Pik Deda
Из подвалов в квартиры


Оказывается, в Минске есть сквот. А еще в Минске живет около двух миллионов людей и столько же существует мнений, которые совершенно не совпадают. В том числе о том, что такое сквот, андерграунд, музыка и т.д. Поэтому уделим внимание и тем, кто считает, что это именно так.

VJ Zverь: Наше объединение - некоммерческое и занимается проведением некоммерческих вечеринок. Здесь собираются различные люди: ди-джеи, компьютерщики, музыканты, художники. Сначала мы называли это клубом, разработали устав, составили список членов, клубные карточки ввели, ежемесячные взносы и прочие "химоты". А потом посмотрели на все это со стороны и подумали, что если скажем кому-нибудь, что это клуб, нас вымажут дегтем, вываляют в перьях и выставят из города. Основное место дислокации нашего объединения - квартира, которую мы называем сквотом Pik Deda, первым минским сквотом.

- Насколько я знаю, сквот - это захваченное здание, чаще всего нелегально. Не раз была в различных сквотах в разных странах и могу сказать, что ваш "сквот" - все же просто квартира, за которую хозяин платит государству.

Z.: Это наша интерпретация сквота. На самом деле мы его и захватили. Хозяин квартиры, Петя, всегда был против.

Петя: Когда Кухтик в прошлом году сказал, что у меня будет сквот, я одурел. Я думал, что это неправда.

- То есть еще год назад это была нормальная мещанская квартирка?

П.: Да, всего этого еще не было. Кухтик привел Колю, ди-джея Filter, заплатил ему двадцать долларов за краску, чтобы тот расписал стену граффити. Флаг, который под потолком висит, Зверь принес. Вывеску "Marlboro" я притащил.

- Теперь ты, я вижу, смирился с этим безобразием.

П.: Когда я работал 4-5 дней в неделю, мне было тяжело все это переваривать. А сейчас, когда я работаю два раза в неделю, то мне даже не хватает этого всего, от чего я раньше отказывался. Сейчас можно даже изменить расписание и каждый день делать вечеринки с 6 до 12.

- А сейчас как часто бывают вечеринки?

П.: По настроению.

- Чем ваши вечеринки отличаются от других? Я смотрела ваш клип, где вы даже устроили маскарад, но в этом нет ничего необычного и нового.

П.: Уже само по себе это можно назвать необычным, особенно в Минске. Был показ моделей. За 25 долларов продавали коллекцию, которую никто покупать не хотел. Мы танцевали, веселились.

Z.: Это не попойки. Каждая вечеринка продумана и имеет свою концепцию. Такие вечеринки проводятся в основном по выходным. Мы к ним серьезно готовимся, приглашаем модельеров, творческих людей. В середине июля прошлого лета мы захотели сделать вечеринку, которая отличалась бы от традиционных. Мы залезли на крышу дома, находящегося на самой высокой точке Минска, и устроили там вечеринку до наступления темноты, так как музыка была слышна далеко вокруг. Играли ди-джеи Митя, Filter, Gleb Luve и я. Мы соорудили навесы, развесили шарики, ленты раскидали магнитофонные, фонтан сделали с помощью насоса. Это была закрытая вечеринка, присутствовали только наши знакомые (человек 30). Всем очень понравилось, потому что летом в помещении из-за жары находиться невозможно.

- Получается, вы все это делаете сами для себя?

Z.: Да, для собственного развития. Каждый день - это как открытие. Ты общаешься с интересным тебе человеком, наполняешься свежими идеями. Аналогично и он. Жаль, что в Минске, столице государства, нет действительно андерграундных клубов. Кругом лишь отупляющие попсовые клубы, куда люди приходят побухать, девчонок снять. Им все равно, кто там играет, ди-джей Лимон или ди-джей Митя. Что делать человеку, для которого творчество - что-то светлое и чистое, ради чего он живет? Невостребованность - худшая пытка. Люди, которые не могут реализоваться на широкой публике, выступить в клубах, могут придти сюда. Здесь и музыка интересная, и люди, и атмосфера андерграундная.

- Вы себя считаете андерграундом?

Z.: Да. Мы не стремимся к популярности. Заявить о себе, конечно, хочется, что вот - мы есть. Афиши наши, например, трудно читаемы, чтобы сформировать свою публику и отшить людей, которые далеки от этого. Мы уже выработали стиль оформления афиши - закрученные по часовой стрелке корни дерева с елками, крэкерский дизайн. Некоторые называют наши афиши фашистскими. Это абсолютный бред, ничего подобного даже и не задумывалось. Делать вечеринки каждую неделю и поставить это дело на производственный конвейер мы не собираемся. У нас есть работа, которая нам приносит деньги, и на вечеринках мы деньги не зарабатываем. Еще и поэтому мы считаем себя андерграундом. Логическое продолжение нашего объединения - это сайт, который мы открыли, - www.oxidi5er.cjb.net. Он задумывался как музыкальный, но потом мы решили, что пускай это будет ресурс, на котором могут публиковаться все люди, которые нестандартно мыслят и продвигают андерграунд: художники, музыканты, поэты, модельеры - все, что связано с некоммерческим искусством. Есть такая фишка, что сайт абсолютно не содержит никаких рецензий, никаких комментариев, так как это субъективное отражение мнения автора. Только информация.

Любой творческий человек может прислать свою информацию и разместить ее на сайте. Например, одна девушка прислала свои работы по графике безо всякой информации о себе, я их опубликовал, и вместо аннотации написал, что вот - она нарисовала, а все комментарии делайте сами.

Также, учитывая проблему с пластинками в Минске, мы открыли небольшой раздел, где люди могут знакомиться с релизами винила, даем координаты, по которым можно заказать что-то. То есть мы помогаем начинающим ди-джеям найти диски, которые у нас купить невозможно. Мы не публикуем информацию о "живых" группах, блюзовых, рокерских, потому что, как нам кажется, ничего нового они не несут. Все самое новое сосредоточено в электронной музыке или симбиозе живой музыки и электронной. И еще мы не публикуем принципиально никакой рекламы, банеров на сайте. Вообще ничего, что связано с коммерцией и рекламой. Человека ничего не отвлекает от поиска нужной информации.

- А как новые люди появляются в вашем объединении?

Игорь Махнач: Приходят наши знакомые, приводят своих друзей. Кому-то нравится - тот остается, кому-то нет. Кого-то выгоняем.

- В каких случаях?

И.: Например, из-за наркотиков. Мы не приемлем никаких наркотиков по той причине, что...

М.: Дорого.

И.: Да, дорого, но не в деньгах. В большинстве случаев все закрывается из-за наркоты. Поэтому зачем нам рисковать? И вообще.

- А какие у вас взаимоотношения с другими минскими ди-джеями?

Z.: Абсолютно нормальные. Общаемся. Дружбой это, конечно, не назовешь. Грязью все за глаза друг друга поливают. Это печально.

И.: У меня до сих пор есть идея объединить всех минских ди-джеев в одно объединение, чтобы мы не перебивали друг другу масть. Такое было давно предложено, но почему-то стараются в первую очередь насолить. Например, "раз вы делаете сегодня, то мы сделаем завтра". И наоборот - заклеивают афиши. Ведь можно договориться, пригласить друг друга.

- Кто из вас какую музыку играет?

Z. Сейчас меня больше интересует джази, фанк, электронная музыка с "живыми" инструментами. Фанк мне нравится как бывшему басисту, потому что там часто встречается техника игры на бас-гитаре слэп, которому я так толком и не научился. В джази, как правило, "живые" духовые - трубы, саксофон, а диско построено на легких гитарных риффах. Техно нравится, потому что это глубокая музыка. Мировая тенденция - это переход к монотонному звучанию: звук дождя, работающий компрессор на улице, то есть естественные звуки, с которыми человек живет. Музыка - она все-таки искусственна. В природе нет мелодий. Техно наиболее приближенно к естественным звукам. Под него хорошо работать, под него хорошо отдыхать. Не отвлекает, можно сконцентрироваться. Мелодия меня отвлекает от работы.

Gleb Luve: Я играю в основном техно и электро в разных вариациях: дип-техно, хард-техно. У меня только полгода тренировок, я дебютировал в клубе "4 апельсина". По слухам, неплохо отыграл.

Z.: Очень хорошо. На самом деле, Глеб давно этим занимается, в отличие от большинства, для которого ди-джеинг - это мода. Глеб давно слушает электронную музыку, вырос до такого уровня, когда можно играть. Всем действительно вставило то, как он отыграл.

И.: Я играю на компактах. Начинал я очень давно, где-то в 1986 году, играл в кинотеатре "Салют" при Игоре Шо. Тогда еще была попытка сделать клуб. Был зал с андерграундной музыкой и с попсовой. Я реализовывал свои идеи в нижнем зале, то есть для людей, которые любят электронную музыку. Играл транс и гоа-транс. В принципе, я и остался приверженцем этого стиля. Но я был попсовым ди-джеем, чисто дискотечным, то есть делал то, на чем можно заработать деньги. Я и сейчас играю там, где платят. Работаю в стриптиз-баре, больше как МС - ведущим музыкальной программы, но это работа с микрофоном. В сквоте я играю для друзей, здесь я реализую свои идеи. Ди-джеем на сегодняшний момент себя не считаю, потому что я - в коммерции. Ди-джей - это творческий человек. А если ди-джеем себя считать, то я играю только для друзей и для себя.

Maks Retort: У меня профессиональное музыкальное образование: школа и училище. Сейчас учусь в Институте современных знаний на факультете искусств по специальности компьютерная музыка. Я играю разную музыку - техно, электро, хаус и более спокойную. Сделал два микса: один в жестком стиле техно, другой чуть помягче. Я сводил с компакт-дисков при помощи компьютера. Но ди-джеем себя не считал и не считаю, так как я "вживую" не свожу.

Человек со стороны (ди-джей Митя): Я считаю, что Макс - самый талантливый человек в этой тусовке. Музыку он пишет очень сильную.

G.: Но ведь он играет свою музыку, а мы - чужую.

М.: Я записал три диска со своей музыкой, все в разных стилях. Первый микс был экспериментальное шумовое электро. Второй - эмбиент шумовой. А третий альбом - танцевальный электрохаус. Желающие могут скачать мои демки в МР3-формате с www.oxidi5er.cjb.net. Один из моих любимых исполнителей это Aphex Twin, в частности его альбом "Selected Ambient Works vol.2". Хочу издать какой-либо из них. Я первый раз выступал в "Белой веже" в начале лета 1999 года, на Q-Zar, в "4 апельсинах", на "Радио Стиль" в программах "Ди-джей-клуб" и "Кофемолка".

- С чего началось ваше творческое объединение и что удалось сделать за время существования?

И.: Изначально объединились несколько человек, которые любят электронную музыку и которые хотели в свое время приучить белорусскую публику к электронной музыке. Это было года 2-3 назад. Потом хотелось все поставить на коммерческие рельсы, потому что за свои деньги все время - это больно. Решили организовать фирму, открыть счет. Но самое главное желание было - объединить молодежь, которая слушает эту музыку. Когда варишься в своем собственном соку, то никакого развития нет. А когда есть интерес у людей объединения, то ты черпаешь у кого-то, кто-то черпает у тебя. Мы ориентируемся не на денежную молодежь, а творческую.

Сейчас все как-то утихло, думаю, что временно. Пытаемся найти спонсоров, с БСМ работать. У нас хорошие связи с ними, но у них денег тоже нет, потому что больше выделяется средств на БПСМ. А с ними мы принципиально работать не будем. В прошлом году в парке Горького мы провели белорусский конкурс ди-джеев "New Wave II". Нам ничего не платили. Мы полностью все организовали, поставили звук. Играли все известные минские ди-джеи. Всем понравилось, но, увы, дальше так и не пошло. Это был третий день фестиваля, а два дня мы были на Q-Zar, игровом центре в парке Челюскинцев, это был наш зал в то время. Была идея организовать вечеринку перед Новым годом, но нас кинули, зал отдали тем, кто платит больше. Зал был "Триклиний", мы ничего не теряли и они ничего не теряли - мы выставляем ди-джеев и звук, а они нам зал отдают. Увы, в последний день все обломилось, зал отдали под банкет. Наша самая главная мечта - это своя точка, свой зал, чтобы мы были его хозяевами и никто бы не пришел и не сказал: "Извините, мы тут банкет будем устраивать" или что-то еще.

- А вы попробуйте засквотировать не дядипетину квартиру, а какое-нибудь здание побольше.

И.: Мы все-таки живем не в той стране, и нас очень быстро сотрудники силовых структур наказали бы, и очень сильно. Молодежь они не любят. Почему Q-Zar и закрылся. Это было на тот момент единственное место, которое мы начали раскручивать, и народ туда начал идти. Появились постоянные люди. Но было первое условие, что мы должны представлять юридическое лицо. Мы не успели зарегистрироваться, эта волокита вымотала столько сил, что я поэтому и отошел немного от музыки.

- Принимал ли кто-либо из вас участие в фестивале на Казантипе?

И.: Нет. Из экономических соображений. И к тому же, пообщавшись с людьми, мы поняли, что не стоит это того, распыляться не надо. Да, имя надо завоевывать, но мы не спешим. Мы еще молоды и полны энергии. Пока нас никто не остановил и, я думаю, не остановит, потому что объединение все больше обрастает людьми, которые понимают нас и которым интересно. Я думаю, что у нас все еще впереди.

В разговоре принимали участие Игорь Махнач (И.), Gleb Luve (G.), VJ Zverь (Z.), Maks Retort (M.), Петя (П.).


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета