НОМ Короли Санкт-Петербурга
Знакомство с легендой русского андерграунда произошло в питерском зоопарке. А где вы думаете обитают самые интересные представители человеческого рода? Пройдя вдоль клеток с животными, я попала в небольшое помещение (вроде бы лекционный зал), в котором часто устраиваются концерты. Этот так называемый клуб колоннами и деревянными стульями напомнил мне многие советские ДК. Тем не менее именно такое место показалось мне как нельзя более подходящим для выступления группы НОМ. Группы, которая в своем творчестве только тем и занимается, что выстебывает различные стереотипы.
Как и всегда, выступление НОМа больше напоминало музыкальный спектакль, нежели концерт. Трагикомедию, фарс или что-то в этом роде… С каждой песней менялся и сценический образ Ивана Туриста, шоумена и вокалиста одновременно. Идеолог коллектива, он же и бас-гитарист, Андрей Кагадеев вовсю подыгрывал и подпевал Туристу, дополняя совершенно безумную картину. Лишь бесстрастный на вид клавишник Николай Гусев знай себе извлекал витиеватые электронные звуки и поблескивал очками. Он, единственный в группе, и в реальной жизни выглядит так же, как и на сцене. Что нельзя сказать о Кагадееве и Туристе. Те, кто видели их только на концертах, на улице вряд ли бы узнали в чинных гражданах тех идиотических персонажей, которые с выпученными глазами прыгали по сцене и орали дурными голосами.
О том, что коллектив НОМ серьезнее, чем вам могло показаться после посещения концерта или прослушивания записи, вы можете убедиться из интервью с Андреем Кагадеевым.
- Как, когда и кому пришла идея объединить неформальную молодежь?
- Молодежный коллектив НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ (мкНОМ) образовался в 1987 году в городе Пушкине (Царское Село) как объединение свободных от шоу-бизнеса молодых людей, занимавшихся сочинительством в качестве увлечения на досуге. Первоначальный толчок исходил от творческого содружества Сергей Бутузов - Андрей Кагадеев, по мотивам рассказа "Протез" которых была сочинена и записана в квартирных условиях одноименная литературно-музыкальная композиция, а также первые песни - "Протез" и "Про козла", что и положило начало пути коллектива НОМ. В записи также приняли участие Дмитрий Тихонов (будущий Александр Ливер), Сергей Кагадеев и Н. Родионов. Этим составом и был сочинен первый полноценный альбом группы НОМ "Брутто". Свое творческое кредо музыканты определили как "идиотизация драматических проявлений действительности и драматизация идиотических" и всячески способствовали по мере сил развитию идей и творческих методов членов ОБЭРИУ (Д. Хармс, А. Введенский). В качестве персонажа, иллюстрирующего произведения НОМ на сцене, вскоре был приглашен Юрий Салтыков (И. Н. Турист). Таким образом, ансамбль встретил концертный сезон 1988-1989 годов, довольно широко гастролируя в пределах бывшего Союза - от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
- Как изменялся состав группы с тех пор?
- Первым из начального состава покинул коллектив гитарист Сергей Бутузов - в 1990 году. В 1993 году в ансамбль поступил на постоянную работу Алексей Рахов, где и трудился до 1996 года. В 1994 году коллектив покинул Александр Ливер, уехав жить во Францию. В 1996 году на смену Рахову в группу был взят В. Лапин (РЕР-SЕЕ). В конце 1997 года солист ансамбля Сергей Кагадеев отделился от группы с проектом НЕ ОЧЕНЬ МОЛОДЫЕ, или, по названию альбома, ЕВРОНОМ. Отделившийся проект строился по распространенному среди многих петербургских музыкантов целевому принципу - "завоевать Москву, потому что в Москве все деньги" и отличался панславистско-фашистской идеологической ориентацией, что не имеет ничего общего с творческими принципами, которыми руководствовался мкНОМ за время своего десятилетнего совместного существования. Одновременно с "Euro" выходит в свет в Москве на фирме Solyd альбом НЕФОРМАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ "Жир", в создании которого приняли участие вновь Сергей Бутузов и Александр Ливер.
- Много ли потерял НОМ с распадом на два коллектива?
- Безусловно, с уходом каждого участника коллектив терял что-то, но таково веление времени - творческие индивидуальности плохо уживаются друг с другом. Кроме того, занятие альтернативной и независимой музыкой в России требует высокой степени самоотверженности.
- Каков сейчас состав коллектива НОМЖИР?
- В настоящее время созидательное ядро НОМЖИР составляют Андрей Кагадеев, Александр Ливер, И. Н. Турист, Николай Гусев. Поскольку Александр Ливер уехал на постоянную работу в Швейцарию, то в концертных шоу НОМЖИР он участвует эпизодически.
- А изменилась ли ваша публика после распада НОМа и что это за люди?
- С точки зрения НОМЖИР принципиальных изменений в составе публики, посещающей концерты ансамбля, нет. То время, когда на концерты НОМ приходили люди случайные, то есть не представляющие специфики коллектива, давно минуло. Теперешний зритель НОМЖИР в большинстве своем хорошо знаком с творчеством коллектива и поэтому знает, на что идет.
- А были ли попытки воссоединиться либо выступить на одной сцене с ЕВРО?
- Предложения о совместных выступлениях НОМЖИР и ЕВРО время от времени поступают, но пока из этого ничего не выходит. Видимо, требуются нетрадиционные менеджерские подходы.
- Чем занимается Александр Ливер в Швейцарии и как вам удается, несмотря на расстояние и границы, сотрудничать?
- Александр Ливер в настоящее время проживает в городе Ville la Grand на территории Франции и трудится в хоре оперного театра Женевы. Кроме того, он сочиняет и записывает музыку в своей домашней студии. Два самостоятельных альбома Александра Ливера "Несколько Оригинальных Мелодий" и "Картонные песенки" вышли при посредничестве и участии Андрея Кагадеева в Петербурге. Во время зарубежных гастролей участники НОМЖИР пользуются гостеприимством Ливера в его французском доме. Сам Ливер принимает участие в крупных презентационных концертах НОМЖИР в Санкт-Петербурге. Летом 1999 года он снялся в художественном видеофильме вместе с коллегами, проработал в студии звукозаписи с ними же. А в остальное время происходит обмен творческими идеями при помощи всемирной сети Интернет.
- Не кажется ли вам, что "лишние" люди группе не повредили бы?
- Кроме Кагадеева, Туриста и Гусева, в концертных программах НОМЖИР принимали участие Б. Шавейников (барабаны), В. Кутейников (тромбон), А. Рахов (гитара), В. Павлов (гитара), А. Ливер (вокал). И хотя современные технологии звукозаписи и звукоизвлечения позволяют группе выступать трио, не исключено появление новых одаренных участников.
- Не было ли конфликтов с ЕВРОНОМ по поводу дележа старого репертуара?
- В творческой лаборатории коллектива постоянно имеются новые произведения, над которыми ведется работа. Дележа произведений из совместного творческого наследия между ЕВРО и ЖИР не происходило. Каждый руководствовался собственным вкусом и соображениями успеха на ниве отечественного шоу-бизнеса.
- Иван Турист, как и аукцыоновский Гаркуша, - образ комический, даже гротескный. А насколько этот образ близок самому Юрию Салтыкову?
- Иван Турист на сцене и телеэкране гораздо более разнообразен и интересен зрителю, чем Юрий Салтыков.
- Чем занимаются номовцы помимо музыки?
- Основным занятием участников проекта является НОМЖИР, что не мешает им в то же время использовать дополнительные источники дохода в области литературы, журналистики, работы на телевидении.
- Кто из российских исполнителей вам близок? С кем вы сотрудничаете?
- Участников группы НОМ связывают давние дружественные отношения с музыкантами групп АВИА (ныне DEАDУШКИ), АУКЦЫОН, каковые время от времени принимают участие в реализации НОМ-замыслов.
- Какая музыка вам не нравится?
-- Музыка - искусство абстрактное, и всякий слушатель находит в ней нужное и понятное лишь ему одному. Поэтому иной талантливый ученый любит творчество Филиппа Киркорова, а необразованный слесарь - RESIDENTS, так что пусть будет и то, и другое, и третье.
-- На вашем знаменитом плакате (там, где различные смешные пары человечков и написано, как ПРАВИЛЬНО!, а как -- НЕ ПРАВИЛЬНО!) подписано: "Короли Санкт-Петербурга". Это вы сами себя так смело назвали?
- Да, в самом деле. Правда, в свое время это почему-то восприняли достаточно серьезно. Хотя истоки подобного заявления идут от надписей в сортире "Казань -- хозяева СССР" и прочие.
-- А как к этому отнеслись другие музыканты, которые себя, возможно, считали покруче?
-- Не знаю. Ну, те, кто поумнее, естественно, отнеслись с юмором. А те, кто попроще… В свое время я слышал "Вот как вы, молодцы, назвали себя королями! Поставили сразу!".
-- На том же плакатике мальчик с девочкой -- это ПРАВИЛЬНО!, а мальчик с мальчиком -- НЕ ПРАВИЛЬНО!. Что это -- гомофобия или тоже стеб?
-- Да нет, конечно. Нельзя группу НОМ воспринимать как какие-то заявления в качестве серьезных политических. Это было сделано больше ради самой картинки, потому что просто смешно -- солдат со старушкой, мужчина с коровой -- именно как произведение определенного искусства. А так мы терпимы абсолютно ко всем.
-- А что вам сделали евреи? Почему в песнях чаще всего упоминается именно эта национальность?
-- Это просто песни из специального альбома "Во имя разума". Это как бы саундтрек к несуществующему фильму, действие которого происходит в 2076 году. Там еврейский вопрос на земном шаре решен таким образом, что все стали евреями, вот и все.
- Путешествия НОМ по Европе продолжаются?
- В период с 1990 по 1996 год группа НОМ достаточно активно выступала в западноевропейских клубах, принимала участие в разнообразных фестивалях. Ксенофобные устремления не позволяют выступать для иностранцев ансамблю ЕВРОНОМ, коллектив же НОМЖИР по-прежнему два-три раза в год проводит гастрольные туры по Европе.
- А в каких местах проходят ваши европейские выступления?
- Гастроли НОМЖИР на территории Европы проходят в клубах, молодежных культурных центрах, сквотах, ореn-air-show и прочих местах, то есть без излишнего снобизма. Ответственность за организацию выступлений и выбор мест лежит на зарубежных менеджерах; музыканты же приезжают и честно работают там, где им скажут.
- Многие российские политики в ходе предвыборной кампании подписывают известные группы играть в их поддержку. Поступали ли вам такие предложения? И вообще, в каких случаях вы отказываетесь выступать?
- Творчество НОМ никогда не предполагало никакой политизации (речь не идет, конечно, о ЕВРОНОМ), а, напротив, оперировало общечеловеческими гуманными ценностями, благодаря чему коллектив снискал себе репутацию группы аполитичной, наднациональной, готовой высмеивать все и вся. Поэтому не может возникнуть и мысли использовать лирических героев НОМ для поддержки политических программ тех или иных партий. Это опять-таки не касается ЕВРОНОМ, который такие предложения получал от организации Баркашова.
Вообще коллектив НОМЖИР выступать отказывается разве что в случае уж совсем из ряда вон плохой организации, то есть когда это никому не нужно.
- Каков творческий багаж НОМЖИР?
- Все лучшее видеотворчество НОМ собрано и издано в формате "VHS" в двухчасовом фильме "Хозяева СССР, или Обезьянье рыло". Кое-что из этого демонстрирует канал МТV и другие региональные телекомпании. Дискография группы НОМ насчитывает в настоящее время шесть полноценных альбомов ("Брутто", "К чертям собачьим", "Супердиск", "Сенька-Мозг/Хаз", "Ультракомпакт", "Во имя разума"), которые были изданы на СD и распространяются московскими фирмами General, SNC, Solyd, то есть коллектив является вполне реализованным. Другое дело, что группа НОМ сохраняет статус коллектива независимого, а это значит, что при создании всякого следующего своего проекта музыканты руководствуются отнюдь не коммерческими соображениями издателя, а собственными замыслами, будучи уверенными, что настоящий успех все-таки спрогнозировать нельзя.
-- "Live ЖИР" -- это ваша последняя запись?
-- Да, это презентация студийного альбома. А сейчас мы работаем в студии. И если все будет в порядке, то к февралю должен выйти альбом более электронных ремиксов того, что мы сейчас играем.
-- Вы записываетесь в том же составе либо приглашаете еще каких-либо музыкантов?
-- Нет, пока нет. Втроем.
- Я впервые от вас самих узнала, что НОМ уже выступал в Минске. Подозреваю, что это было достаточно давно.
- Группа НОМ выступала для белорусской аудитории дважды: на празднике минского журнала "Парус" в 1990 году в Доме культуры моряков (или рыбаков?) наряду с ансамблями УЛIС и АГАТА КРИСТИ, а также на каком-то фестивале в городе Гродно, преимущественно с коллективами металлической направленности, такими как КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА и другими.
- Минск с тех пор для вас был лишь транзитным городом. Но уж близок тот день, когда белорусы наконец-то вас увидят и услышат. А вы на что надеетесь от встречи с ними?
- Участники группы надеются, что белорусский зритель не ударит в грязь лицом и неплохо проведет время на концертах группы НОМЖИР.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2000 год в рубрике музыкальная газета