Goodie Mob The Good Die Mostly Over Bullshit
Южане из GOODIE MOB считаются, пожалуй, одними из самых авторитетнейших "учителей" хип-хопа, несмотря на то, что группа существует чуть более пяти лет. Они бросаются рифмами, которые не всегда легко расшифровать и есть над чем поразмыслить. К тому же, за них читает непревзойденный Cee-Lo, чей легко узнаваемый голос высоко ценится в анналах рэпа. Прибавим к этому еще и звание королей "живых" выступлений, дарованное GOODIE MOB журналом "Vibe". В общем, есть чем гордиться нигерам из Хелен, гористого пригорода Атланты, а нам, стало быть, нужно вас познакомить.
Во-первых, сразу бросается в глаза подбор кадров. Четыре МС (без ди-джея) и группа гастрольных музыкантов. Когда требуется "порулить" пластинкой, любой из четырех может встать за вертушку. Во-вторых, отсутствие забитых тем о козлах и проститутках. Прослушав "Guess Who" из их первого альбома и "Beautiful Skin" из второго, невольно начинаешь судорожно вспоминать, а кто еще среди рэпперов способен посвятить что-нибудь умирающей маме и так сочно обрисовать красоту черного женского тела. Ах, да, Тупак умел!..
Сын двух южных баптистов Си-Ло (р. 30.05.1975 г.), самый младший член банды, начал свою музыкальную карьеру очень традиционно для Америки. Он пел в церковном хоре и поначалу вовсе не планировал стать рэппером, довольствуясь ролью поющего правдолюба. Помимо этого ему удавалось совмещать рисование, танцы и ди-джеинг. Однако судьба чуть не сломала этого крепыша. Когда ему было только два года, умер отец. В школе его дразнили из-за маленького роста, и, копя злость на других, он стал проблемным ребенком. В девятом классе его вышвырнули из школы. Затем, в 1992 году, его мать попала в страшную автокатастрофу и промучилась три года, перед тем как умерла.
Дикий необузданный стиль Ти-Мо (р. 2.02.1972 г.) вы почувствуете уже при первом общении с ним. Он - главный организатор в GM. Ти-Мо всегда был очень музыкальной личностью. Во втором классе играл на скрипке, в третьем - на ударных, а в пятом - на саксофоне, да к тому же пел в школьном хоре. К 12-ти годам ему уже подарили две вертушки, и он записывал кассеты. После неудачного опыта в военной школе Ти-Мо поступил в колледж в Атланте и продолжил занятия музыкой при помощи клавишных и сэмплера.
Самый спокойный в коллективе, конечно же, Big Gipp (р 28.04.1972 г.). Он - известный домосед, и окружает себя исключительно натуральными вещами. К тому же, он единственный в группе имеет жену (певица Joi) и ребенка (дочь Kepsiia).
Имя Khujo (боюсь, перевод не пройдет цензуру, поэтому читаю по буквам: Харьков, Ужгород, Йошкар-Ола), хоть и похоже на русское ругательство и кличку американского мультипликационного пса Cujo, но на самом деле относится к вождю племени беглых рабов Марунов, обретших благодаря ему свободу. Парень ощущал себя своего рода мессией уже с детства. Сначала он покорил школьные конкурсы талантов, а потом стал членом рэп-группы PARTY CRASHERS. С возрастом он стал совершенствовать свои вокальные данные и нашел себя в просвещении черных братьев в команде SIX SENSE, в которой также оказались Big Gipp и Ray Murray из известной продюсерской группы ORGANIZED NOIZE (они работают с GM, OUTKAST, TLC и EN VOGUE). Потом Khujo (р. 13.3.1972 г.) организовал THE LUMBERJACKS вместе с Tи-Mo, и они познакомились с Cee-Lo. Так и образовался рэп-коллектив под названием GOODIE MOB.
Потрясающий дебют на двух композициях ("Call Of Da Wild", "Get Up, Get Out") первого "платинового" альбома земляков из OUTKAST в 1994 году, контракт с LaFace Records, собственный "золотой" дебютный альбом "Soul Food" (1995) и знаменитый сингл "Cell Therapy" сразу же принесли южанам признание и почет во всем рэпперском мире. В их раймах прощупывалась четкая концепция и неоспоримая правдивость со слушателем. В их представлении мир планомерно превращается в один большой могильник, а мы с вами волей судьбы становимся узниками войн. GM против войн, но они вынуждены психологически готовить людей к особой войне - войне за самосознание и самоопределение, после которой все поймут, кем они являются и кем нет, и окажутся на своих местах. После этого войны прекратятся. Но останутся проблемы другого типа (наркотики, нищета, бездомные, дураки, псевдопроповедники и слабый духовный уровень), но об этом - второй альбом GM "Still Standing".
Им они хотели сказать, что в то время, как все отживает на глазах, GM сохранились и уверенно держатся благодаря своему крепкому южному духу ("Fly Away" метит Юг на рэп-карте Америки не хуже "Dirty South" из "Soul Food", а в "Gutta Butta" Си-Ло читает: "I don\\\\\\\\\\'t sell dope, I sell hope"). Кроме того, появляются вещи не только для ума, но и для ног. Парни прозвали это техно-готик-фанком, где насыщенные басы закладываются в основание трип-хопового бита с эпизодическими гитарными вкраплениями. В текстах тоже произошла революция - уличную грязь выразили более трогательным языком эмоций. Си-Ло: "Не может быть хорошего без плохого. Если бы все было прекрасно в нашей жизни, умах и душах, рэпперам не о чем было бы читать, и, наверняка, не было бы рэпа, как такового".
И жизнь продолжала бить ключом для GM. Правда, прослушав их новый альбом "World Party", невольно ловишь себя на мысли, что дорога в знаменитую студию "S.W.A.T.S. (South West Atlanta, Too Strong) на юго-западе Атланты, где колдуют ORGANIZED NOIZE, на этот раз пролегала для них через абсолютно неизведанные места - подозреваю, что через ночные клубы, где играли прогрессивную электронную музыку. Сохранился лишь легкий оттенок прежних моберов, делавших ставку на традиционный южный соул-рэп. Теперь под их речитатив можно будет стереть обувь. Этот модный компьютеризированный фанк и вибрирующие голоса, которыми прославилась последняя работа TLC ("Fanmail"), плюс секвенсорный драм-энд-бэйс и какой-то психоделический госпел придали "World Party" очень современный вид. Но GM потеряли бы самоуважение, если бы заставили нас бездумно дрыгаться под их новые песни. Разумеется, учителя преподали нам там несколько уроков, в каждой строчке оправдывая свое название (его расшифровку я вынес в заглавие статьи).
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2000 год в рубрике музыкальная газета