Олейник, Евгений
о техно, блюзе и зацикленности


Странное явление предстало перед глазами искушенной публики на недавнем фестивале рок-гитаристов "Грифомания". Явление это было приятным на вид (по крайней мере, издалека), неизвестно откуда взявшимся молодым человеком, который вышел на сцену и вдруг стал играть. Америку он, конечно, не открыл, но в первые же секунды несколько ошарашил расслабившийся ("а-а-а, опять молодежь, опять жалкие потуги...") зал неожиданно хорошей, техничной игрой, абсолютной уверенностью в своих силах. Народ поднапрягся: "Кто таков, почему не знаю?". А уж мое-то, мое-то - журналистское, да еще и женское, туда же, - любопытство и вовсе во всех, извините, местах "свярбець" стало. Ну, я и рванула после выступления в гримерку. Жертва ушла недалеко и отбивалась недолго, оказавшись, в конце концов, довольно милым парнем по имени Евгений Олейник.

- Музыкой я занимаюсь уже 12 лет, гитарой - 7 из них. Что касается раннего музицирования, то это был баян, на котором мы изображали этюды народного творчества. Для общего образования учили еще и на фортепиано играть. Я даже участвовал в народном ансамбле в музыкальной школе!

- И отказался от такой карьеры музыканта-народника... Ради чего?

- Если учитывать сегодняшнюю "модность" фолка, может быть, я что-то и потерял. Но в плане развития собственного музыкального мышления народные инструменты не дают такой свободы, какую дает гитара. Гитара - это ведь инструментальный прототип голоса, на ней можно выполнять те же приемы и фишки: вибрато, въезд-выезд по нотам. Ни фортепиано, ни баян, ни какой-либо другой инструмент не позволяют это сделать.

- Почему бы тогда сразу не заняться вокалом, коль тебе такое удовольствие доставляет идентичность гитары с голосом?

- Если честно, классе в пятом я пел. В качестве юного барда однажды даже выступал во французском посольстве. Но любовь к гитаре все-таки оказалась сильнее. Мне проще именно на этом инструменте выражать чувства, эмоции, музыкальные задумки.

- Ладно, с ознакомительно-вводной частью мы, можно сказать, разобрались. Давай ближе к теме и ко дню сегодняшнему: почему тебя не было видно, откуда появился?

- Я здесь не причем, я не виноват!!! На самом деле, хотелось бы больше выступлений, больше времени на том же телевидении, но хотеть, как говорят, не вредно... Единственное, что было более или менее живо и осязаемо в последнее время - это клубная жизнь, которая бурлила не только в Минске, но и в других городах Беларуси. Во многом благодаря техно-ремиксам, которые я сделал, а также сотрудничеству с молодой группой BLUE STAR (стиль евро-дэнс). В последнее время занялся созданием качественно новой программы - "качественно" не в плане стиля, а в плане качества. Приходится рвать когти.

- Ты как-то обмолвился, что больше играешь по провинции, потому что там больше платят...

- Не столько больше платят, сколько чаще приглашают. Минские клубы и без того заняты гораздо более известными командами, кроме того, чуть ли не каждую неделю приезжают раскрученные российские проекты, и очень редко удается выступить в столице; чаще всего это происходит в "технарских" тусовках с моими подопечными - BLUE STAR.

- То есть к Минску ты, попросту говоря, боишься подступиться? Любой музыкант на начальном этапе творчества должен чуть ли не навязываться, предлагая свою работу, а ты что же - ждешь, пока к тебе придет делегация с фанфарами и скажет: "Проси что хочешь, только выступи у нас"?

- Обидно, обзванивая те же клубы, слышать постоянные отказы типа "мы и так знаем, что нам надо, и точно знаем, что гитара не нужна ни в коем случае, и вообще, у нас полно компакт-дисков Гари Мура". Мы нисколько не брезгуем раскруткой в Минске, если у тебя сложилось такое впечатление, и делаем все от нас зависящее, чтобы по возможности выступать именно здесь; просто нужен человек, который занимался бы этим целенаправленно.

- Тебе больше нравится выступать в "технарских" тусовках в качестве гитариста-аранжировщика либо на рок-сейшнах в качестве гитариста-солиста?

- Мне нравится выступать там, где хороший звук. Техно - это не компромисс с P®Є

- ...именно в стиле техно? Или ты говоришь вообще об электронной музыке?

- Нет, стандартное, конкретное техно со стандартным битом, которое заставляет шевелиться не только - и не столько - мозги, но и остальные части тела. Лично мне нравится то, что, играя техно с BS, я несу гитарную музыку тем людям, которые ее В ПРИНЦИПЕ не слушают. А тут - хочешь не хочешь, а приходится.

- Что ты можешь сказать о "Грифомании" как человек, в этой тусовке ранее мало вращавшийся?

- Вообще было неплохо, только немного неприятный осадок оставил музыкальный консерватизм, который присутствовал на этом фестивале. Нельзя быть настолько зацикленным; мне кажется, музыканты, которые придерживаются какого-то одного стиля, - неестественны: рано или поздно любой человек начинает либо прогрессировать, либо регрессировать, и это обязательно ведет к изменениям в музыке, которую он играет. Мне чужд, к примеру, блюзовый пафос, когда люди всю жизнь играют одно и то же, потому что якобы эта музыка совершенна. В ней ведь уже нельзя придумать ничего нового! На "Грифомании" мне больше всего понравился Андрей Иванов (ЗАРТИПО - Д.Г.), который внес хоть какое-то разнообразие в этот нескончаемый блюз.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета