? - задавался вопросом Миллс и при первом же падении рейтинга своего протеже перегруппировал силы. Джонс был вынужден сбросить с себя одежду плейбоя и стать более понятным старшему поколению, что он и продемонстрировал в альбоме "Green, Green Grass Of Home" с привкусом кантри, который стал "платиновым" и семь недель никому не уступал 1-е место в Британии.
С тех пор Том получил долгожданный простор для экспериментов со стилями, слушая и учась у легендарных ритм-энд-блюзовых (Solomon Burke, Little Richard, Jackie Wilson, Tennessee Ernie Ford) и рок-н-ролльных (Jerry Lee Lewis, Elvis Presly) столпов. Кстати, Том и Элвис были долгое время очень дружны, уважали и помогали друг другу. Известно, что Пресли частенько "разогревал" свой голос джонсовской "Delilah" перед собственными выступлениями и периодически звонил на радиостанции, чтобы заказать эту прекрасную вещь.
К началу 70-х Том записал еще множество успешных синглов (отметим, конечно же, его знаменитый "She\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s The Lady") и альбомов, довел свой послужной список до 30 миллионов проданных по всему миру записей, но Миллс чувствовал, что пора бы им взяться за Штаты всерьез. Джонс подписал крупнейший по тем временам контракт с гигантом телеиндустрии каналом ABC на съемки собственного телешоу "This Is Tom Jones". Это был весьма необычный проект, не имевший аналогов в 1969-1971 годы. Передачи снимались то в Лондоне, то в Лос-Анджелесе, и Том, к восторгу собиравшейся возле телевизоров и в студии публики, приглашал самых известных музыкантов, беседовал с ними и обязательно исполнял что-нибудь дуэтом. Он стал королем коллаборейтов и сорвал большой финансовый куш на своей передаче.
После ее закрытия он окончательно поселился в Америке (в Лас-Вегасе) и потерял всякий интерес к работе в студии, предпочитая клубные выступления. Однако после смерти Гордона Миллса, когда его менеджером стал Марк Вудворд (его сын, путешествовавший вместе с ним с 17 лет), Том вдруг спохватился и стал наверстывать упущенное годами сплошных удовольствий от выпивки и, как многим хотелось думать, наркотиков. Он вновь вернулся к кантри-попу, заставил себя звучать сугубо по-нэшвиллски и вначале 80-х вновь вернул себе славу хитмейкера.
Очередная смена пластинки талантливого валийца произошла в 1988 году, когда дважды дедушка Джонс в очень кичливой манере записал с электронными технарями из ART OF NOISE кавер композиции Принса "Kiss", который отметился достаточно высокими местами в чартах США и Великобритании. Затем он отметился треком "The Boy From Nowhere" для мюзикла "Matador", принял участие в проекте Джорджа Мартина "Under Milk Wood" (голосовая постановка) и всего за один день записал любопытный альбом "Carrying A Torch" со старым другом Van Morrison и его группой.
В 1992 году закончилось десятилетие его пребывания в Лас-Вегасе и на независимом кабельном канале ITV в Британии вышла его новая серия из шести телепередач под общим названием "Tom Jones: The Right Time", продолжившая хорошую традицию встреч популярными музыкантами (теперь акцент был сделан на британских звезд). Вновь успех, и знаете, Тома опять потянуло сниматься. Эпизодически он был задействован в картинах "Mars Attacks" и "Fresh Prince Of Bel Air" (с Уиллом Смитом), а также сыграл самого себя в "Симпсонах". А там, где голубой экран, там и до сцены недалеко. Джонс неожидано для многих выступил на крупнейшем европейском музыкальном фестивале "Glastonbury" и записал классическую вещь ROLLING STONES "Gimme Shelter" вместе с альтернативной командой NEW MODEL ARMY. Авось помнят еще те, у кого было трусиков навалом в гардеробе…
Однако реальное возвращение в мир музыки состоялось в 1994 году, когда лейбл Interscope Records запечатлел Тома Джонса в свете цифровых технологий. Пожалуй, тогда произошла самая существенная музыкальная трансформация Тома, но основа, как я уже заявлял, осталась та же. Стараниями самых продвинутых танцевальных продюсеров, таких как Trevor Horn (FRANKY GOES TO HOLLYWOOD, Seal), Teddy Riley, Flood, Jeff Lynne, Alam Moulder, Youth и первоклассных авторов (Jeff Lynne, WOLFGANG PRESS и Diane Warren) Том Джонс не только стер пыль со своего имени, оставаясь образцом вокального долгожителя, но и выпустил один из самых знаменитых клубных хитов первой половины 90-х "If I Only Knew" из альбома "The Lead & How To Swing It".
Мало кто знает пока, что в конце 1996 года в Нью-Йорке Джонс начал запись сборного ритм-энд-блюзового альбома, но пока не закончил. Он не побоялся сделать римейк знаменитой композиции Randy Newman "You Can Leave Your Hat On" для финальной сцены фильма "Full Monty", и саундтрек к картине неожиданно получил "Оскар". Кстати, микс из песен этого саундтрека Том исполнил на "1998 Brit Awards" вместе со своим юным другом Робби Уильямсом. Вы не улавливаете, что у них общего? Как, разве не видно, что Уильямс со временем свободно может стать вторым Джонсом (хотя по талантливости ему вполне по силам стать первым Уильямсом и уложить на лопатки Тома)?!
Видно, все-таки дедушке Джонсу понравилось работать с молодыми. Иначе мы бы никогда не услышали его нового альбома-возвращения, записанного в столь продвинутой в молодежных кругах компании, идея которого пришла в голову главы лейбла Gut Records, на котором собственно и был выпущен "Reload". Началось все с потрясающего дуэта со шведами CARDIGANS (римейк TALKINGS HEADS "Burning Down The House"), после которого Том отвесил массу комплиментов группе и ее солистке: "У Нины Перссон удивительный голос, а CARDIGANS имеют потрясающее звучание". В знак уважения к их творчеству Том специально выехал в Швецию, чтобы записать эту песню с продюсером группы, в то время как другие композиции "Reload" писались в Лондоне.
В остальных ролях были задействованы не менее известные личности. В их числе STEREOPHONICS, Robbie Williams, James Dean Bradfield (MANIC STREET PREACHERS), Van Morrison, Natali Imbruglia, DIVINE COMEDY, Cerys Matthews (CATATONIA), SPACE, SIMPLY RED, BARENAKED LADIES, PORTISHEAD, ALL SAINTS, Heather Small, MOOSE T, Zucchero, PRETENDERS и JAMES TAYLOR QUARTET. Их список просто впечатляет, если учесть, что "Reload" - это фактически сборник каверов известных в прошлом композиций, таких как, например, незабываемая "Never Tear Us Apart" INXS или стопроцентный хит "Baby It\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Cold Outside", который примерно сорок лет назад принес успех дуэту Ray Charles и Betty Carter. Альбом порадовал множеством серьезных, солидных работ, но, как оказалось-то, что народу может понравиться и абсолютно невинная и простая по своей сути причиталочка, как "Sex Bomb".
В общем, Том вновь сразил всех своей непотопляемостью, в то время как все бывшие конкуренты давно перестали грести и опустились на дно. За свою карьеру он продал более 100 миллионов сорокопяток и совсем недавно получил из рук своей королевы Орден Британской Империи за заслуги перед государством. В начале прошлого года он похоронил друга и своего бывшего телохранителя Дэйва Перри (Dave Perry) по прозвищу Dai, которого давно считал своим братом, но самого Джонса, по всей видимости, хоронить еще рано, как в физическом, так и в творческом плане.
Вполне вероятно, что если бы не "Reload", Том Джонс наконец-то занялся бы распродажей всей своей богатой женской коллекции… Кстати, неплохая мысль, ведь какая разница, что продавать… пылесосы или лифчики с трусиками!..
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2000 год в рубрике музыкальная газета