Anderson, Jon
Вверх по лестнице


В октябре 1999 года многие смогли услышать новую работу YES \\\'The Ladder\\\'. В последнее время YES много ругали за нивелирование их музыки до уровня среднестатистического потребителя, за скучные песни и так далее. \\\'The Ladder\\\', похоже, полностью удовлетворил как требования поклонников, так и музыкальных критиков, будучи принятым обеими сторонами в равной степени воодушевленно.

А не так давно во время чата в Интернет практически все желающие имели возможность пообщаться с Йоном Андерсоном - вокалистом и поэтом YES. Поэтому нелишним было бы поведать о том, как умница Йон (Jon Anderson) поделился соображениями по поводу содержания своей музыки, своей миссии и предназначения музыканта вообще: "Все мое сольное творчество, участие в различных проектах и работа в YES - по сути, экспериментальны. И суть такого эксперимента есть достижение некого духовного баланса, равновесия, если угодно, - иными словами, попытка подняться еще на одну ступень понимания природы вещей. Ведь желание видеть эти вещи и различные явления в их истинном свете - одно из условий прогресса личности, начальная ступень лестницы эволюции духа. Символ лестницы - это очень важный момент, во всяком случае, для меня… Это знак, сопровождающий нас постоянно в течение всей нашей жизни. Это код. И это одно из толкований названия, содержания и предназначения последнего альбома YES \\\'The Ladder\\\'. Любая теория, даже самая занимательная, все равно остается безжизненной, будучи воплощенной в одних только словах, в то время как музыка - это то средство, которое способно одухотворить и материализовать практически любую идею. Я не считаю, что обыденная жизнь способна воодушевить на многое. Современное общество предпочитает вариться в исключительно утилитарной и предельно урбанизированной духовной и материальной среде. Это очень печально. Грустно осознавать, что музыка воспринимается многими людьми исключительно как способ удовлетворения тех или иных чувств и потребностей, зачастую инстинктивных, то есть относящихся к низшему порядку их деятельности. Хотя и это можно найти логичным… То сумрачное состояние духа музыкантов передается и их поклонникам, и поедается ими с удовольствием. Не правда ли, смешно? Но ведь должен кто-то с этим бороться, не так ли? И я считаю, что мы - эти борцы. Мне бы не хотелось быть гуру человечества или кем-то в этом роде, навязывая всем и вся свой образ мышления… Я лишь искренне полагаю, что музыка, как и любой другой жанр искусства, должна освобождать, раскрепощать человеческое сознание, наполняя его радостью и любовью. Музыка вполне может быть той панацеей, способной излечить многие душевные, а следовательно, и физические недуги человека. И именно музыка сотни лет была тем "механизмом", который превозносил человечество над обыденностью, давая ему возможность соприкоснуться с божественным. Я очень надеюсь, что и сам служу этой миссии. Осознание этого меня бесконечно воодушевляет, и все мое творчество - не только результат моей работы как композитора, поэта, музыканта и певца, но и нечто большее, что словами тяжело выразить. Я всегда стараюсь найти и почувствовать ту "внутреннюю вибрацию" духа песни, способную заставить человеческое существо слиться с нею воедино, направив его на путь света и радости. Отсюда мои эксперименты со многими экзотическими стилями. Несколько раз мне доводилось выслушивать упреки в примитивности моих сольных работ по сравнению, скажем, с работами YES. Но ведь, если бы я ставил своей целью создание сложных мелодических и ритмических структур, так сказать, музыку ради музыки - я бы и продолжал делать это с YES. В YES волею судеб играют прекрасные и чрезвычайно талантливые музыканты, каждый из которых привносит в музыку группы что-то свое… Здесь даже дело не в эстетстве - в чем YES, кстати, обвиняли не раз… Это просто как бы другое измерение, но и в нем мы вместе пытаемся достичь некого баланса профессионализма и наивности... Вернее, все это получается само по себе. Главное - настроение и вдохновение к чему-то, что выше тебя, к еще одной ступени. И если вам что-то не нравится, то не спешите с критикой, а лучше попытайтесь понять, что за этим стояло у музыкантов. Почему они поступили так, а не как-нибудь иначе… Поверьте, если бы я или мы хотели понравиться публике, чтобы вдуть ей побольше наших дисков - мы бы сделали именно то, чего от нас ждут, - очередной \\\'Long Distance…\\\' (хотя песня просто чудесная!) У нас есть имя - это прекрасно! У нас есть возможность использовать все достижения научного прогресса в области звукозаписи. Я просто воодушевлен всеми этими компьютерными чудесами. Это, знаете ли, как топор. Сам по себе он не плох и не хорош. Важно, как его применить. Ведь вы можете построить, например, корабль, а можете возвести эшафот! Компьютер, кстати, не так ужасен, как думают некоторые наиболее "продвинутые" просветители современности! Это всего лишь орудие. Инструмент в нашем арсенале. И мы распоряжаемся всем этим таким образом, чтобы донести наше послание в предельно ясной и открытой форме. Если мы имеем возможность сделать что-либо, а также и желание к действию, то упускать такую возможность было бы, как минимум, неразумно. За всем должен стоять здравый смысл, а вовсе не болезненные инсинуации! Хотя всему можно найти разумное объяснение - даже самой фантасмагоричной и абстрактной идее… Вспомните, хотя бы…, ха-ха-ха…, YES с их \\\'Tales From Topographic Oceans\\\'. В действительности я хочу лишь одного - чтобы вы полностью доверились моей музыке, позволили ей овладеть вами и так воспринимали бы ее на уровне ментальном, а не аналитическом. Сталкиваясь с музыкой YES, вы имеете возможность анализа - как в математике, - но это всего лишь одна из возможностей, и удел идиота - концентрироваться единственно на ней. Мои же альбомы такую возможность игнорируют, предоставляя вам фактически свободу полета!"


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета