Turner, Tina
Вечное Возвращение


Ничего нового о ней сказать не получится - о ней высказались практически все, кто хоть раз вовлекался в ее творчество. Новый альбом, в крайнем случае, повторит уже банальную истину насчет того, что она год от года исправно молодеет (не как Майкл Джексон раньше и Шер теперь, а на духовном уровне, творческом, энергетическом; хотя и с внешностью все тоже на уровне), а в музыкальном плане - так же аномально работоспособна, как и в годы шероховатой, болезненно-блюзовой юности, когда не было времени ни на что, кроме музыки… (в конце 80-х его хватило на написание довольно впечатляющей автобиографии). Сама о себе она может рассказать, только пропев, прокричав, истошно и надрывно прочувствовав тот кусочек реальности, который в данную секунду завладел ее эмоциями. То, что большая часть песен, ею исполняемых, написана другими людьми, ничего не меняет - знали бы вы, с каким удовольствием, граничащим в восторгом, они сочиняют эти песни специально для нее, а не каким-нибудь там бабочкам-однодневкам. Если вы слушаете музыку 60-хх - вы найдете ее там, стоит только перенести сознание на какой-нибудь из тогдашних хипповских фестивалей… Если вы спешите и рветесь вперед - так или иначе она была где-нибудь рядом: рвалась и выбрызгивалась из радиоэфира, томно улыбалась со свежих компактов… Кто-то говорил, что женщины более зависимы от времени, нежели мужчины. Но мужчины более зависимы от женщин, чем от времени. Она, ясное дело, не зависит ни от чего. Когда ей надо было выбирать - слава или независимость, она выбрала последнее, хоть и пришлось потом долгое время валять дурака и заниматься чем попало.

Речь идет о некой Анне Мэй Баллок, но вам, думается, будет проще и уютнее именовать ее Тина Тернер, пусть имя и не совсем ее, а фамилию и подавно силком навязали. (Айк, гангстер злобарьский, никогда не отличался галантностью и чуткостью).

Когда она в 1958-м пришла в группу Айка, уже знаменитого и претенциозного, у нее не было не имени, ни стажа. Конечно, соул-выступления в составе двух сестер можно считать некоторым опытом, причем весьма плодотворным - иначе с чего бы Айк так восхитился, что перестал воротить денежными и музыкальными массами со своими KINGS OF RHYTHM… Нет, нет, на самом деле Тина ему не понравилась совершенно: когда она, бедная и наглая, все еще учащаяся в школе, попросилась к нему в группу, она была "обрадована" твердым отказом, и только спустя некоторое время, которое она настойчиво тратила на попытки пролезть в группу, Айк, наконец, образумился, сообразив, что девица-то с будущим… Группа переименовалась в IKE & TINA TURNER REVUE… и начала набирать обороты. И не важно, что когда Тина решила переселиться к Айку и жить-поживать вместе, она была беременна от его же родного саксофониста. Не от чужого же. К тому же, почти сразу после рождения первенца, которого нарекли Рэймондом, у свежесозданной пары тоже появилось дитя, первое из нескольких последующих. Свадебная церемония прошла в Тихуане, быстро и непринужденно, причем настолько быстро и непринужденно, что брак, как потом выяснилось, оказался недействительным. Это оказалось как нельзя кстати, когда потребовался развод, в смысле, что он, родимый, даже и не потребовался.

Причины столь зверского расторжения столь творческого союза предсказуемы и банальны. Айк делал ставку только на Тину, заставлял ее пахать сутками, петь по восемь дней в неделю (зато научилась… прочь сомнения, она бы и без него могла научиться!), полностью контролировал ее жизнь, а если она не справлялась или не успевала, случались и побоища, и угрозы, и синяки… В общем, невесело было. Зато на сцене - бешеный сверхэротичный ритм-энд-блюз, агрессивный стенающий вокал Тины, зверская ухмылка Айка… она выкладывалась до ведер пота, до полного отключения слушающей толпы… а вы видели, ЧТО она делала с обычным таким, ма-а-аленьким микрофоном в то время, как пела, нет, вы не понимаете, вы видели, КАК она это делала? (Вообще, видеоархивы ранних выступлений Тины и Айка стоят отдельного рассмотрения - такой блюзовый накал, драйв, энергетика, страстность… Странно, как их не выпровождали со сцены за, пардон, непристойные сцены… Видать, искусство побеждало предубеждения). Тина перепевала классику - "River Deep Mountain High"(продюсировал, между прочим, тот самый Фил Спектор) и "Proud Mary", классика попадала в хит-парады, Айк и Тина расширяли сферу своего влияния, в 1969-м выступали вместе с ROLLING STONES. Мик Джаггер, кстати, огромный поклонник творчества Тины, причем еще тогда, в молодости, он аккуратненько деранул у нее кое-что из фирменных сценических телодвижений (она это умеет), которые использует до сих пор. Тина вроде не обижалась - на такое авторских прав еще не придумали (все, значит, еще впереди).

Несмотря на то, как приятно парочка смотрелась на сцене (Айк привлек еще девять музыкантов и несколько женщин-вокалисток, чтобы подчеркнуть изумительный вокал драгоценной супруги), Тине надоели всяческие ущемления (эх, как тут не вспомнить судьбинушку юной армянской девицы Шер - все аналогично: и муж не тот, и женились в Тихуане, и развелись с грохотом, и тоже до сих пор поет, родимая… Даже как-то странно и параллельно), и она решила уйти, хоть и знала, чем ей это грозит. То, что Айк насильно заставил сменить имя, ее уже не смущало - мы же знаем ее именно как Тину Тернер, а не Аннушку там какую-то Бэллок…

В 1975-м, после неудачной попытки самоубийства, Тина уходит, захватив с собой всего лишь тридцать шесть центов и кредитную карточку некой заправочной станции… На карьере ее можно было ставить жирный крестик, но она так не думала - и правильно. Она решила, что свобода поважней денег, которые рано или поздно все же откуда-нибудь возьмутся (так она писала в автобиографии)… Влезла в долги, выступала в мелких ночных клубах шесть дней в неделю, но - жила. Помогала новообретенная вера - Тинушка влезла в буддизм, а буддизм, при должном к себе отношении, - вещь наиспасительнейшая. Тина пришла в себя после блестяще сыгранной роли в культовом, но незаслуженно забытом фильме Кена Рассела "Томми" 1975-го года, сделанном по рок-опере THE WHO (то, что его недавно россияне демонстрировали, делает им честь, но, елки-палки, где вы раньше были, когда я этот фильм за бешеные деньги по всяким подпольям перезаписывала?!- ладно, не будем о личном). Тина играет "Кислотную королеву", ненормальную и буйную цыганку, и заботливо сотворенная великим Тауншендом песня c ее помощью жутко и прекрасно оживает. Несмотря на небольшое время, отданное Расселом (и рок-оперой) для Тины, она вдруг понимает, что актерская карьера - не самое худшее, а некоторые продвинутые режиссеры понимают, что Тина - не только ценный мех… простите… красивый голос, но и неплохой объект, достойный появления в кадре. Поэтому на отсутствие богатой фильмографии Тина вряд ли пожалуется.

На личном фронте тоже посветлело - австралийский менеджер Роджер Дейвис оказался приятнее и заботливее Айка. Он помог Тине поверить в себя, а заодно и наладить пошатнувшуюся музыкальную карьеру. К 1975-му Тина не особенно веселилась, еле-еле прокармливая четверых детишек мал мала меньше. С помощью Дейвиса Тина начинает снова выступать, используя как старый, проверенный, так и новый материал. В конце 70-х она записывает несколько альбомов для United Artists, но настоящий успех пришел только с очередным возвращением на сцену - в начале 80-х.

В 1981-м она выступает на разогреве у "роллингов", участвует в записи сборника "Music Of Quality And Distinction Volume 1", а в 1982-м подписывает новый контракт, на этот раз с Capitol, что весьма престижно. Британские поклонники помогли новому синглу, каверу Эла Грина "Let\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Stay Together", добраться до первого места в чартах. К 1984-му Тина была готова к выпуску альбома "Private Dancer", начав восхождение с сингла "What\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Love Got To Do With It"(один из величайших хитов года). Альбом, как вы все знаете, стал эпохальным, разошелся по миру в 11-миллионном количестве и до сих пор почитается всеми любителями хорошей музыки. Успех потребовал выпуска еще двух альбомных синглов: один - одноименный, другой - "Better Be Good To Me". Тогда же Тина снимается в кассовом фильме "Mad Max: Beyond The Thunderdome", как вы понимаете, с самим Мэлом Гибсоном (или Гибсон - с самой Тиной Тернер, как пожелаете, так и воспринимайте). Для фильма была написана и ею же спета тема "We Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Need Another Hero", которая добралась до почетного второго места в чартах.

Далее следует сотрудничество со старым приятелем Миком Джаггером на известном благотворительном концерте LIVE AID (ну, вы помните, был такой Боб Гелдоф, фестивали добрые организовывал в помощь хорошим людям да нуждающимся, музыку сочинял - в общем, это его рук дело) и бестселлер, но уже литературный, в виде автобиографии с почти библейским названием "Я, Тина". Знаменитая книжица, естественно, позже была экранизирована не менее хитовым фильмом "What\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Love Got To Do With It"…(был снят в 1993-м) После выпуска очередного великолепного хита с претенциозным, чуть ли не феминистским названием "Typical Male", Тина стала всемирно популярна. Она постоянно гастролировала, ее любили не только простые и благодарные потребители прекрасного, но и привилегированные личности не из мира смертных - среди ее фанатов числятся Дэвид Боуи, Эрик Клэптон, Элтон Джон (они еще встретятся), Род Стюарт, Брайан Адамс и Марк Нофлер (даю справку - это тот, который у неграмотных людей Кнопфлер). Видимо, именно из-за ее нестареющего потенциала ее выступления регулярно собирают аншлаги - последние 10 лет Тина гастролирует по весьма жесткому для ее возраста графику (а мы, заметьте, даже не упоминали положенные для данного жанра даты и годы - тут не в возрасте фокус, сами понимаете - энтузиазм, силища голоса и характера, харизматическая наглость и бешеное очарование).

В 1987-м Тина, несмотря на прогнозы и скептицизм критиков, устраивает немыслимое по масштабности турне, назвав его "Break Every Rule"… Она действительно нарушила все правила - расписание тура насчитывало без малого двадцать пять стран! (Билеты, причем, часто раскупали еще до их появления в продаже, простите за абсурд). Как обычно - вызывающие мини-юбки, скорее, даже микро-юбки, высокие каблуки, откровенный и леденящий надрывный вокал - уже никто не мог усомниться в ее божественной исключительности.

Стоит все-таки вернуться мыслью к незаслуженно забытому Айку - все же талантлив был, пусть и невоспитан, пусть и большую часть 80-х провел за решеткой (не будем разнюхивать подробности, это вам не Чепмэн какой-нибудь) - его тоже почетно вспомнили, когда в 1991 его и Тину с грохотом и почестями возвели в ранг героев Зала Славы Рок-н-ролла (дурная и условная фишка, еще хуже белорусской рок-коронации, но все равно - приятно).

Далее - в начале девяностых - последовал период непродолжительного творческого затишья (хотя Тина по-прежнему появлялась во всяческих шоу, тусовках, в рекламе каких-то чулок снималась), которое скончалось под натиском очередного (какого по счету?) триумфального возвращения. В 1997 Тина отправляется в первое за шесть лет североамериканское турне, ставшее самым популярным событием года (и самым прибыльным, если уж подсчитывать - дива играючи, вернее, "поючи", заработала 24 с половиной миллиона долларов).

Два года спустя Тина решила предпринять еще одно возвращение - на этот раз, по ее словам, последнее (прочь пессимизм - Чак Берри до сих пор выступает, хоть и совсем немощненький стал с течением лет), обставленное со вкусом по всем правилам: тут и огромнейшее расписание концертов, и великолепнейший (можно сказать даже, самый стильный) новый альбом с цифровым названием "Twenty Four Seven".

Надо добавить, помимо записи нового творения, в 1998-99-м Тина работала, как никогда. В 98-м она решила разнообразия ради погастролировать с господином Элтоном Джоном - получилось неплохо. В апреле следующего года она появилась на популярном ТВ-шоу VH-1 в сопровождении не менее прославленных соратниц по полу - Шер, Уитни Хьюстон и Брэнди. Сия радость называлась довольно продажненько - Divas Live, зато смотрелось замечательно.

Новый альбом уже можно купить где угодно, в Америке вокруг него поднята настоящая буря, так как там он выйдет только первого февраля. Альбом продюсировала та же команда, что копалась над звучанием последней работы Шер. Турне начнется в июле и отметит своей печатью семнадцать европейских городов. "Это будет мое последнее стадионное рок-турне, - говорит Тина (вот видите! говорит же, что стадионное - значит, выступать хоть где-то, но будет), - я хотела бы изменить свои привычки, связанные с работой… чтобы работать меньше… Но я не имею в виду уход на пенсию в музыкальном плане. Я все равно буду чем-то заниматься… Возможно, в другой сфере… но на самом деле я не знаю, когда я закончу…"

Насчет своего знаменитого возраста Тина говорит: "Как чувствуешь себя, когда тебе 60? Разве я веду себя как 60-летняя женщина? Нет, мне не надо себя вести именно так. Впереди меня - целая эра, и я думаю, она дает мне возможность жить и чувствовать себя не на 60 лет…" В настоящее время она продала больше 60-ти миллионов альбомов, недавно получила награду от Music Of Black Origin за все жизненные достижения, а ее новая работа стала "золотой" в Германии еще до ее выхода - всего лишь по результатам предварительных заказов (за неделю альбом алчно потребовало 150 тысяч человек - боялись, сердешные, что всем не достанется…)

На прощание (боже упаси, не с Тиной! - она всегда возвращалась, не сомневаюсь, что это повторится еще не раз) предлагаю вам трэк-лист нового альбома: "Whatever You Need" (в записи принимал участие филармонический оркестр), "All The Woman", "When The Heartache Is Over", "Absolutely Nothing\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Changed", "Talk To My Heart", "Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Leave Me This Way", "Go Ahead" (тоже с оркестром), "Without You", "Falling", " I Will Be There" (авторы песенки - братья Gibb; узнаете, господа меломаны?), "Twenty Four Seven". И на этом, как обычно, ничего не заканчивается.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета