Кушнир, Александр Про МУМИЙ ТРОЛЛЬ, Земфиру и… баскетбол
Одни из известнейших московских рок-журналистов 38-летний Александр Кушнир не только является автором уникальных книг типа "100 магнитоальбомов советского рока", но и лично знает многих знаменитостей от музыки. Будучи в командировке, наш корреспондент попросил Александра прояснить некоторые вопросы, что называется, "на злобу дня".
- Александр, ты - автор многих известных среди меломанов книг, к тому же очень близок к группе МУМИЙ ТРОЛЛЬ, и грех не спросить тебя о сегодняшнем состоянии музыкантов. Что они делают, какие планы?
- Как известно, в течение всего 1999 года группы находилась в Лондоне, сознательно отказавшись от гастрольного графика. МУМИЙ ТРОЛЛЬ записал новый альбом, который скорее всего выйдет в свет на китайский Новый год, то есть в начале февраля 2000 года. Альбом я уже слышал и считаю, что его выход будет крупнейшим событием в нашей культурной жизни.
- Чувствуется, что ты - пресс-атташе…
- Нет, я сейчас говорю как музыкальный критик. И знаешь, если моя последняя книга "100 магнитоальбомов советского рока" - это моя большая любовь, то МУМИЙ ТРОЛЛЬ - это моя сильная влюбленность (улыбается). Это ведь одна из немногих групп, которая много лет профессионально работает со звуком. И новый альбом впервые сделан на студиях Питера Гэбриэла и на "Abbey Road", то есть на студии BEATLES. И потом подумай, группа специально ради альбома отказалась на год от своего основного заработка - от концертов. То есть ребята к своей музыке относятся очень серьезно. По стилю новый альбом - это современный хард-рок с элементами глэма 70-х годов, с интересными текстами и высоким уровнем инструментальных подкладок. Альбом называется "Точно ртуть алоэ" и состоит из 13 песен.
- Записывал альбом старый состав?
- Нет, состав сузился до квартета: Лагутенко - вокал, гитара, клавиши; Олег Пунгин - барабаны; Женя "Сдвиг" Звиденный - бас и Юра Цалер - гитара. Звукорежиссер прежний - Крис Бэнди. Помимо альбома группа записала ряд песен, которые войдут в синглы, сборники и так далее.
- Сейчас пока обнародована только одна песня альбома - "Невеста"?
- Да, и, как ты знаешь, она лидирует во всех мыслимых и немыслимых хит-парадах. Но открою секрет - эта песня не типичная для альбома, так как вообще альбом жесткий и тяжелый.
- Хотя о группе МУМИЙ ТРОЛЛЬ написано уже довольно много, все же хочется спросить именно тебя. Как получилось, что известный только во Владивостоке сравнительно молодой музыкант Илья Лагутенко за каких-то два года превратился в лидера отечественного шоу-бизнеса? Что за этим стоит? Какие силы содействовали этому процессу?
- Знаешь, мне кажется, более любопытен обратный вопрос - как так получилось, что группа, существующая с 1983 года(!), не стала широко известной уже в конце 80-х годов, во время волны перестройки? Илья ведь ориентирован на самую модную и современную музыку Англии и Америки. И даже в начале 90-х годов группа играла музыку, которая опережала то, что слушал средний житель страны. С другой стороны, Владивосток очень уж далеко от Москвы, и группу не замечали те, кто мог бы ей помочь… А потом произошло уникальное стечение обстоятельств. Свободно разговаривая на китайском (он по образованию востоковед) и на английском, Лагутенко в 1993 году нашел себе техническую работу в Китае, а затем переехал в Лондон. И там он нашел людей, с которыми смог качественно зафиксировать свои мысли. В это же время в Москву из Владивостока переехал его старый друг, автор части текстов песен группы Леонид Бурлаков. За время скитаний Лагутенко Леонид стал преуспевающим бизнесменом именно по части звукозаписывающего бизнеса. Друзья встретились и решили второй раз войти в одну и ту же реку - воссоздать группу МУМИЙ ТРОЛЛЬ. Финансовый тыл обеспечил Леонид Бурлаков, вложивший свои деньги в этот проект. Он очень рисковал, так как был не столь крутой воротила, как, к примеру, Лисовский или Айзеншпис. В 1996 году проект был реанимирован.
- И все же это не объясняет того, каким образом на телевидении вдруг начали мощную раскрутку клипов "Утекай" и "Кот кота"…
- Тут секретов нет. События развивались так. Был записан студийный вариант альбома "Морская". Сейчас это звучит неправдоподобно, но многие радиостанции отказывались ставить его песни в эфир, утверждая, что это "неформатная" группа. Фирмы звукозаписи отказывались(!) его тиражировать. И это продолжалось довольно долго. Ровно три года назад это был, смешно сказать, андерграунд! И тут группе очень помог продюсер Александр Шульгин: благодаря ему появились клипы на телевидении. Приблизительно в это же время таким же способом заявили о себе группы ГРИН ГРЭЙ и МЕЧТАТЬ. Но где они сейчас?! Если посмотреть на Запад, то взлет ТРОЛЛЯ можно сравнить с судьбой PULP, которые первый альбом записали в 1983 году, а известными стали в 1996 году.
- Ты близко знаешь Лагутенко. Какие, на твой взгляд, его самые сильные личные качества?
- Он очень восприимчив к новым явлениям (не только музыкальным). Еще я выделю его самобытность, которая базируется на смеси многих культур, на его родословной, в которой есть и польская кров. Сказалась также близость Владивостока к Китаю, Японии, жизнь в Англии. Кроме того, Лагутенко - боец и достойно преодолевает все проблемы. Как ты знаешь, в России особенно остро стоят проблемы качества аппаратуры и качества организации "живого" концерта.
- Известно, что Лагутенко причастен к открытию еще одной звезды. Уточни, каким образом была найдена Земфира?
- Все произошло достаточно просто. Как известно, весной 1998 года тандем Лагутенко-Бурлаков объявил о создании своей фирмы Утекайзвукозапись. DEADУШКИ и ТУМАННЫЙ СТОН были первыми, кто записался на ней. Впервые демо-кассета Земфиры попала в гримерку МУМИЙ ТРОЛЛЯ на концерте "Максидром" в Москве в 1998 году. Уже тогда было ясно, что это интересное явление. Бурлаков позвонил в Уфу, Земфира приехала в Москву. Была арендована студия, и с помощью ее музыкантов и музыкантов МУМИЙ ТРОЛЛЯ уже осенью был сделан первый альбом. Ты, наверное, слышал, что сейчас в деловых взаимоотношениях Земфиры и Бурлакова есть сложности, но, надеюсь, они временные.
- Как ты оцениваешь ее потенциальные возможности, перспективы?
- У Земфиры очень сильный второй альбом, который я уже слышал. Приблизительно он появится к весне. Мне кажется, подготовленный слушатель разочарован не будет. Я совсем недавно присутствовал на ее очередном концерте и думаю, она развивается в правильном направлении. Земфира очень интересна как личность, знает, что она хочет и чего не хочет. Немногие знают, что в свое время она была капитаном молодежной сборной России по баскетболу(!). Может быть, этот факт тоже помогает ей быть очень целеустремленной… Так что Земфира - это человек, привыкший к прессингу.
- Значит, она действительно способна "держать удары" и крепко стоять на ногах. Ну, а то, что она умеет набирать очки, мы видим и слышим каждый день.
Спасибо, Александр, за любопытные подробности возгорания звезд.
- Александр, ты - автор многих известных среди меломанов книг, к тому же очень близок к группе МУМИЙ ТРОЛЛЬ, и грех не спросить тебя о сегодняшнем состоянии музыкантов. Что они делают, какие планы?
- Как известно, в течение всего 1999 года группы находилась в Лондоне, сознательно отказавшись от гастрольного графика. МУМИЙ ТРОЛЛЬ записал новый альбом, который скорее всего выйдет в свет на китайский Новый год, то есть в начале февраля 2000 года. Альбом я уже слышал и считаю, что его выход будет крупнейшим событием в нашей культурной жизни.
- Чувствуется, что ты - пресс-атташе…
- Нет, я сейчас говорю как музыкальный критик. И знаешь, если моя последняя книга "100 магнитоальбомов советского рока" - это моя большая любовь, то МУМИЙ ТРОЛЛЬ - это моя сильная влюбленность (улыбается). Это ведь одна из немногих групп, которая много лет профессионально работает со звуком. И новый альбом впервые сделан на студиях Питера Гэбриэла и на "Abbey Road", то есть на студии BEATLES. И потом подумай, группа специально ради альбома отказалась на год от своего основного заработка - от концертов. То есть ребята к своей музыке относятся очень серьезно. По стилю новый альбом - это современный хард-рок с элементами глэма 70-х годов, с интересными текстами и высоким уровнем инструментальных подкладок. Альбом называется "Точно ртуть алоэ" и состоит из 13 песен.
- Записывал альбом старый состав?
- Нет, состав сузился до квартета: Лагутенко - вокал, гитара, клавиши; Олег Пунгин - барабаны; Женя "Сдвиг" Звиденный - бас и Юра Цалер - гитара. Звукорежиссер прежний - Крис Бэнди. Помимо альбома группа записала ряд песен, которые войдут в синглы, сборники и так далее.
- Сейчас пока обнародована только одна песня альбома - "Невеста"?
- Да, и, как ты знаешь, она лидирует во всех мыслимых и немыслимых хит-парадах. Но открою секрет - эта песня не типичная для альбома, так как вообще альбом жесткий и тяжелый.
- Хотя о группе МУМИЙ ТРОЛЛЬ написано уже довольно много, все же хочется спросить именно тебя. Как получилось, что известный только во Владивостоке сравнительно молодой музыкант Илья Лагутенко за каких-то два года превратился в лидера отечественного шоу-бизнеса? Что за этим стоит? Какие силы содействовали этому процессу?
- Знаешь, мне кажется, более любопытен обратный вопрос - как так получилось, что группа, существующая с 1983 года(!), не стала широко известной уже в конце 80-х годов, во время волны перестройки? Илья ведь ориентирован на самую модную и современную музыку Англии и Америки. И даже в начале 90-х годов группа играла музыку, которая опережала то, что слушал средний житель страны. С другой стороны, Владивосток очень уж далеко от Москвы, и группу не замечали те, кто мог бы ей помочь… А потом произошло уникальное стечение обстоятельств. Свободно разговаривая на китайском (он по образованию востоковед) и на английском, Лагутенко в 1993 году нашел себе техническую работу в Китае, а затем переехал в Лондон. И там он нашел людей, с которыми смог качественно зафиксировать свои мысли. В это же время в Москву из Владивостока переехал его старый друг, автор части текстов песен группы Леонид Бурлаков. За время скитаний Лагутенко Леонид стал преуспевающим бизнесменом именно по части звукозаписывающего бизнеса. Друзья встретились и решили второй раз войти в одну и ту же реку - воссоздать группу МУМИЙ ТРОЛЛЬ. Финансовый тыл обеспечил Леонид Бурлаков, вложивший свои деньги в этот проект. Он очень рисковал, так как был не столь крутой воротила, как, к примеру, Лисовский или Айзеншпис. В 1996 году проект был реанимирован.
- И все же это не объясняет того, каким образом на телевидении вдруг начали мощную раскрутку клипов "Утекай" и "Кот кота"…
- Тут секретов нет. События развивались так. Был записан студийный вариант альбома "Морская". Сейчас это звучит неправдоподобно, но многие радиостанции отказывались ставить его песни в эфир, утверждая, что это "неформатная" группа. Фирмы звукозаписи отказывались(!) его тиражировать. И это продолжалось довольно долго. Ровно три года назад это был, смешно сказать, андерграунд! И тут группе очень помог продюсер Александр Шульгин: благодаря ему появились клипы на телевидении. Приблизительно в это же время таким же способом заявили о себе группы ГРИН ГРЭЙ и МЕЧТАТЬ. Но где они сейчас?! Если посмотреть на Запад, то взлет ТРОЛЛЯ можно сравнить с судьбой PULP, которые первый альбом записали в 1983 году, а известными стали в 1996 году.
- Ты близко знаешь Лагутенко. Какие, на твой взгляд, его самые сильные личные качества?
- Он очень восприимчив к новым явлениям (не только музыкальным). Еще я выделю его самобытность, которая базируется на смеси многих культур, на его родословной, в которой есть и польская кров. Сказалась также близость Владивостока к Китаю, Японии, жизнь в Англии. Кроме того, Лагутенко - боец и достойно преодолевает все проблемы. Как ты знаешь, в России особенно остро стоят проблемы качества аппаратуры и качества организации "живого" концерта.
- Известно, что Лагутенко причастен к открытию еще одной звезды. Уточни, каким образом была найдена Земфира?
- Все произошло достаточно просто. Как известно, весной 1998 года тандем Лагутенко-Бурлаков объявил о создании своей фирмы Утекайзвукозапись. DEADУШКИ и ТУМАННЫЙ СТОН были первыми, кто записался на ней. Впервые демо-кассета Земфиры попала в гримерку МУМИЙ ТРОЛЛЯ на концерте "Максидром" в Москве в 1998 году. Уже тогда было ясно, что это интересное явление. Бурлаков позвонил в Уфу, Земфира приехала в Москву. Была арендована студия, и с помощью ее музыкантов и музыкантов МУМИЙ ТРОЛЛЯ уже осенью был сделан первый альбом. Ты, наверное, слышал, что сейчас в деловых взаимоотношениях Земфиры и Бурлакова есть сложности, но, надеюсь, они временные.
- Как ты оцениваешь ее потенциальные возможности, перспективы?
- У Земфиры очень сильный второй альбом, который я уже слышал. Приблизительно он появится к весне. Мне кажется, подготовленный слушатель разочарован не будет. Я совсем недавно присутствовал на ее очередном концерте и думаю, она развивается в правильном направлении. Земфира очень интересна как личность, знает, что она хочет и чего не хочет. Немногие знают, что в свое время она была капитаном молодежной сборной России по баскетболу(!). Может быть, этот факт тоже помогает ей быть очень целеустремленной… Так что Земфира - это человек, привыкший к прессингу.
- Значит, она действительно способна "держать удары" и крепко стоять на ногах. Ну, а то, что она умеет набирать очки, мы видим и слышим каждый день.
Спасибо, Александр, за любопытные подробности возгорания звезд.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2000 год в рубрике музыкальная газета