Craddock, Eugene Vincent Винсент... но не ван Гог
Когда встал вопрос о переходе Элвиса Пресли из мемфисского лейбла Sun в более крупную компанию грамзаписи, несколько фирм боролись за право перекупить его контракт. Как известно, победила RCA Victor. Не знаю, участвовала ли в "торгах" могущественная Capitol (та, которая в 60-х гг. сделала миллионные прибыли на выпуске в США дисков BEATLES), но то, что она попыталась найти "ответ" на Элвиса - это точно. Хотя о стопроцентном эквиваленте легендарного короля рок-н-ролла говорить нельзя, все же имя этого исполнителя оказалось навсегда вписанным в историю популярной музыки.
Юджин Винсент Крэддок (Eugene Vincent Craddock) родился 11 февраля 1935 г. в Норфолке, штат Вирджиния. В 16-летнем возрасте пошел служить во флот - база находилась в его родном городе - однако в 1955 г. попал в мотоциклетную аварию, серьезно повредил ногу и был списан подчистую. Около года Юджин провел в гипсе, но хромота так и осталась на всю жизнь. Именно в больнице молодой человек начал всерьез интересоваться популярной музыкой (как тут не вспомнить поговорку "Не было бы счастья..."!). По окончании лечения Юджин стал выступать в музыкальных программах местных радиостанций. В 1956 г. он познакомился с диск-жокеем Тексом Дейвисом (Тех Davis), тот стал его менеджером и подыскал своему подопечному подходящих музыкантов. Первый состав ансамбля был таков: Cliff Gallup - соло-гитара, Willie Williams - акустическая ритм-гитара, Jack Neal - контрабас, Dickie Harrell - ударные. Сам Джин пел и играл на гитаре. Коллектив получил название GENE VINCENT & HIS BLUE CAPS. Gallup был не просто хорошим - отличным гитаристом, оказавшим влияние на многих известных музыкантов 60-х гг., включая Джорджа Харрисона и Джеффа Бека. Правда, в группе он пробыл недолго.
Далее события развивались следующим образом. Дейвис и Винсент сочинили песню "Be-Bop-A-Lula", Винсент записал ее на местной студии, и демо отправили на фирму Capitol. Результатом стал контракт с могущественной компанией и запись первого сингла - "Woman Love" и "Be-Bop-A-Lula", причем "Woman Love" определили на основную сторону пластинки. Диск-жокеи решили иначе и закрутили "Lula" до дыр. Песня действительно была не совсем обычной - в несколько замедленном для рока темпе (чем напоминала элвисовский "Heartbreak Hotel"), с вокалистом, который то бормотал, то принимался едва ли не рычать, то опускался до вкрадчивого сексуального шепота. Сингл вышел в США в мае 1956 г., поднялся до 7-го места хит-парада США, в Англии же, где пластинка поступила в продажу месяцем позже, ее позиция в чартах была 16-ой. Тираж диска составил миллион экземпляров, и о Винсенте заговорили, как об "ответе" на Элвиса Пресли. Сравнения и правда напрашивались: поведение Джина на сцене и вне ее было безудержно-неистовым, поруганные гримерные и разоренные номера отелей становились свидетельством яростного нрава новой звезды. Увлечение Винсента алкоголем отнюдь не способствовало тихому и размеренному времяпровождению. Даже эксцентричные "Кометы" Билла Хейли выглядели по сравнению с дикими "Голубыми кепками" робкими пенсионерами.
Второй сингл "Race With The Devil", вышедший в июле 1956 г., совершенно необъяснимым образом был проигнорирован на родине (96-е место), но стал небольшим хитом на Британских островах, достигнув 28-го места. Тем временем крупная кинокомпания "ХХth Century Fox" приступила к съемкам музыкальной картины "The Girl Can\\\\\\\\\\\\\'t Help It", которая могла похвастать участием таких рокеров первой величины, как Литтл Ричард (исполнявший заглавную песню картины) и Фэтс Домино. Кроме того, в ленте снялась вокальная группа PLATTERS, Джин Винсент, а также начинающий вокалист Эдди Кокрен (Eddie Cochran), близкий друг Винсента. Что исполнял в картине последний, догадаться нетрудно - разумеется, это была "Be-Bop-A-Lula". По признанию критиков, лента стала "величайшим рок-н-ролловым фильмом года".
Осенью 1956-го GENE VINCENT & HIS BLUE CAPS выпускают сингл "Blue Jean Bop" (49-е место в США и 16-е в Англии) и альбом с таким же названием. Долгоиграющий диск поднялся в американских альбомных чартах до 16-го места и примечателен тем, что содержал роковую (ударение на первом слоге) версию песни "Ain\\\\\\\\\\\\\'t She Sweet", которая стала потом одной из первых записей BEATLES. (Вероятно, именно версия Винсента и вдохновила ливерпульскую четверку на запись этой композиции - иначе с какой стати они стали бы обращаться к песне, датируемой еще... 1927 годом?)
Просчеты в менеджерской деятельности и финансовые проблемы с группой заставили Винсента прекратить гастроли по США. Летом 1957 г. ему удалось выпустить второй сингл-миллионер "Lotta Lovin\\\\\\\\\\\\\'" (13-е место в Америке). В 1958 г. артист снялся еще в одном фильме, "Hot Rod Gang", где исполнил 4 песни, но продаже пластинок это не помогло: после ноября 1957 года, когда малая пластинка "Dance To The Bop" поднялась до 23-ей позиции, фамилия артиста исчезла из хит-парадов на его родине. В конце 1958 г. BLUE CAPS распались.
Тогда Джин Винсент, образно выражаясь, обратил свой взор за океан. В конце 1959 г. он отправился с Эдди Кокреном на Британские острова - хотя английские фанаты рок-н-ролла так никогда и не смогли дождаться Элвиса, зато в других американских звездах недостатка не было. Большую роль в дальнейшей карьере Винсента сыграл телепродюсер Jack Good, который и создал для него имидж, более соответствовавший той музыке, которую делал его подопечный - угрюмый, хромой (по замыслу Гуда, даже хромать следовало сильнее, чем это было необходимо) рокер, затянутый в черную кожу. Немалую роль в становлении карьеры Винсента в Англии сыграло и его регулярное появление в телешоу Гуда "Boy Meets Girl".
Трюк сработал, и новые синглы артиста "Wild Cat" (1959) и "My Heart" (1960) стали первыми хитами за последние два года. Последовали длительные совместные гастроли с Кокреном. Они начались в Глазго и продолжились в южном направлении. Как говорится, ничто не предвещало беды...
Где-то по пути к Кокрену присоединилась его подруга Sharon Sheeley (говорили, что это его невеста). Используя некоторый перерыв в турне, последний захотел слетать в США. (Опять-таки по слухам, он собирался жениться там на Шэрон.) Винсент решил присоединиться к другу и повидаться со своей супругой. 17 апреля 1960 г. друзья наняли такси и отправились в аэропорт. Неподалеку от городка Чиппенхем одна из шин автомобиля лопнула, водитель не справился с управлением и на скорости 70 миль в час (мили - это, сами понимаете, не километры) врезался в фонарный столб. Кокрен, выброшенный силой удара через ветровое стекло, погиб, остальные пассажиры отделались повреждениями различной степени тяжести. У Винсента было сломано несколько ребер, злополучная нога и ключица. Шофер был лишен водительских прав на 15 лет и потом еще долго скрывался от фанов погибшего рокера.
После автокатастрофы Джин Винсент, как считают многие, так никогда и не оправился до конца от моральной травмы, вызванной гибелью близкого друга. Правда, несколько хитовых дисков, в том числе и альбом "Crazy Times" (1960), поднявшийся в Англии до 12-го места, выпустить ему еще удалось. Интересная деталь: в июле 1962 г. BEATLES (еще без Ринго Старра) выступали в ливерпульском клубе "Cavern" в одном концерте с Винсентом. Последний, кстати, пел и в знаменитом гамбургском "Стар-клубе", но там он с ливерпульской четверкой не встречался.
Личная жизнь тоже давала сбои: в 1965 г. Винсент женился в четвертый раз - и это за девять лет (в 1956 г. имел место его первый - совсем непродолжительный - брак с 15-летней (!) девушкой). С осени 1964 г. по сентябрь 1966 г. артист не записал ни одной пластинки, а те, что нерегулярно выходили в последующий период, игнорировались публикой. Не следует забывать о том, что 60-е гг. - время рок-групп, а не одиночек-вокалистов. К середине десятилетия подросло новое поколение тинейджеров, героями которого стали BEATLES и ROLLING STONES, а не Элвис или, скажем, Джерри Ли Льюис. Пополневший Джин Винсент уже мало напоминал прежнего бунтаря рок-н-ролла и внешностью, и музыкой. В 1969 г. он выпустил новую версию своего старого бестселлера "Be-Bop-A-Lula \\\\\\\\\\\\\'69", прошедшую незамеченной. В сентябре этого же года он принял участие в "фестивале мира" в Торонто, где выступили также PLASTIC ONO BAND, Чак Берри и Литтл Ричард.
В начале октября 1971 г. Винсент с малоизвестной британской группой KANSAS HOOK записал песни для своего нового сингла. Через несколько дней, 12 октября, легендарный певец скончался от прободной язвы желудка. Ему было 36 лет.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2000 год в рубрике музыкальная газета