Sylvian Уникальный аудиопейзаж
Прошло почти двенадцать долгих лет, прежде чем мы услышали новый альбом Сильвиана. "Dead Bees On A Cake" он создавал в течение четырех лет. Эта музыка является уникальным аудиопейзажем, уже знакомым и в то же время совершенно свежим. Это настоящий современный альбом, хотя и не отмеченный никакими модными штучками. Как бы поп-музыка, но самого высокого класса. Предыдущий альбом Сильвиана назывался "Secrets Of The Beehive" ("Секреты улья"), но пусть очевидная перекличка названий с "Dead Bees On A Cake" ("Мертвые пчелы на пироге") не вводит вас в заблуждение. Слишком многое изменилось с 1987 года. Не только то, что место проживания Дэвида изменилось (что такое Лондон, знают все, а где находится Napa Valley…), но и стиль его жизни - теперь это уединенное семейное существование.
Впрочем, на профессиональном уровне Сильвиан никогда не прекращал творческой деятельности. Совместная работа с Робертом Фриппом в 1993-94 годах, а также с бывшими участниками JAPAN (это Steve Jansen, Richard Barbieri и Mick Karn) в проекте RAIN TREE CROW. Наконец, участие в записи альбомов таких артистов, как Hector Zazou, Andrea Chimenti и Russell Mills.
Дэвид Сильвиан родился в городе Beckenham, Kent, в 1958 году. В возрасте 16 лет он основал группу JAPAN и был ее участником до ее распада в конце 1982 года. За это время он успел познакомиться и начать работать с Рюичи Сакамото. В 1982 году они записали сингл "Bamboo Music / Bamboo Houses". Это было началом долгого сотрудничества и теплых личных взаимоотношений. Году в 1984-м Сакамото пригласил Сильвиана написать стихи к главной музыкальной теме прекрасного (как оказалось позже) фильма "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" ("Merry Christmas, Mr Lawrence"), где главные роли исполняли Рюичи Сакамото и Дэвид Боуи. Эта запись была издана как сингл "Forbidden Colours". Впрочем, Сильвиан плодотворно сотрудничал не только с Сакамото, но и с другими интересными артистами: достаточно вспомнить Akiko Yano ("Ai Ga Nakucha Ne"), Virginia Astley ("Hope In A Darkened Heart"), Mick Karn ("Dreams Of Reason Produce Monsters"). В конце 1987 года танцовщица современного английского балета Gaby Agis уполномочила Сильвиана написать музыку к ее новому show под названием "Kin".
Другие долгие и постоянные отношения, на сей раз с немецким композитором Холгером Чукеем, осуществились в виде альбома "Plight and Premonition". Сильвиан сделал сорокаминутный видеофильм, снятый в Токио и его пригородах. В этом фильме проявились его увлечения фотографией и музыкой. Полное видео вышло в Японии под названием "Preparations For A Journey". Двадцатиминутная часть этого видео, названная "Steel Cathedrals", была издана в Великобритании ограниченным тиражом. Недавно был завершен новый полноформатный фильм с музыкой Дэвида Сильвиана. Его снимал Nigel Grierson.
На данный момент опубликовано две книги Сильвиана. Одна из них - это "Perspectives - Polaroids 82/84", обычно сокращенно называемая "Perspectives". Она составлена из коллажей и фотографий на "Поляроиде". Первое издание ее вышло в Лондоне в 1984 году тиражом 5000 экземпляров и распространялось в основном по Европе. Выпускающая фирма имела характерное название "Opium Arts". Ее переиздание вышло через год... конечно, в Японии, правда, тиражом в десять раз меньшим. А в 1987 году вышла книга стихов Сильвиана под названием "Trophies".
С начала своей соло-карьеры Сильвиан записал четыре альбома: "Brilliant Trees" (featuring Jon Hassell & Holger Czukay), двойной альбом "Gone To Earth" (featuring Robert Fripp and Bill Nelson), "Secrets Of The Beehive" и последнюю свою полноформатную работу "Dead Bees On A Cake". Также существует выпущенный только на кассетах "Alchemy - An Index Of Possibilities", который включает в себя 12" E.P. "Words With The Shaman".
Дэвид Сильвиан женат на Ingrid Chavez. В настоящее время они живут в Миннеаполисе, США. У них есть дочь, которую назвали Ameera-Daya Sylvian. "Meera" значит "чудо", а "Daya"-"грация". Время, когда Дэвид впервые встретил свою будущую жену, было моментом пересечения его профессиональной и частной жизни. В 1992 году Ингрид путешествовала по Европе, заодно делая промоушн для своего дебютного альбома. Один журналист посоветовал Ингрид во время ее пребывания в Лондоне зайти в офис Сильвиана, что она и сделала. Но как раз в это время Дэвид уехал в Париж для работы с Гектором Зазу. Ингрид оставила для него письмо и CD. Когда Дэвид вернулся, он чувствовал усталость и оцепенение, связанное с эмоциональным стрессом, накопившимся за последние 3 года. Однако оставленное для Сильвиана письмо заинтересовало его, и, несмотря на его скептицизм, компакт ему понравился. Даже больше - он произвел на музыканта очень сильное и какое-то мистическое впечатление. Через некоторое время Дэвид записывал свой вокал для сингла Рюичи Сакамото "Heartbeat". В этой песне предусматривалась и часть для женского голоса.
Сильвиан встретил Ингрид Чавез в Миннеаполисе и убедил ее записаться с Сакамото, что они и сделали в Нью-Йорке. С тех пор Дэвид с Ингрид были неразлучны, и он переехал жить в США, в Миннеаполис. Конечно, покинуть Англию и Европу для англичанина - нелегкий шаг. Когда Сильвиан впервые побывал в США в конце 70-х и начале 80-х, его не заинтересовала американская культура. Но "к Америке легко привыкнуть", сказал позже Сильвиан. Он увидел эту проблему с другой стороны. Британцы, несмотря на свое мировое влияние и несомненный attitude, довольно холодны и во многом сами себя ограничивают. Америка же - воплощенная динамика и непринужденность. Артист такого таланта, как Сильвиан, нашел здесь не только семейное благополучие, но и захватывающие, интересные изменения.
Впрочем, для Дэвида Сильвиана есть еще несколько стран, с которыми у него сложились особенные отношения. Это Япония и Италия, в которых он бывал много раз, особенно во время турне "The First Day" в 1992 и "Slow Fire" в 1995 годах. Также было много совместных проектов с местными музыкантами, такими как (не упоминая Рюичи Сакамото) Nicola Alesini & Pier Luigi Andreoni, а также Andrea Chimenti. Сильвиан считает Италию прекрасным местом для путешествий, однако, по его словам, "бремя истории лежит слишком тяжелым грузом на плечах этой красивейшей страны". Хотя Сильвиан вегетарианец и не пьет алкогольных напитков, что идет вразрез с традициями итальянцев, он жалеет, что не мог находиться в Италии больше, чем несколько недель. К Японии его всегда тянуло на подсознательном, интуитивном уровне. Глубокую связь с этой страной он чувствует всегда, но это не связано с феноменальной популярностью его в Японии. Кроме того, интерес к буддизму привел Сильвиана в Непал (примерно в 1984 году). Этот опыт стал источником внутреннего комфорта и вдохновения для музыканта на много лет. Впоследствии Сильвиан не раз бывал в Тибете и принимал участие в акциях, связанных с этой страной, оккупированной Китаем. Перед туром "Slow Fire" он отыграл гиг на открытии Университета Мира в Берлине, куда также был приглашен четырнадцатый далай-лама. Сильвиан не общался лично с далай-ламой, но не раз имел честь находиться в его присутствии.
Говоря об участии Сильвиана в "акциях", следует иметь в виду его сознательную аполитичность (в отличие, например, от Питера Гэбриэла или Стинга). Он работает тихо и незаметно и предпочитает оставаться невидимым, хотя и приветствует любую позитивную активность. Он тонко и деликатно сближает слушателя с духом своей музыки. Ведь музыка - едва ли не самое хрупкое искусство, и делать его публичным, использовать в каких-то целях - значит нарушать его естественный баланс и просто разрушить его.
Но некоторые аспекты творчества Дэвида Сильвиана менялись со временем. По сравнению с его первыми тремя сольными альбомами его совместная работа с Робертом Фриппом "The First Day" была значительно менее интроспективной и по звучанию, и по лирическому содержанию. Сам Сильвиан считает самым характерным треком на альбоме "Firepower", хорошо отражающий его настроения в то время. Это было трудное время разочарований, ощущения бессилия и погружения в полный мрак. "The First Day" создавался тяжело и не стал успешным альбомом, но, создавая его, Сильвиан прошел через что-то наподобие катарсиса. Этому также помогли живые выступления во время турне.
Интересно, что в 80-е годы Сильвиан не очень хорошо относился к всяческим турне и "живым" выступлениям, о чем он в последний раз заявил в 1988 году, во время тура "In Praise of Shamans". Но впоследствии его точка зрения изменилась (о чем говорят серии его концертов в 1992, 1993 и 1995 годах), на что во многом повлияло сотрудничество с Робертом Фриппом.
Когда после сессий на "Gone To Earth" Фрипп предложил Сильвиану дальнейшее сотрудничество, у того были большие сомнения в этой возможности. По разным причинам, и в том числе сомнения в личной и музыкальной совместимости. Но Фрипп все-таки внушил Сильвиану, что интересно будет сделать парочку концертов вместе, тем более что у Дэвида график ближайшей работы был свободен. Поэтому Сильвиан как бы нехотя, но по крайней мере с любопытством принял участие в затее Фриппа. Все стало раскручиваться с сумасшедшей скоростью. Сначала писался материал (по принципу "состояние потока"), затем репетировался с использованием всевозможной техники, прямого назначения большей части которой Фрипп не знал, но подходил к ней весьма изобретательно. И если длительность некоторых звуковых экспериментов порой начинала испытывать терпение Сильвиана, то Фрипп просто упивался ими. В результате "состояние потока" и frippertronics вызвали проблемы с репетицией, тем более у Сильвиана не было опыта свободной импровизации. Но длительное дружеское общение с Фриппом принесло свои плоды, и Сильвиан, по его же словам, вдруг "начал чувствовать себя на сцене странно непринужденно и чувствовать аудиторию".
Однако Сильвиан прежде всего - прекрасный студийный музыкант. Самая любимая часть творчества для него - композиция. С проницательностью и точностью мастера он видит в зарождающейся песне будущие очертания и придает их ей легко и свободно. Также и брат Дэвида Стив, возможно, и не является потрясающим импровизатором как барабанщик, но его ритмические рисунки имеют интригующую, интересную структуру, на которой строится та или иная пьеса. Кстати, во время совместных сессий Дэвида Сильвиана с Фриппом несколько недель они обходились без барабанщика, но лучшие вещи (такие как "God\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Monkey") были сделаны на лупах ударных. Конечно, к началу концертов уже был барабанщик, и один из лучших моментов турне можно услышать на live-альбоме "Damage", записанном во время концерта в Лондоне.
На сольных альбомах Сильвиана всегда принимало участие много талантливых музыкантов, но все-таки всегда отчетливо видно, что это альбом Дэвида Сильвиана. Может быть, из-за этой уникальности, непознаваемого совершенства музыки Сильвиана ее практически никто никогда не ремикшировал. Существует Mendelsohn remix на трек "Taking The Veil" и несколько ремиксов FUTURE SOUND OF LONDON на EP "Darshan". Да и синглы из последнего альбома содержат пару ремиксов, среди которых следует отметить версию Люка Вайберта из проекта WAGON CHRIST на песню "Godman".
Сильвиану не раз предлагали написать музыку к различным кинофильмам, но он не любит работать по заказу (как бы пафосно это ни прозвучало). Он делает исключение, если режиссер предоставляет ему полную свободу или, например, если это режиссер, поклонником которого является музыкант. Также Сильвиан принимал участие в разных промо-видео к своим синглам. Его любимыми работами являются "Blackwater" и особенно "Orpheus", которые снимал Nigel Grierson. Восприятие песни на слух порождает разнообразные ассоциации, которые видеоряд своим мощным визуальным воздействием может только сковать и ограничить. Правда, существуют песни, которым видеоклипы только помогают, но это не наша история…
После того, как Сильвиан сделал выставку своих фотографий в Японии, одна видеокомпания попросила его принять участие в создании фильма о его жизни в Токио. Режиссером был Yasuyuki Yamaguchi, и когда Сильвиан посмотрел некоторые его работы, то согласился на этот проект. Ему всегда нравился индустриальный пейзаж, который Сильвиан имел возможность наблюдать и фотографировать во время переездов между Токио и Йокогамой. "The buildings breathed", - кратко и поэтично описал он одно из таких ночных впечатлений. Эти гигантские фабрики и заводы наполнили фильм "Steel Cathedrals", который Сильвиан и Yamaguchi делали вместе и с огромным интересом.
Большая часть творчества Дэвида Сильвиана хорошо задокументирована аудиовизуально или печатно. Но не так-то просто найти музыку, написанную для сопровождения танцевальных перфомансов Gaby Agis \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Kin\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\' (1987, премьера состоялась в лондонском Almeida Theatre) и \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Trash My Altar, Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Alter My Trash\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\' (1988, премьера состоялась в лондонской Riverside Studios). Относительно труднодоступна информация о сотрудничестве с Russell Mills, вместе с которым Дэвид Сильвиан организовал в 1990 году светозвуковую и скульптурную инсталляцию "Ember Glance: The Permanence Of Memory". Еще один проект, оставшийся окутанным мраком неизвестности, - инсталляция, сделанная совместно с Робертом Фриппом в Японии в сентябре 1994 года и названная "Redemption". Название и идею придумал Фрипп, он же начитывал текст, отредактированная версия которого вошла в одноименную композицию, написанную Сильвианом (который написал также двухчастную "Approaching silence" для этой акции). За визуальную часть инсталляции отвечали Сильвиан и британский художник Adam Lowe. Мало кому даже из верных поклонников Сильвиана удалось побывать там, и, прочитав ее описание (необычайно интригующее!), мне очень захотелось привести кусочек описания хотя бы главной комнаты этой инсталляции… но наверное, лучше было бы просто побывать там.
Альбом "Dead Bees On A Cake" записывался в течение четырех лет в домашней студии Сильвиана, в студии Сакамото (как же без него?) в Нью-Йорке, а также в "Real World studio" Питера Гэбриэла. В течение одной недели Сильвиан продуктивно поработал с такими музыкантами, как Marc Ribot, Chris Minh Doky и Scooter Warner. В "Real World" Сильвиан подобрал себе постоянный состав, с которым записывал альбом и в который вошли басист Jed Lynch и барабанщик John Giblin, а также Talvin Singh, Kenny Wheeler и Deepak Ram. Работа с современными компьютерными системами дала возможность добиться необходимой гибкости, позволяющей интерпретировать первоначальные идеи, а не уничтожать их и начинать заново. Но главным в процессе записи "Dead Bees On A Cake" является то, что основная часть работы была сделана в личной студии Сильвиана, а не в одном из столь нелюбимых им мейджоров, которые отнюдь не способствуют созданию творческой обстановки.
После первого прослушивания альбома кажется, что он звучит очень эклектично. Все дело в природе звукового материала, который в данном случае не сразу ясен слушателю. Впрочем, такое было и с двумя первыми сольными работами Дэвида Сильвиана. Зато невозможно с первого взгляда не оценить великолепные обложки для его альбома и синглов. Это заслуга прежде всего Shinya Fujiwara, фотографа, а также художника, критика и эссеиста, с которым Сильвиан познакомился во время турне по Японии в 1995 году. На сингле "I Surrender" би-сайдом являются совместные записи Сильвиана с женой Ingrid Chavez, которые они назвали "Little Girls with 99 Lives". Несмотря на то, что это были всего лишь демо-записи, с них уже делали бутлеги, и, чтобы со всем этим разобраться, их и сделали би-сайдом сингла.
Сейчас идет работа над сборником лучших вещей Дэвида Сильвиана, который должен выйти в этом году. Это будет всесторонний, хоть и краткий, обзор его работ, которые он делал с 1983 года. Вполне возможно, что выйдет также видеокомпиляция. Так что те, кто не знает этого музыканта, имеют отличную возможность увидеть и услышать его волшебную и грустную музыку.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2000 год в рубрике музыкальная газета