Легальный Бизне$$ “Хочу добиться уважения к хип-хоп культуре…”
Возможно о SLINGSHOT и D.O.B. COMMUNITY вы ничего и не слышали, но "Пачку сигарет" в исполнении группы ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$ вы знать обязаны, если, конечно, вы не зарекомендовали себя как загнивающий элемент хип-хоп-культуры. Вот оно то, в чем уже давно нуждалась отечественная рэп-индустрия: сильный толчок, который заставил бы всколыхнуться умы хип-хоп-голов. Подобно JAM STYLE & DA BOOGIE в би-боинге, ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$ в рэпе заставил заговорить о себе, как о чем-то экстранеординарном и причиной тому… Лигалайз.
- Можешь, для начала, рассказать, с чего ты начинал. Откуда берет свое начало Лигалайз?
- С чего начинал? Гм. Трудно сообразить. Ну, наверное, с того, с чего начинали все: когда-то в один прекрасный день услышал рэп, который сразу же меня захватил. Вот так и начался Лигалайз.
- А, если не секрет, что ты первое услышал?
- Я не помню, какую именно первую группу я услышал, но могу сказать, что, в принципе, всегда самыми любимыми у меня были RUN D.M.C.
- Твой первый музыкальный проект?
- Это было лет так восемь назад. ЛИГАЛАЙЗ - это как раз таки изначально название моей первой группы. Мы так ни разу и не записались, группа развалилась. Из нее остался только я один, и вот это название - Лигалайз - перешло на меня. Первой действующей группой была SLINGSHOT, организованная вместе с таким человеком, как Ladjak. Эта группа входила в такой альянс, как D.O.B. COMMUNITY. Раньше была группа D.O.B., в которую входили Ladjak и Sir-J, потом мы с Ladjak объединились в дуэт SLINGSHOT, и название D.O.B. стало названием тусовки. Не просто названием музыкальной группы, а названием тусовки, в которую входило несколько групп: BUST A.S!, SLINGSHOT, РАБЫ ЛАМПЫ, JUST DA ENEMY - была такая группа. Мы записывали англоязычный рэп. Потом все изменилось, я перешел на русский язык.
- Не мог бы ты сказать, как расшифровывается D.O.B.?
- D.O.B. расшифровывается как DEPARTMENT OF BASTARDS (?) - "отдел хулиганов", если можно так сказать.
- А почему изначально ты остановился на английском языке? Наверно, были мысли типа: "Настоящий рэп звучит только по-английски"?
- Были такие мысли. Хотелось быть оригинальным, в этом и была фишка - мы были единственной группой, которая профессионально (достойно) читала на английском языке. Мы были убежденным андерграундом, то есть шли на это осознанно. Мы никогда не ставили перед собой цель стать популярной группой и делали то, что признавали только знатоки. Это можно описать так - это был рэп только для рэпперов.
Но потом лично я понял, что мне хочется чего-то большего, мне хочется большей аудитории. Все-таки с английским языком аудитория очень ограничена, не многие могут меня понять. Я просто понял, что мне есть что сказать на русском языке, есть что донести до ушей слушателя, да и просто мне хочется, чтобы меня понимали. Все это я связываю с тем, что мне довелось жить больше года во французской колонии в одной африканской стране. Колония имела тесные связи с Францией, а во Франции, как известно хип-хоп, очень развит. Я общался с французскими МС, с французскими рэпперами, я работал там в группе, состоящей из четырех человек. Мы выступали в клубах, на частных вечеринках. Пребывание там перевернуло мое сознание. У них там совсем другой подход к рэпу: рэп - это импровизация, он идет из души, а не какой-то заученный текст, который ты тараторишь под ритм. И этот подход я привез в Россию. Я, на самом деле, очень изменился. Я не мог дальше работать так же в D.O.B., как и раньше. Я попытался изменить D.O.B., тянуть парней за собой в новый стиль, но потерпел фиаско. Ничего не получилось, наши пути разошлись. Наступила эра ЛЕГАЛЬНОГО БИЗНЕ$$А.
- Кто является продюсером данного проекта - ты или Влад Валов?
- Задумали его мы вместе. Музыкальным продюсером, продюсером с точки зрения творчества группы являюсь я. Влад решает все финансовые и организационные вопросы.
- "Готовы ли вы?" - это твое разовое участие в BAD B. или ваше сотрудничество продолжится?
- Вообще-то я являюсь официальным участником группы BAD BALANCE для их пятого альбома, который планируется записать в Нью-Йорке. Этот альбом будет новой ступенью в развитии отечественного хип-хопа.
- Почему выбор пал на Нью-Йорк?
- В Нью-Йорке мы хотим найти новое звучание. На примере многих даже европейских групп можно убедиться в том, что здесь мы не найдем нормального звучания. Мы хотим сделать новый шаг в отечественном хип-хоп-движении. Плюс в нас есть заинтересованность у американского лейбла. На нашем новом альбоме можно будет услышать англоязычных нью-йоркских МС, для того, чтобы наш продукт можно было продвигать еще и там, в USA.
- Что такое"BAD B. Alliance"?
- "BAD B. Alliance" - это обойма, и в эту обойму входят BAD BALANCE, ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$ и новый артист Дэцл - талантливый пятнадцатилетний МС. Предполагается постепенная раскрутка каждого из участников.
- Слышал ли ты что-нибудь из белорусского рэпа и, если слышал, то что можешь сказать о нем?
- К сожалению, я слышал только одну кассету - УДАР БАНДЫ. А что могу сказать про нее… скорее нравится, чем не нравится. Но я считаю ее группой дворового значения. Ее творчество в целом неактуально, хотя в частности может быть интересным. В принципе, в шестом номере журнала "X-X IN4" я уже высказал свое мнение об этой команде.
- Знаешь, есть такая тенденция: в начале ты слушаешь рэп и только рэп, а потом, по мере своего взросления, ты начинаешь находить что-то интересное и в других музыкальных направлениях. Присутствует ли эта тенденция в тебе?
- Я люблю всякую музыку, совершенно всякую. Но рэп - это мое дело, это моя профессия. Сейчас я даже потерял грань между музыкой, которую слушаю для себя, чтобы получать удовольствие, и музыкой, которую слушаю для получения информации, для того, чтобы развиваться дальше как МС, как рэппер.
- Каков был твой ответ на главный вопрос уходящего тысячелетия среди рэпперов: "Умирает ли настоящий рэп?"
- Рэп не может оставаться таким каким, он был: меняются времена, меняется жизнь, меняется скорость жизни и рэп также не стоит на месте, он движется вместе со временем и мне кажется, что люди, которые борются за его выживание, люди, которые адаптируют его под время, все же достойны уважения, также как и люди, которые стараются сохранить его таким, каким он был раньше. Лично мне очень интересно слушать новые веяния как западного, так и восточного побережий Америки, а не зацикливаться на одном WU-TANG CLAN. В принципе, какая разница, каким звучанием обладает группа - попсовым или андерграундным. Главное, чтобы ее творчество было интересно. Это относится и к отечественным командам. Лично мне нравится, когда в творчестве присутствует оригинальность. Я сам пытаюсь быть оригинальным, тем самым хочу добиться уважения к хип-хоп-культуре.
- В "Готовы ли вы?" у тебя есть такие строчки: "хип-хоп - это то, как я живу, рэп - это то, что я делаю…" Не мог бы ты точнее раскрыть эту тему?
- Все очень просто: это созерцание жизни и впитывание ее в себя, а затем через призму своей души в своем творчестве ее изливаешь тому, кто тебя будет слушать. Это и есть хип-хоп. Например, человек, занимающийся граффити, живет, переживает какие-то чувства, и его переживания можно найти в его рисунке.
- Не было ли проблем с "Пачкой сигарет"?
- Нет, проблем никаких не было, хотя фанаты Цоя принимают нас за чужаков, тут играют большую роль стереотипы. Мы тоже росли в этой стране, тоже слушали группу КИНО, также любим ее песни, как и "киноманы". Единственное, что могу сказать, так это то, что песня была записана с полным уважением к Цою и его творчеству.
- Какие ближайшие планы у ЛЕГАЛЬНОГО БИЗНЕ$$А?
- Собираемся снять второй клип, так что скоро сможете опять увидеть DJ Тоника, Панса и Лигалайза на своих телеэкранах. Материала на альбом у нас целая куча, но пока точно не известна дата его издания. Но, в любом случае, мы настроены на работу и будущее за нами…
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2000 год в рубрике музыкальная газета