Corvus Corax
между богом и дьяволом всегда и везде музыка


В наступившем 2000 году эта поистине легендарная электро-фолк-шпильман-средневековая "шайка горнистов и барабанщиков", или, если хотите, вагантов от музыки конца ХХ века, перелистает уже 10-летнюю страницу в истории своего существования, очень богатой на интересные события и творческие находки в таком специфическом и зрелищном жанре, как модерновый средневековый фолк-готик-кроссовер. Образ, взятый на вооружение этой группой, имеет интересные исторические корни, которые уходят в глубь средневековья: с одной стороны, во времена засилья инквизиции и клерикалов, а с другой - в эпоху зарождения гуманистических идей, первых университетов и студенческого вольнодумства, уже тогда воспетого вагантами и прочей бродячей философствующе-артистической и воровской братией, на которую официальным духовенством в приступе бешеной нетерпимости был навешан ярлык отъявленных мошенников, ловкачей, жуликов и тому подобных пройдох, что помимо таинственного средневекового "блатного жаргона", известного как "Rotwelsch", оставили после себя богатую поэзию и музыкальную культуру.

Музыканты CORVUS CORAX считают себя наследниками так называемых странствующих шпильманов, о чьей музыке во времена церковного беспредела духовенство отзывалось не иначе как о той, которая неугодна Богу - уж больно не по нраву пришлась свобода и независимость во взглядах да бесшабашность и задор в песнях и танцах первых средневековых странствующих "клубберов". Многие из тех мелодий были лично отысканы участниками CORVUS CORAX в библиотеках и бережно восстановлены. Ребята изучали и воспроизводили до мельчайших подробностей жизнь шпильманов, собственноручно реконструировали старые, часто очень редкие инструменты и в ходе своего собственного игрового опыта развивали и модернизировали их дальше. В 1994 году CORVUS CORAX были названы "королями современных шпильманов"; оправдывая странствующий статус своих предков, они объехали почти все европейские страны, выступали в Японии, Иордании, Марокко и Мексике, в многочисленных телевизионных шоу и на исторических праздниках городов, крупнейших максимально стилизованных под оригинал рыцарских турнирах современности, концертах в замках и крепостях. Например, на 20-м рыцарском турнире в Кальтенберге (Германия) группа выступала в качестве хэдлайнера на сцене перед 100-тысячной публикой. Сегодня они выступают впятером под следующими сценическими именами: Castus Rabensang, Venustus, Meister Selbfried, Brandan, Teufel плюс три live-барабанщика: Jagdbird, Jean и Hatzinger. В арсенале музыкантов около 40(!) оригинальных инструментов, включая такие экзотические, как дарабука и мандолончелло, не считая различных ударных, шальмаев, дудок, флейт, волынок, рожков, трещеток, наковален, гонгов, тромпетов, цимбал, треугольников, литавров и прочей дребедени. И весь этот на первый взгляд хаос звуков в умелых руках превращается в гармоничное целое, и что удивительно, при дисгармоничном, но в то же время очень ритмичном музыкальном интервале, названном "Tritonus".

Сейчас мы с вами попробуем окинуть взором основные вехи героического пути "Diabolum in Musica", как часто называют CORVUS CORAX в среде их многочисленных фэнов.

1989. В августе, за два месяца до падения в ноябре Берлинской стены, двое восточногерманских "искателей приключений" со странными именами Castus и Venustus да багажом в два инструмента отправились в авантюрное путешествие по Венгрии и Австрии, их конечной целью была ФРГ. Достаточно рискованное по тем временам предприятие им удалось, но в сытой Западной Германии новоявленные ваганты надолго не задержались: через не менее упитанную, но более раскованную Голландию очутились в Англии, по пути обратив на себя внимание на различных средневековых мероприятиях. Великое событие в Берлине они, все еще не веря своим глазам, могли наблюдать из Лондона с экранов телевизоров. Venustus в это время делился своим опытом изготовления волынок в одной из местных ремесленных школ, не забывая при этом участвовать в семинарах других мастеров, а Castus "утюжил", то есть играл, на лондонских улочках, зарабатывая необходимые деньги. В декабре они возвращаются на родину и основывают дуэт средневековой шпильман-музыки под именем CORVUS CORAX. Как это ни странно, но в более продвинутых "старых", то есть западных, землях Германии их интерпретация музыкального искусства шпильманов вызвала небывалый интерес, так как была абсолютно неизвестна местным почитателям данного направления, поэтому популярность дуэта росла с невероятной скоростью. Более того, вокруг них стали группироваться другие музыканты и осуществлялись совместные проекты. Так, в декабре 1989 года образовалось творческое содружество CORVUS CORAX и группы ZUMPFKOPULE, с лидером которой Meister Selbfried они работали вместе еще в феврале этого же года во время съемки фильма-сказки на восточногерманской студии DEFA в Бабельсберге в составе единой команды под названием TIPPELKLIMPER. Тогда же был записан первый совместный материал, который вышел впоследствии на СD "Ante casu peccati"...

1990. Уже весной, работая вместе, музыканты обеих групп решили создать CONGREGATIO(с лат. - единство, общность) для сохранения и поддержания традиций средневекового шпильман-искусства во всех его ипостасях, при этом музыке отводилась ведущая роль. Последовали многочисленные концерты. В мае Голландия: Амстердам и Амерсфорт; в июле Франция: международный фестиваль волынщиков в Сант-Шартье и затем выступление в Авиньоне; концерты в Бризигелле (Италия), Вене (Австрия) и т.д., не считая многочисленные импровизированные гиги на улицах и площадях различных городов на территории этих стран. В этом же году созрела мысль об организации крупного шоу со всеми атрибутами средневекового шпильман-искусства: рыцарскими поединками на мечах и палках, жонглерами, акробатами, метателями ножей, фокусниками, глотателями огня, артистами и т.д.

1991. В марте "музыкальное братство" выпустило CD "Congregatio" и буквально сразу же отправилось на гастроли в Японию, где в городке Обихиро на острове Хоккайдо они играли в тематическом парке развлечений по мотивам сказок братьев Гримм, в котором в масштабе 1:1 был воссоздан средневековый город с упоминавшимися в сказках зданиями и другими достопримечательностями. Страну восходящего солнца современные странствующие ваганты покидали с твердым намерением организовать что-либо подобное и на своей тевтонской родине. И в сентябре им-таки удалось с помощью ремесленников и художников реанимировать средневековый дух шпильманов в рамках рыцарского турнира в Шуценхофе в Шпандау, а спустя короткое время развить эти идеи во время бургфеста в берлинской цитадели. Эти мероприятия стали с тех пор местом традиционной встречи фэнов CORVUS CORAX не только из Берлина и окрестностей, но и всей Германии.

1992. После успешных осенних средневековых "гульбищ" стал очевидным тот факт, что для крупных площадок троих шпильманов уже недостаточно: слишком тихо... Зимой к группе присоединяется Brandan из распавшейся накануне близкой по духу "шпильман-шайки" UNBEHUOT/PEDICULUS. Результат не заставил себя долго ждать: CD "Tempi antiquii", с восторгом принятый растущей как на дрожжах фэн-базой средневековых реаниматоров. Но четверых волынщиков, один из которых к тому же постоянно "выпадал", так как был вынужден браться за барабаны, снова было "слишком мало" - в данной стилистике хорошей группы, как и человека, должно быть много... Поэтому появление еще одного барабанщика - Donar von Avignon было закономерным. В августе и сентябре о группе уже снимается фильм-портрет "Mittelalter jetzt" (c нем. - "Средневековье сейчас"), live-гиги для которого записывались во время ставшего традиционным бургфэста в берлинской цитадели.

1993. Зимой CORVUS CORAX выступают в... Аммане (Иордания) с небольшой остановкой в Дамаске (Сирия). И это неудивительно: средневековая музыка имеет также корни и в ближневосточной культуре - многие традиционные инструменты ведут отсюда свою родословную. История может повторяться: во времена Крестовых походов бродячие музыканты были свидетелями жестокой резни между христианами и мусульманами, а в тот момент, когда "шпильман-братия" находилась в Иордании, над их головами пролетали американские ракеты... После возвращения целехонькими в Берлин они засели в библиотеках, где в буквальном смысле слова копались в поисках нового материала. Результатом явился новый альбом "Inter deum et diabolum semper musica est"(c лат.- "Между богом и дьяволом всегда и везде музыка"), записанный в телевизионной студии Sender Freies Berlin под патронажем редактора отдела старинной музыки Dr. Bernhard Morbach. Название альбома стало своеобразным девизом концертной программы, live-версия которой с успехом транслировалась SFB из берлинской цитадели. Затем последовали шумные концерты на ярмарке в стиле барокко в Потсдаме по поводу 1200-летия города и на рыцарском турнире в Кальтенберге, а также участие в различных менее значимых средневековых "тусах".

1994. Участие в грандиозном событии года: карнавал в Венеции - на площади Piazzetta San Marco была возведена 2-метровая сцена, на которой стояли музыканты CORVUS CORAX, а внизу буквально сходила с ума многотысячная толпа, в который раз требуя исполнения полюбившегося всей этой разношерстной публике шпильман-танцбоевика "Scarazula". Выступление группы снимала съемочная группа BBC-London, его телевизионная версия вошла в фильм Terry Jones "Die Kreuzzuge"(с нем. -"Крестовые походы"). На лето этого года приходится и самая большая неудача немецкой команды: на 8 из 10 запланированных дней грандиозного мероприятия под открытым небом в Ганновере "Lebendige Mittelalter"(с нем. -"Живущее средневековье") пришелся дождь...

1995. Зима со временем стала той порой года, когда музыканты CORVUS CORAX, подобно бурому медведю, отправлялись в берлогу, которой служила библиотека, где и "сосали лапу", то есть грызли гранит науки, занимаясь изучением своего любимого предмета - искусства шпильманов - и параллельно собирая материал для следующего альбома, третьего по счету, получившего название "Tritonus": так называется интервал между квинтой и квартой - диссонанс, который служил основой объяснения границ небесной и дьявольской музыки для создателей средневековых музыкально-теоретических трактатов. И снова следует целый ряд концертов и телевизионных съемок: от вальпургиевой ночи в Брицер Гартене до традиционных выступлений на крупнейших рыцарских турнирах и стилизованных средневековых ярмарках и праздниках.

1996. После распада кукольного театра Pullarius Furzillo, который нередко участвовал в совместных программах, один из его артистов Teufel присоединяется к CORVUS CORAX, удачно заменив отошедшего на время от музыки Venustus. Этой же зимой начинаются эксперименты с новейшими музыкальными средствами, в апреле выходит сингл TANZWUT(сначала был задуман как сайд-проект): смесь средневековой танцевальной музыки и песен с техно и попом, со временем он оформился в новую группу. Снова концерты... и временный отход от дел: на этот раз Donar...

1997. Первые выступления в этом году были несколько странными: Meister Selbfried отрастил волосы, не было Donar`а, часто менялись приглашенные барабанщики. В июне был один из самых лучших, по мнению музыкантов, концертов в истории группы на празднике города виноделов Oberwesel am Rhein; в группу возвратился Donar von Avignon...

1998. 30 апреля, спустя 9 лет после первого выступления, они снова в Венгрии, на "Mediawave Festifal" в Гиоре. Концерт проходил в бывшей синагоге, переделанной под концертный зал, перед "фантастической", по выражению наших героев, венгерской публикой. В этом же году CORVUS CORAX выпускают сначала live-CD, записанный во время концертов в Вашенбурге, а затем "Viator" - очень мощный альбом, продемонстрировавший невероятную танцевальность средневекового саунда, облаченного в одежды современных аранжировок и ожерелье из лириксов на латинском и старофранцузском языках, а также на rotwelsch - "блатном жаргоне" средневековых шпильманов. Альбом содержит целый ряд настоящих концертных и клубных боевиков, таких как "Skudrinka"(подымет даже мертвого) или "Bacchus", проверенных и нами на танцполе в Минске во время презентации музыкального журнала "M-light". В октябре группа отправляется в свой первый клубный тур, до этого они выступали преимущественно на средневековых праздниках и фестивалях или давали концерты в замках и крепостях. В клубах их шоу сопровождались эксперементами с задымлением и театральным светом. Большой успех, как это ни странно, выпал на два концерта CORVUS CORAX в Мексике. В декабре последовал повторный тур по Германии. К сожалению "братство", на этот раз окончательно, покинул Donar, его заменил Jagdbird, до этого уже выступавший в шпильман-шайке.

1999. Этот сезон для CORVUS CORAX начался с совместного тура с TANZWUT, посвященного выходу дебютного альбома последних. В группе появился новый барабанщик Jean, который играл еще во времена ALTEN ZEITEN вместе с Brandan и Teufel. Восемь человек почти все лето провели на сцене, кульминацией стало выступление на рыцарском турнире в Кальтенберге перед 100-тысячной толпой, затем снова концерты в Германии и Австрии, а в августе странствующие волынщики & барабанщики добрались и до Дании. В октябре же состоялся специальный тур по немецким городам, посвященный 10-летию шпильман-формации CORVUS CORAX.

2000. Viatores sumus quod Patres nostres margine viae sepulti sunt... Мы странники, так как предки наших отцов покоятся у обочины дорог...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета