Ленинград
Последовательные ницшеанцы и антирасисты


13 января питерская группа ЛЕНИНГРАД отмечала свое трехлетие. За такой небольшой срок музыканты успели завоевать армию поклонников, которые тоном, не терпящим возражений, называют ЛЕНИНГРАД культовой группой. В конце прошлого года вышел второй по счету альбом команды, акустика под названием "Мат без электричества".

Своеобразие своего песенного лексикона музыканты объясняют порывом души и общеупотребительностью этой лексики. Очень интеллектуальные парни - основатель коллектива Сергей Шнуров (Ш.) и Антоненыч (Андрей Антоненко, баритон, аранжировка, - А.) - высказывают несколько противоречащие о себе мнения и свои идеи.

- У вас постоянный состав?

Ш.: У нас текучка кадров, как и везде, на любом предприятии. Потому что зарплату платим плохо. И народ постоянно ищет более жирных коллективов, и находит.

- Кто автор ваших песен?

Ш.: Автор у нас поменялся. Был Матвиенко, теперь Крутой… На самом деле, вранье, конечно же, - автор всегда у нас был один.

А.: Это он, Шнуров.

- Вы за пределами России выступали?

Ш.: Нет, скажу даже, что мы не выступали за пределами Петербурга и Москвы. Коллектив большой - вывозить трудно. Да и музыка - говно.

- И не возникало желания съездить куда-нибудь подальше?

А.: Спрос рождает предложения. Если нас куда-то позовут, если заплатят больше денег, чем стоят билеты, мы с удовольствие поедем. Мы вообще очень спокойно смотрим на все эти ситуации. Ведь жизнь не перекроишь, мы ведь не Господь Бог - это он решает все вопросы.

Ш.: Вот он наш промоушн - Господь Бог.

- Ваши поклонники говорят, что ЛЕНИНГРАД - это культовая группа, как вы к этому относитесь?

Ш.: Есть такое - CULT DEAD COW - культ мертвой коровы, если по-русски. Ужасное название... Я не согласен, нет. Мы не культовая группа, мы - брит-поповая группа. Мы играем брит-поп и электро-хаус. Честное слово. И ЛЕНИНГРАД нужно слушать в "живом" звучании.

- Какая-то венгерская или молдавская мелодика проскальзывает в ваших песнях, это не случайно?

Ш.: Это определенный этап в развитии группы. Мы просто опираемся на корневую музыку, которая существует гораздо больше, чем мы живем. И мы опираемся, на самом деле, на все. Мы цитируем PRODIGY, Джеймса Бонда и SPACE, мы цитируем все, что угодно. Если говорить честно, то это просто полистилистика - основное направление искусства 20 века, когда существует такое понятие, как информационный шум, который постоянно давит на мозги. И даже если я не хочу, я услышу группу ДЕМО с хитом "Солнышко", я услышу группу ВИРУС. Я вынужден. Тем не менее, это имеет на меня какое-то воздействие, и я должен как-то на это реагировать.

- Впечатление от группы такое, что это может быть интересно только для русских, и то для какой-то одной определенной прослойки, вас это не напрягает?

А.: Это нормальная славянская тема, и она может быть интересна во всей Восточной Европе.

Ш.: На самом деле, меня уже окрестили здесь столпом постмодернизма - а это уже не типично для России - и последовательным ницшеанцем. Русский колорит имеет к этому такое странное отношение, опосредованное. ЛЕНИНГРАД отражает положение современной русской культуры, современного русского языка. Это абсолютно точно. Как говорят русские люди в повседневном быту, "это группа ЛЕНИНГРАД". И образами такими же мыслят, включая компьютерную тему.

- Может быть, достаточно большая часть, но не все?

Ш.: Все, абсолютно все. Представь себе такую ситуацию: идешь по улице ночью, сзади тебя идет мужик, через некоторое время их идет несколько и они начинают на тебя нападать. И что ты им будешь говорить? "Отпустите меня, пожалуйста"? Или ты будешь материться и орать? Наверное, ты будешь материться и орать. Те ситуации, которые описаны в песнях - это пограничные ситуации между жизнью и смертью. И поэтому мы материмся.

А.: Потому что мы "пограничники", люди пограничного состояния.

- У вас в группе кто-то имеет отношение к военным специальностям?

А.: Это Александр. Он генерал духовых оркестров. И я имею непосредственное отношение к духовым оркестрам. Я изучил все духовые инструменты, и поэтому успешно справляюсь со своими функциями.

Ш.: На самом деле, духовикам очень сложно найти себе применение в реальной жизни. Невозможно же играть где-то на кухне марши, польки и все остальное. Деньги платят только в военных оркестрах, поэтому у кого ни спроси - все духовики: кто косил армию тем, что играл в духовом оркестре, кто просто, так зарабатывает деньги. Это обычная ситуация.

- Три года для вас - это много или мало, как вы считаете?

Ш.: Это уже много для группы, да. Когда время так течет, мы преодолеваем пространство. За это время "шаттлы" в космос уже сколько раз летали. Для группы это достаточно большой срок.

- Вас устраивает такой статус клубной команды?

А.: Мы здесь не поняты просто.

Ш.: По большому счету, если говорить серьезно, нам абсолютно все равно, клубная мы группа или не клубная. У нас есть своя публика, которая готова покупать наши компакты. Любой человек, услышав один раз группу ЛЕНИНГРАД и полюбив ее, будет тратить все свои деньги, чтобы купить себе ее компакт, послушать, сходить на концерт. На самом деле, какая бы аудитория ни была - это не имеет большого значения. Есть одна совершенно замечательная английская группа ТИГРОВЫЕ ЛИЛИИ. У нее тоже ноль промоушна, как и у нас. На контрабасе играет человек, который с Мадонной играл раньше. И они нисколько не обламываются оттого, что играют в каких-то кабаре, театрах. Вот это по-настоящему культовая группа. Открою вам один секрет: песня "Дикий мужчина" украдена (в оригинале - нецензурное слово - Авт.) у группы ТИГРОВЫЕ ЛИЛИИ.

А.: Врет.

- То, что вы делаете - это все в рамках одного жанра можно рассматривать, городской фольклор, наверное, это называется…?

Ш.: Нет, в новой программе - там и элементы рэпа проглядываются. Но это все, в нашем понимании, сугубо личностное выражение себя.

А.: Как и в развитии любого живого организма, у группы есть свои этапы. Мы с Сергеем недавно беседовали на эту тему, что мы прошли уже через несколько стадий.

- У вас есть инструментальный проект, который называется СКОТЫ…

Ш.: Это инструментал, мы одну вещь уже сделали. Это русская народная и не народная, но русская классическая культовая музыка - "Ямщик, не гони лошадей", "Очи черные" и так далее, - которая сделана в стиле СК. Стиль СК - это когда гитары - на вторую долю, подсечено получается.

А.: Это русские застольные песни. Мы хотели сделать это к Новому году, чтобы заработать бешеное количество денег.

- Над новым альбомом еще не работаете?

Ш.: Мы будем писать сразу с начала года новый альбом. Такой электрический, настоящий, не unplugged, а со всеми инструментами, с барабанами, электрогитарами. Все будет замечательно. И рабочее название его - "Скоты". Просто надоедает играть старые песни.

- А какую музыку вы сами слушаете - такую же разгильдяйскую, как и играете?

Ш.: А где ты слышала еще такую разгильдяйскую музыку? Настроение это мы сами придумали, первые, - когда можно играть очень плохо, но будет приходить много народа, и в результате всем будет хорошо. Вся фишка ЛЕНИНГРАДА - в таких песенках, причем в большом их количестве.

А вообще мы слушаем все подряд. Существует такая вещь, как радиоприемник. Филиппа Киркорова, песню "Мышь", все слышали - и я, и ты. PRODIGY все слышали. Еще Аллу Пугачеву мы слышали. Да мы все слышали, мы нормальные люди. Что мы не слышали, лучше сказать. Мы давно не слышали "живой" музыки, настоящей. А группа ЛЕНИНГРАД - это, в моем представлении, скорее не музыкальный проект, а культурный, культурное явление. Мы преодолели ту грань, как говорит замечательный деятель шоу-бизнеса Козырев, что ЛЕНИНГРАД - это за пределами добра и зла, что мы последовательные ницшеанцы.

- А кумиры у вас есть?

Ш.: В Библии написано: не сотвори себе кумира.

- Есть такое мнение, что все в искусстве создается под влиянием чего-то…

Ш.: Чарльз Буковский, Борис Виан, Элвис Пресли, Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Федор Чистяков, АУКЦЫОН, Том Уэйтс, Борис Ельцин, Борис Моисеев, Леня Федоров (хороший парень), группа ДВА САМОЛЕТА. У ЧИЖА есть хорошая песня "Такие дела".

- Есть такое понятие, как общечеловеческие ценности…

Ш.: Нет такого - кто это придумал? что такое общечеловеческие ценности? Каннибал где-нибудь в Африке ест людей. А здесь мы не едим людей. Что есть общечеловеческие ценности? Чувства? До того, как Шекспир написал "Ромео и Джульетту", такого понятия, как любовь, вообще не существовало, в принципе. Что такое любовь? Это вирус, который существует только в Европе. В Америке любви нет - там есть доллар, как сказал еще давным-давно Максим Горький. Я знаю, я там был. Я вирус туда заносил, но не получилось, к сожалению. Нужно читать Илью Эренбурга насчет вируса любви и всего остального.

- На кино времени хватает?

Ш.: В России нет кино - это объективная ситуация, потому что все кино в Голливуде. То, что снимает Кустурица, или еще какие-то жалкие попытки - это плевок в бесконечность, в бесконечность Голливуда. "Матрица" гораздо круче объективно, потому что она собирает гораздо больше денег. Спрос рождает предложение. То же самое "Звездные войны": последний фильм гораздо лучше всего российского кино. Мне очень нравится "Служебный роман": хороший фильм, хорошая музыка. В России нужно снимать кино на супер-VHS, где-нибудь в дешевой монтажке и с актерами-любителями. Просто я очень не люблю выпендреж и амбиции. И очень мне не нравится Никита Михалков, это к вопросу о кумирах. Мне не нравится, когда у меня в электричке бомж просит рубль, и тут же снимается фильм про великую и могучую Россию. Смешно. Ее и не было никогда. И мы все еще абсолютно не приемлем разговоров о евреях, неграх и иже с ними. Я не знаю, от чего это происходит, но это глупо. Чудовищно и глупо. Великой и могучей России не было никогда. В конце прошлого века только отменили крепостное право. О чем вообще можно говорить? Иван Грозный вешал всех конкретно. Еще Ломоносов разбивал все эти постулаты, историками записано. А сейчас бои в Грозном идут... Чтобы все это понять, нужно прочитать Виктора Пелевина "Омон ра".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета