Zdob Si Zdub
Если бы пил и курил, то не был бы в ZDOB SI ZDUB


Становится доброй традицией в "Музыкальной газете" провожать старый год и встречать Новый, помещая в последнем номере материал об исполнителе, который наиболее ярко заявил о себе в году уходящем. На просторах бывшего Союза такой группой была молдавская команда ZDOB SI ZDUB.

Лидера коллектива Романа Ягупова я поймал для интервью в Кишиневе за несколько дней до отъезда "здобов" в Румынию…

- Как и где Новый год собираетесь встречать?

- Встречать собираемся в Румынии, в горах. Место называется Кымпулунг, оно находится в той части страны, которая называется Молдова. Встречать будем своей компанией, вместе. Будут наши друзья из Москвы, сыграем концерт по возможности.

- А новогоднее выступление не планируете?

- Мы снялись у себя дома для новогодней передачи, на морозе целый день плясали. А потом километр толкали три автобуса в гору. Был концерт "НАШЕствие" в московском ДК Горбунова, мы в нем участвовали и даже сделали совместную песню с группой ИВАН КУПАЛА, "Новогоднюю коляду" (соединили нашу песню с таким названием с их "Колядой" - молдавская "Колядка" перетекает в русскую). Может, мы выпустим под это дело видеоверсию.

- Аудиовариант будет?

- Аудиозапись с ИВАН КУПАЛОЙ у нас в планах, но речь об альбоме еще не идет. Прикидывали возможность общего с ними тура, но это пока все на уровне разговоров. Мы почувствовали, что неким образом у нас и у КУПАЛЫ есть вещи, задумки, которые идут как бы параллельно. Они ведь тоже не являются чисто фольклорным коллективом.

- Но ZDOB SI ZDUB играет "живую" музыку, а ИВАН КУПАЛА - компьютерную…

- Ну почему, девушки у них поют "живьем"… Тем не менее то, что они делают, нам близко, хотя каждый и идет своим направлением.

- Альбом ИВАН КУПАЛЫ, стало быть, вам понравился.

- Да. Понравился своим позитивным настроением. Это цельный альбом, который я ни с какими другими альбомами других исполнителей не сравнивал, а включил его и слушал. Для меня важно, когда что-то тебя цепляет изнутри. ИВАН КУПАЛА зацепил.

- А не цепляющие по первому разу альбомы потом могут вам понравиться?

- Бывало такое. Но обычно это происходит со сложной музыкой, которую сначала не понимаешь.

- Что вам вообще нравилось из музыки?

- По ходу взросления, по ходу роста группы разную музыку мы слушали. Когда-то увлекались "перцами", слушали музыку жесткую, ROLLINS BAND, увлекались FAITH NO MORE.

- Эта музыка близка той, что вы играете. А были группы типа МАШИНЫ, ВОСКРЕСЕНИЯ, которые вы слушали?

- Скорее всего мы слушали все подряд, ничего особенно не выбирая. Полиглоты мы такие были.

- Когда нам ждать новый альбом ZDOB SI ZDUB?

- Пока мы собираем материал, нащупываем курс. Что можно сказать точно: мы определились, что будем записывать акустический альбом. И электрический. Выйдут ли они в следующем году, не знаю. Главное, чтобы материал был качественный. Все, конечно, спешат, давайте быстрее, а хочется все сделать добротно. Думаю, что не важно, когда выйдут новые альбомы, но, естественно, в пределах разумного, не через три года. Будем подбирать материал, сидеть, думать, записывать.

- Знаю, что один из ваших любимых кинорежиссеров - Эмил Кустурица…

- Он близок мне тем, что в его фильмах я нахожу то, с чем сталкивался в детстве. Все персонажи его, все образы, картинки, видеоряд - я все это видел, я бывал среди этого, жил бок о бок.

Можно назвать Кустурицу модным режиссером, но это позитивная мода, отражающая характер какого-то народа, что всегда интересно. Это мода навсегда, а не на сейчас. Возьмите любой фильм грузинского режиссера, тот же "Мимино". Это круто!

- Довелось мне разговаривать с Вахтангом Кикабидзе, он не считает, что "Мимино" - это лучший фильм Данелии. Да и сам Данелия, по-моему, такого же мнения… На ваш взгляд, Кустурица больше оптимист или пессимист?

- Не знаю, лучше у него спросить… Насколько я вижу, он - пессимист, но фильмы у него очень веселые, хотя есть и грустные моменты.

- Не хотите предложить ему свою музыку для нового фильма?

- У него прекрасная музыка. Скорее уж мы мечтали бы выступить вместе с Бреговичем. Мы хотели пойти на его концерт в Румынии, в Бухаресте, но так и не довелось.

- Вы выступали с массой, что называется, культовых, западных команд. RAGE AGAINST THE MACHINE, BIOHAZARD, ROLLINS BAND, RED HOT CHILI PEPPERS… Какие впечатления от этих групп у вас остались?

- Во-первых, все они поразили своим профессионализмом, тем, что западный артист умеет работать, подавать себя, а в техническом плане (звук) - работать просто безукоризненно. Прежде всего это профессионалы. Ну и каждый коллектив запомнился чем-то своим, можно много говорить по поводу каждого артиста. RAGE AGAINST THE MACHINE - безумная энергия, безумная подача в течение двух часов, вокалист просто изливал адреналин. BIOHAZARD - единение коллектива. Они очень здорово общаются, самая доступная группа. ROLLINS BAND - это команда, конечно же, Генри Роллинза. Его культ здорового образа жизни, книги, философия. DUB WAR - классное слияние африканской ритмики и фольклора с рок-н-роллом. "Перцы" - это Калифорния, у них свой почерк. SOULFLY… Честно говоря, мне больше SEPULTURA нравится. Альбом "Bloody Roots" просто шикарный! На нас сильнейшее впечатление произвел, мы где-то учились на нем, сравнивали, проводили параллели и подкалывали друг друга. Постоянно искали в себе вот эти бразильские корни. Классно! Но музыка другая, SOULFLY - очень жесткая музыка.

- Вашей группе исполнилось в этом году пять лет. Глупейший вопрос задам: вы не думали, почему именно в 99-м году ZDOB так мощно "выстрелил"?

- Не-а.

- Может, оттого, что директор новый у вас появился? Александр Коновалов?

- Может быть. Нам очень здорово с ним работать, очень хорошо. Саша очень энергичный человек, нам нужен был такой человек, он нам очень сильно помогает. Мы довольны, что сработались с ним.

- С Игорем Дынгой вы сотрудничаете по-прежнему? Чем, кстати, КУЙБУЛ сейчас занимается?

- С Игорем мы все так же вместе. Группа его репетирует, готовится в Москву поехать с концертом.

- Когда от КУЙБУЛ ждать "взрыва"? Они от вас почему-то отстают.

- Дело в том, что КУЙБУЛ и ZDOB SI ZDUB - это единый организм, и как у руководителя у Игоря просто не хватает энергии равномерно заниматься и нами, и своим коллективом. Он не хочет оставлять нас и отдавать какому-то другому человеку, мы ведь с ним все время вместе, вместе росли, общались. Я думаю, что придет момент и КУЙБУЛ также "взорвется".

- Недавно я увидел ZDOB SI ZDUB в "Программе А". Показали нарезку из кадров вашего выступления на первом фестивале "Учитесь плавать" и последних концертов. Две разные группы, при том, что музыкальная канва как бы сохранена, нет?

- Совершенно верно. Каждому музыканту хочется найти свой почерк, свое лицо. Я думаю, что мы его нашли, мы увидели, к чему нам надо идти, мы нащупали под собой почву и поняли, что нам интересно это, нам близко это, мы должны играть вот такую музыку. Безусловно, мы хотели играть музыку позитивную, чтобы она была веселой, солнечной, южной. Мы хотели убрать безумную энергию, агрессию. И шли к тому, чтобы не быть похожими на другие коллективы, которых на тех же фестивалях "Учитесь плавать" было много.

- Чем объяснить то, что на постсоветском пространстве сегодня появилось очень много групп, которые используют вместе с традиционными для рок-музыки инструментами (гитара, бас, ударные) инструменты аутентичные, народные? Они исполняют народные песни в современных ритмах, стилизуют вновь сочиненное под фольклор. Что, кончается век? Происходит переосмысление, возврат к корням?

- Думаю, что у каждого поколения был такой период. Фольклор постоянно был и есть. В свое время тот же Градский со СКОМОРОХАМИ прекрасно соединял русский фольклор с арт-роком. Такая песня у них была "Ничто в полюшке", старинная, русская народная. Масса примеров таких есть за границей. И у нас в Молдове были коллективы, которые играли где-то так же. Просто об этом иногда забывают, а потом оно всплывает, и находятся группы, которые это возрождают. И все это якобы вдруг предстает в таком свете, что это открытие какое-то - синтез рока и фольклора.

- При этом обязательно подбрасывается из журналистской ли среды, из среды ли кондовых музыкантов суждение, что пошла очередная волна спекуляций на фолке…

- Может быть, кто-то и спекулирует. Но, отвечая за себя, я могу сказать, что мне это очень интересно, я от этого балдею, получаю удовольствие. Я подхожу к этому честно. Ну почему спекуляция, я не понимаю? Здесь, в Молдове, мы собирали материал, и нам не давали слушать фольклор, не давали записывать, не разрешали. Какое-то такое было пренебрежительное отношение: мол, мы испортим все. "Как так? Это же этнография! Да вы все испортите!". Ага, воспользуемся этим и будем зарабатывать деньги… по-моему, это глупо. Фольклор передается из уст в уста, и если его не будут омолаживать, перепевать, он умрет. А кому хочется, чтобы про него забыли? У нас в Молдове все обычаи до сих пор живы, все бурлит и кипит. В России, к сожалению, с этим дела обстоят похуже.

- Есть в Молдове группы лучше, чем ZDOB SI ZDUB, но в России их не знают?

- Безусловно, есть интересные коллективы. Например, ТРИГОН, но он работает в другой среде, в другом направлении. Они играют джаз с фолком. Их знают в Скандинавии, в Германии, во Франции. И мне, конечно, жаль, что про них в России, Беларуси ничего не знают. Потрясающий коллектив!

Есть молодые коллективы, но в силу некой замкнутости нашего пространства о них не знают. В стиле МАШИНЫ ВРЕМЕНИ играют.

- Если говорить о вашем последнем альбоме, моем любимом альбоме этого года, - "Tabara Noastra", - по прошествии времени вы можете приоткрыть тайну и сказать о том, что не получилось в нем?

- Недостатки я видел сразу, когда альбом выходил. Он издавался в сложное для нас время. Не было денег на его издание, мы платили свои деньги. Был кризис у компании, с которой мы сотрудничаем.

Альбом писался не целиком, и это чувствуется. Есть песни одного периода, такие как "Хаитура", свадебная вещь, "Здубий батець таре", есть - другого. То есть, когда альбом пишется не цельно, то чувствуется разное настроение.

Потом альбом был неотмастерингован! Такого я вообще не знаю, чтобы коллектив выпускал тысячу или две тысячи компакт-дисков неотмастерингованных! Такого не бывает! Только у нас такое произошло! Звук необработанный, это слышно. К тому же альбом был переходным для нас - мы от одной музыки перешли к другой. Но я считаю, что материал мы записали интересный. Хотя где-то альбом можно назвать недоработанным, сырым. Вот это характеристика для него.

- Мне показалось, что к концу пластинки альбом несколько "выдыхается": мощное начало, сильная середка и не на сто процентов побеждающий финал. С его составлением вы чего-то, на мой взгляд, не додумали до конца.

- Дело в том, что на создание альбома уходит масса сил и энергии. Огромная масса сил! Нужно контролировать все, абсолютно все мелочи, все нюансы, соло, мастеринг. Нужно ночевать в этой студии. На Западе либо у продвинутых российских коллективов есть продюсер: это зверь, который следит за тем, чтобы альбом был ровный, целостный. Чтобы в нем был пик, была эйфория. Продумывается абсолютно все, до слов каких-то, до эффектов, до соединения вещей - какая песня первая, какая вторая, какая идет в конце, что из них подавать на радио. Это огромная работа, это профессиональный подход, все должно быть очень продумано. Мы сейчас просто физически не можем за всем этим следить, и людей в наших рядах для этого нет. То есть не хватило наших сил, чтобы все это сделать. Но я думаю, что даже в том виде, в котором альбом записан, он все равно интересный.

- Те, кто ходит на ваши концерты, смотрит по телевизору ваши выступления, обратили внимание, что вы каждый раз по-новому раскрашиваете верхнюю часть своего тела…

- Все это импровизация. Глубокой идеи здесь нет. Есть подсознательная тяга, что сегодня надо вот так выглядеть. Это народные узоры. Нам один молдавский художник разрисовал инструменты (мне - гитару акустическую) молдавскими узорами, которые мы взяли из книги "Орнаменты Молдовы, ковры…". И вот он срисовывает, добавляет свои линии, передавая где-то ту энергию, которую вносят в эти узоры бабушки, когда ткут ковры. Это может быть и рельеф молдавский, пейзаж, солнце.

- Откуда взялась на вас эта шикарная юбка?!

- Это такая же импровизация. Мы долго думали над тем, во что одеваться, как себя подавать, ну и я направил энергию вот в таком направлении: зашел в Кишиневе в этнографический магазин, приобрел юбку совершенно иную, потом я ее модифицировал, модернизировал. На гастролях в Бухаресте, перед съемками клипа, мы заехали целенаправленно в такой же магазин и купили уже другую юбку, такой молдавский килт, румынский.

Если человек хочет, если он направляет энергию в нужную сторону, то все вещи находятся сами - люди, которые тебе необходимы, возникают какие-то звонки. Вероятно, мы все это очень сильно хотели, нам снилось, что мы выглядим вот так, в таком образе. Мы играли между собой, давным-давно перлись подсознательно от соответствующих фильмов, от этой среды. Вот и все.

- Ряд личных вопросов, если позволите. Ваша семья?

- Я живу в большой семье. Дом на земле, в Кишиневе, в центре, недалеко от дома, в котором живет Мария Биешу. Через дорогу находится консерватория.

Девять месяцев назад у меня родилась дочь. У жены есть брат, у него тоже есть жена, ребенок. Короче говоря, это огромная молдавско-еврейская семья. Бесарабско-еврейская.

Библиотека, огромное количество книг. Всегда оживленно, весело, как в таборе.

- А когда хочется уединиться, куда пропадаете?

- Недалеко от дома есть озеро, родник. Иду туда, обмываюсь холодной водой. Сижу в парке, читаю. Делаю пробежки.

- К спорту, значит, неравнодушны…

- Настоящий спорт - это тяжелая штука. Я когда-то занимался вольной борьбой, ездил на соревнования. Результатов впечатляющих не было, все на среднем уровне, любительском. Со временем я понял: то, как у нас относятся к спорту, это неправильно. Это губит здоровье, садит его. Нужны естественные вещи, такие как ушу, просто какая-то разминка, зарядка правильная, растяжка тела.

- Что читаете?

- Эзотерическую литературу, Восток, Тибет очень привлекает, Индия. Подсознательно я ближе к искусству, я всегда тянулся к творчеству. Но заняться чем-то, кроме музыки, нет времени. Пишу стихи, увлекаюсь различными перфомансами. Фотография нравится.

- Многие рок-н-ролльщики прошли через такую страшную вещь, как наркотики, у многих были проблемы с алкоголем. Сия чаша вас минула?

- Да. Мне и так времени не хватает, чтобы терять его еще на такие безумные идеи. Может, у кого-то и сложно жизнь сложилась, но я все равно не понимаю таких людей. В мире существует масса интересных вещей! Мне даже жаль тратить все свое время конкретно на музыку! Я бы попробовал себя в парашютном спорте, туризме, антропологии, литературе - в чем угодно. Лепкой бы занялся, авангардным искусством. Обидно расходовать на такую дрянь, как наркотики и алкоголь, время! Помимо того, что люди, кто все это пропускает через свой организм, который не вечен, вредят себе, они и окружающим приносят массу проблем.

- С экрана телевизора вы производите впечатление человека активного, жизнерадостного. А какой вы, когда вас никто не видит?

- Характер у меня спокойный. Но и когда я в телевизоре даю кому-нибудь интервью, то веду себя естественно, не пытаюсь строить из себя весельчака. В жизни, быть может, я несколько другой. Просто артист, будучи спокойным, уравновешенным в семье, когда выходит на сцену, выплескивает на слушателя тот запал, который в нем скопился, достигая тем самым баланса.

Я не гуляю, не хожу по дискотекам, я занимаюсь интересными вещами, наполняю себя информацией, питаюсь от чистого воздуха, от природы, от людей, а потом выхожу на площадку и свои эмоции передаю людям. А затем снова успокаиваюсь…

- Спасибо за интервью, Роман. С Новым годом вас!

- Вас также!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 51 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета