Фестиваль "Восточный Удар"
Электроника'99 (начало)

Очередного "Восточного Удара" ждал весь город - спорили, обсуждали, строили прогнозы, копили деньги или выискивали лазейки для бесплатного входа... Пожалуй, ни одно мероприятие в Петербурге, да, пожалуй, и во всей России, не вызывает столько ажиотажа, как "Восточный Удар". И вот очередной, уже шестой по счету, Удар отгремел, оставив за собой кучи мусора, воспоминания на весь следующий год, головную боль утром для одних и позитивные эмоции - для других. Как он прошел, мы вам и попытаемся рассказать в этом репортаже...

До "Удара"

Поезд метро. "Желтая" ветка. Мы едем к "Юбилейному" из клуба "Молоко", где выступали BUTTWEIZER. Приближаясь к конечному пункту - станции "Спортивная", - вагон медленно, но верно заполняется клубным людом, ведущим себя достаточно шумно. На выходе с эскалатора его количество увеличивается в десятки раз, а на выходе из подземки глазам открывается чудная картина - сотни и тысячи молодых людей толпятся около Дворца спорта с надеждой попасть на "тот самый Удар". Рэйв - он и есть рэйв...

Полночь. Толпа стоит около "Юбилейного", ничего не понимая. Пати уже в разгаре, а никого не пускают. Оказалось - опять бомба, какой же Восточный Удар без нее!? Около часу никого не пускали и не выпускали, внутри всех выгнали из "Гринписа", прервав выступление "Жуткого Лазера", но так ничего и не нашли. А снаружи тем временем атмосфера накалялась, люди прибывали, толпа напирала, охрана медленно зверела. Время от времени один охранник вставал на ограждения и усиленно махал дубинкой над головами людей. Вроде бы все было мирно - он так никого и не задел.

Около входа многие продавали билеты по сходной цене, официальная к часу ночи достигла уже 200 рублей. Многие стояли вообще без копейки денег, надеясь на бомбу. Но бомба им не помогла, пришлось искать обходные пути. Служебный вход к тому времени перестал быть входом вообще, слишком много левых людей прошло по карточкам участников и прессы (его в итоге закрыли). Пришлось толкаться через основной вход... Это заняло у нас 15 минут, стоило оттоптанных ног, легких помятостей по всему телу, пары разломанных дисков и кассет в рюкзаке.

Первые впечатления

Они просто ужасные! Минут через десять, после того как я вошел, уже представлял, как буду обливать грязью этот Восточный Удар, как выскажу все, что думаю. При этом я еще даже не был ни на одном танцполе... Во-первых, ужасные "траблы" со входом, толкучка, непонятки со служебным входом, далеко не самая лучшая охрана и т.д. Во-вторых, гардеробы. На первом этаже гардеробы переполнились уже через час после начала действа. Еще нам сообщили о каких-то свободных гардеробах на втором этаже, но никто понятия не имел, что это и где это. Даже некоторые волонтеры в фирменных футболках отсылали нас в разные места. В итоге, пройдясь по второму этажу и наткнувшись на "Реальный мир", уже хотели остаться там в верхней одежде, но невыносимая жара избавила нас от таких нелепых мыслей. В конце концов гардероб был найден там, где, судя по флайеру, должен был быть "Реальный мир". А там, где он был на самом деле, судя по тому же флайеру, должен был быть "Гринпис". Ну а сам "Гринпис" оказался засунутым в самый далекий и маленький уголок Юбилейного, вроде бы это называется "Борцовский зал" - совсем небольшая комнатка налево от "Кибрпанка". В общем, к двум часам мы кое-как скинули все вещи и одежду и "ударились" в бегство.

ВУ во всей красе - хроника мероприятия

"Матрица" - главная арена, хороший звук, минимум оформления, полная площадка народу, порой интересное световое шоу. Над сценой огромный видеоэкран, на котором отображается мастерская работа ви-джея Амиго и др. На сцене ПИЛОТАЖ, о выступлении которого даже и говорить не хочется. Судить их я, конечно, не могу, хотя бы по той причине, что послушал буквально полпесни. Но этого мне хватило, чтобы смыться с танцпола и не возвращаться туда еще достаточно долгое время. ПИЛОТАЖ изменился в корне - шоу-бизнес во всем его пагубном влиянии царил на сцене. Русскоязычные незамысловатые песни, очень вялые "закосы" под позитивность и фанковое звучание, тупой текст и попсовое шоу. Абсолютное разочарование.

"Реальный мир" - царство хауса и позитивных эмоций. Очень хороший танцпол с минимальным оформлением и хорошим звуком. Приятные люди, здоровская музыка, офигенная атмосфера! Очень удобным для хаус-музыки было само место. Границы танцпола были очень нечеткими, незамкнутое пространство, убегающий коридор с колоннами, низкие потолки - все сделано очень грамотно и почти идеально. Только вот оформление явно подкачало... Играет то ли Сухов, то ли Санчес - просто красивый вокальный хаус без особых примесей и вкраплений - то, что надо! Люди танцуют с кружками пива в руках, кто-то попутно болтает. Никто не стоит как вкопанный, улыбки на каждом лице, все двигаются в ритм музыке - СУПЕР!

"Киберпанк" занял вторую по размеру площадку - малый ледовый каток. Замкнутая коробка с высоким потолком, мощный звук и 0- безумная жара! Я, к сожалению, пропустил выступления всех джанглистов, но по рассказам могу сделать вывод, что очень зря. Бумер задал всем такого жару, что на танцпол было просто не войти от количества людей! Бумер - мастерский шоумен, от него все ждали именно шоу и забойного тек-степа, и они это получили в огромных количествах! Я же впервые оказался в "Киберпанке" уже во время сета Слона и чуть не присел от всего увиденного. Это был один из лучших сетов на "Ударе", и реакция людей была подобающей. Сотни технарей, набившихся в ледовую коробку, довели температуру до предела, сверху на всех капала вода, Олег ставил самые мясные и известные пластинки. В некоторые моменты была иллюзия, будто это не "Удар", а какой-нибудь "Лавпарад" - люди кричали, свистели, весь танцпол синхронно выкидывал руки вверх - феерическое зрелище, даже на главном танцполе такого не было! На сцене стояли люди, танцевали рядом со Слоном, заводили толпу и разбрасывали флайера - сотни рук отвечали им приветствием - это надо было видеть!!!

"Гринпис", как я уже говорил, забился в самую далекую комнатку, многие его так и не нашли, а зря, было на что посмотреть. Единственное место, действительно оригинально оформленное. Во-первых, было очень светло, что для чилл-аута нонсенс. Но чилл-аутом это назвать было крайне сложно - маты и подушки были в углах и по стенкам, вместить они могли максимум сотню человек. Посреди же помещения люди... танцевали! Судя по расписанию, играли в это время СКАЗИ 9 - отличный acid-jazz, hip hop, breaks и downtempo - все в стиле ninja tune и временами warp\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'а. По стенам перемещаются какие-то причудливые светлячки, на одной из стен огромное психоделическое пятно, движущееся и изменяющееся по своим непонятным законам. Здесь преобладали светло-коричневый и серый цвета, оформлено все настолько оригинально, что никакому описанию это не подлежит.

"V.I.P." был похож вовсе не на вип-зону, а на какую-то очищенную от хлама большую кладовку. Вспоминая уютный "Вип" на прошлом "Ударе", просто удивлялся, что случилось с помещением. Голые стены, ободранная штукатурка на потолке, торчащие провода и одинокие стулья и столы. Много развеселых и подвыпивших знаменитостей, в некоторых раздевалках происходят откровенные пьянки, все о\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'кей. Мои знакомые оставили одежду в этих самых раздевалках - надо было и нам не париться с гардеробами, а кинуть вещи здесь... Приехавшие из Москвы ребята с jungle.ru долго общались с Бумером, а потом под впечатлением этого общения сказали, что очень завидуют питерцам и хотят украсть Бумера в Москву.

Из "Випа" послушал малость выступление РАДИОТРАНСА - понравилось! Потом на сцену вышел Грув, и я с москвичами пошел на главную арену. Грув играл брейкбит, играл очень здорово, грамотно, заводил людей и сам плясал за пультом. Но, по-моему, такая музыка на "Матрице" плохо смотрится, прямой бит здесь намного лучше воспринимается. Да и многие тусующиеся здесь люди просто не знают, как себя вести под такую музыку. Я лично долго наблюдал за одним молоденьким "бычком", который, видимо, побывав недолго в "Киберпанке", когда там еще играл drum\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'bass, пытался изображать подобные же движения ногами.

Вообще на "Матрице" с людьми был полный бардак! Было очень много "левых", которые пришли именно на "тот самый Восточный Удар", всяких девочек с маленькими рюкзачками и огромными платформами, студентов в рубашках и джинсах, 20-25-летних бизнесменов со своими подружками и т.д. В принципе, относиться к этому надо как к нормальному явлению, коммерциализация "Восточного Удара" и танцевального движения как такового - вещь вполне нормальная, и ничего тут не поделать. "Матрица" во многом была сделана именно для такой публики, и организаторов тут можно понять - привлекая на мероприятие большое количество самых разнообразных людей, не стоит их разочаровывать, выливая на их головы с главной арены киловатты андерграундного техно. Им нужны звезды, шоу и музыка попроще и поколбасней. Так получилось, например, с выступлением ЧУГУННОГО СКОРОХОДА, которые разочаровали еще больше, чем ПИЛОТАЖ.

Абсолютный тупизм а-ля MTV и Бивиз&Баттхед, полная коммерция в музыке и достаточно непонятная роль пытавшегося скрэтчить DJ Дизеля. Обидно, что ребята, порой умудряющиеся делать качественную и даже интересную музыку (я не имею в виду крутящиеся по ТВ и радио хиты), своим поведением и всем остальным явно ориентируются на наиболее необразованные в музыкальном плане слои молодежи. В общем, не респект!

После СКОРОХОДОВ играл Хаас - я его почти не слушал (что-то связанное с прогрессив-техно и хард-хаус), потом Фонарь - его я тоже почти не слушал (техно-транс, nrg-техно и все-такое)... В немного опустевшем "Киберпанке" хорошо рубил техно Олег Пак, потом Кислоид ставил электро - как всегда играл очень профессионально, однажды поставив даже KRAFTWERK. В "Реальном мире" немного послушал Кефира - он играл старое малоизвестное диско с элементами раннего электро. Ни с того ни с сего Сергей поставил какую-то старую грустную песню, и я обалдел...

Почти все время с 4 до 6 я провел в холле, в переходах, коридорах и барах. "Восточный Удар" и др. подобные мероприятия хороши тем, что здесь можно встретить большое количество хороших старых знакомых и вдоволь пообщаться со всеми, кого не видел уже сто лет. В этот момент я как раз и отметил еще один огромный плюс этого "Удара" - цены в баре. Они были очень низкими и доступными всем, не намного дороже, чем в ларьках и магазинах! Еще что очень понравилось - соблюдение расписания. Даже несмотря на проблемы с "бомбой", оно сбивалось максимум минут на десять, если ди-джей опаздывал.

После Кефира на хаус-танцполе начал играть Лавски, и он (лично меня) больше порадовал, чем Кефир и Примат, - играл классический танцевальный хаус. Веселая ритмическая незамысловатая музыка расплавляла своей энергетикой танцпол, люди около сцены веселились что надо, кто-то кидался воздушными шариками и срывал висевшую с потолка вату. Костя был явно доволен происходящим... Его сменил Тенгиз, и первая его пластинка была не очень убедительна - я ушел с танцпола. На техно в это время как раз встала Анжела - в достаточно веселом и необычном для себя прикиде с крашеными лохматыми волосами, она играла очень грамотно и профессионально. Переход от техно к хардкору занял у нее минут 10-15 и был сделан очень профессионально, гладко и незаметно. Не привыкшие к хардкору люди постепенно подготавливались к безумной музыке, и она не стала для них сюрпризом или даже шоком, как это часто бывает. Снимаю перед Анжелой шляпу!

Позже я вернулся в "Реальный мир" и обнаружил, что микс Тенгиза был ЛУЧШИМ на этом "Восточном Ударе"! Он играл очень замечательный гараж и вокальный хаус, мягкий и ласкающий ухо бит, безумно красивый женский вокал - все создавало очень классную атмосферу. Никто не прыгал как угорелый и не стоял как вкопанный, каждая следующая пластинка была лучше предыдущей и воспринималась на ура! Красивая музыка, красивые люди, хорошее сведение ди-джея и грамотная подборка пластинок. Тенгизу достаточно быстро удалось создать очень нужное, несколько меланхолическое и в то же время позитивное настроение. Он очень грамотно выстроил свой сет, ни на минуту не отходя от выбранного темпа, никого не обламывал, и, что самое классное, оставшиеся люди (в семь утра их было достаточно много) полностью прониклись настроением и сполнаотдавались музыке, танцпол таял как мороженое.

К сожалению, Тенгиз играл такую музыку только около получаса. В один прекрасный момент пластинка доиграла до конца, сведения не произошло, ди-джей выждал небольшую паузу и поставил уже следующую тему, совсем отличающуюся от всего игравшегося ранее (и по настроению и по стилю) - такой немножко убыстренный "солнечный" хаус с элементами "латино", который часто ассоциируется именно с ди-джеями До-Ре-Микса.

В этот момент на главной арене начинает играть Миха Ворон, вечеринка подходит к концу, и, уже уставший, я иду посмотреть на маэстро. Только я уселся в креслице на трибуне, как в первых же секундах первой пластинки уловил любимую когда-то "Hey boy, hey girl" - неслабое начало! Лично я ни разу не слышал этого трека на большом звуке и тут же рванул на танцпол... Потом последовали пара техно-треков, затем выученный еще несколько лет назад "It doesn\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t matter" от все тех же CHEMICAL BROTHERS. На сцене появляется Дима Миланов, говорит что-то нелепое в микрофон, оставшаяся публика приветствует Миху Ворона, который после раскачивающего техно поставил... BASEMENT JAXX "Rendez-vous"! Меня несколько коробит такой капустник в его миксе, хотя, конечно, если играть только одни хиты (причем не такие, как, скажем, ставит Фанки, а мега-хиты), наверняка станешь любимцем публики! Потом мне стало просто тошно - Ворон один за другим играл почти все треки из последнего альбома ХИМИЧЕСКИХ БРАТЬЕВ. Группа, конечно, классная, и музыка у них качественная очень (хоть и раскрученная), попрыгать в середине микса под одну из их песен было бы здорово! Но вот играть весь микс сплошь из одного альбома... Еще одно разочарование.

В восемь утра в "Матрице" зажегся свет, затихла музыка, оставшиеся ребята похлопали последнему ди-джею и... И музыка началась опять!

При дневном свете Ворон играл уже более приемлемую музыку, на "хоккейной тарелке" около тысячи человек продолжали выплескивать остатки своей энергии - рэйв продолжался!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета