Marilyn Manson
Мэрилин Мэнсон в мифах, легендах и цитатах

Философский трактат.

Мифологизация издревле считалась неотъемлемой деталью сложного музыкально-поклонничьего организма. Новое, притягивающее и неизведанное душа тянется объяснить как-то по-своему, через канонизацию и нити пестрых ассоциативных образов. Пример (из классики) - массовая истерия по поводу таинственной смерти Пола МакКартни в 66-м году; многие буйнопомешанные битломаны до сих пор считают, что сэр Пол - поддельный, пластиковый (а даже если так, к этому мы все равно больше привыкли, другого не надо). Фанаты Моррисона умиленно верят в то, что Джим не умер, он просто "наколол всех и смылся" - останков-то никто не видел, а кто и видел, до того сейчас в рай не достучишься, как поется в известной песне Эрика Клэптона. Посему - увы, - заделавшись народным героем, приходится позволить себе обрасти ветвистыми легендами и преданиями, зачастую весьма порочными, из ряда пионерских концлагерных "страшилок" и шаманских песнопений. В максимальном смысле эта участь постигла мрачного и пессимистичного музыканта Брайана Уорнера, который обрек себя на бытие Мэрилином Мэнсоном и с той секунды, бедняга, злой, умный и закомплексованный до эксцентричности, активно преследуется религиозными сектами, одуревшими фанатичными детишками, норовящими учинить суицид, визжащими в панике матерями и шуршащей со всех углов прессой, представители которой часто тянут из разнесчастного Мэнсона лишь скандальные истории, иногда не утруждая себя послушать музыку, которая, конечно, не каждому понятна, но все же чертовски привлекательна…

Подробную притчу о жизни и деяниях Мэрилина Мэнсона вы читали, стоит надеяться, в прошлогодне-осенних выпусках "МГ" (N 38-98, 39-98) в виртуозном и любовном исполнении Андрея Коровайко. Здесь же речь пойдет о мифических струнах души Мэрилина, о нюансах его личности (вполне неустойчивой, но многоролевой) и зверских ошибках, которые допускают некоторые его фанаты и ненавистники, часто занимающие противоположную ожидаемой позицию. Ежели захотите пнуть ногой за субъективность, пинайте, ради Бога, на то она и нога, чтоб воздействовать…

Миф первый. Мэрилин Мэнсон - сатанист (чудовище с рогами, анафема растреклятая, антихрист, наказание человечеству за грехи его непреднамеренные…)

В той же притче, о наличии которой упоминалось вначале, есть детальное опровержение сего мифа. Было похожее, не спорим. Будучи подростком, ранимым и застенчивым (да еще и девочки внимания не обращали), Мэрилин слегка ввязался в теорию сего учения (брат его лучшего друга был отъявленным сатанюгой), да и потом со всякими персонами странноватыми общался (Энтон Ла Вэй, например, основатель одной из церквей сатаны). Тем не менее, свалив все на подростковый максимализм и типичное для Мэнсона желание испытать абсолютно все (кажется, так говорил и Джим Моррисон), можно сказать, что из сатанизма он вычленил для себя наиболее полезные элементы (идея сверхчеловека, самосовершенствования, выживания в окружающем мире). В расчленении детей же уличен не был. Еще он терпеть не может духовно или морально слабых людей, но это вполне объяснимо и к черным мессам вроде не склоняет.

"Своей музыкой мы можем вдохновить людей хоть на что-то, быть творческими, развивать воображение. Если Бог и существует, то именно в музыке и искусстве. Я уверен, что в том, что я делаю, гораздо больше духовности, чем во многих религиозных группировках, особенно если вспомнить, как они ко мне относились, - говорит Мэнсон. - Люди удивляются, когда я говорю, что мои ценности - это в основном христианские ценности. Я просто объясняю все эти вещи в музыке". Цель его, по его же собственным словам, завести ваше сознание за ту черту, где вы сами сможете понять, во что вы верите и стоит ли это вашей веры. Религия же, в отличие от истинной веры, считается им таким же наркотиком и захламителем чистого восприятия, как телевидение и поп-культура. Все, в плену у чего может оказаться сознание, опасно. Отсюда и понятие "механических животных" ("Mechanical Animals"), расстрелянных заменителями сознания и суррогатами мыслительных процессов. Если вы не верите в непорочное восприятие божественного и в зомбирующую функцию церковных учреждений, почитайте Олдоса Хаксли. Или Оскара Уайлда, которым Мэнсон еще с юности восхищался и проникся множеством его идей (кстати, он любит еще и Ницше, но это можно предугадать).

Иисус, по мнению Мэнсона, - первый секс-символ и рок-звезда. Это мы, правда, знаем еще с 70-х благодаря Вебберу и Райсу. А фразу про секс-символизм Иисуса еще Пит Тауншенд в 68-м обронил, но его за это никто с крестами не преследовал. Так что Мэрилин тут даже и не первый. Антихрист - это всего лишь тот, кто противоположен Иисусу по системе мироощущения. Если вы не переносите идолопоклонничества, разве вас можно назвать сатанистом?

Впрочем, даже похожие случаи с преследованиями тоже были. Помните сами, как Леннона, беднягу, за горестные и правдивые слова о том, что BEATLES популярнее Иисуса, чуть не распяли по всем правилам. Обошлось. Леннон покаялся, и то спасения ради. Мэнсону же каяться не хочется - время не то.

Спросите, если он такой ангел весь из себя, то почему он Библию на концерте рвал? И рвал ли? (и флагом тогда же подтирался родным, в полосочку-звездочку). Библию-то он действительно рвал - красиво, алчно и с элис-куперовской гримасою. И флагом подтирался. Врать не будем. Хотя - это тот же протест против духовного зомбирования. Пусть сам объясняет: "Это сделано, чтобы заставить людей думать. Основная фишка всего - это сказать: это настолько важно, насколько важным сделаете это вы в своем сердце. Листок бумаги или лоскут ткани сами по себе ничего не значат. Это то, во что вы верите, а я хочу, чтобы вы увидели, что верите в кусочки ткани и листочки бумаги…Вообще я люблю Библию. И читаю ее. Мне просто не нравится, что некоторые используют ее не по назначению. Так же, как люди используют не по назначению музыку…"

Кстати, на LED ZEPPELIN по поводу откровенного плантовского увлечения сатанизмом тоже бочки катили, но ведь попали же они во Всемирную Историю! Дело в музыке, ребятушки...

Миф второй. Мэрилин Мэнсон - гомосексуалист (активный, пассивный, неправильный, зоофил, геронтофил, занимается любовью с овощами и тапочками…).

Ну, во-первых, если и так, то зачем в колокола бить? Целая толпа великих музыкантов любила себе подобных, упрекнуть можно разве только старину Фредди Меркьюри, который так обидно и некстати ушел… Но, к сожалению для предвкушающих и пускающих вязкую слюну чувствительных мальчиков-сатанистов, вынуждены опровергнуть и эту легенду. Мэрилин (или тут уместнее Брайан?), между прочим, практически женат и уже давно и не формально обручен с актрисой Rose McGowan. Он сделал ей предложение, когда они вдвоем мылись в ванной (вот вам и опровержение еще одного родительско-панковского мифа о том, что Мэнсон никогда не моется), а позже снялся в эпизоде в одном из ее фильмов "The Jawbreaker", согласившись даже нацепить усики, вопреки имиджу "секс-символа смерти"(кстати, в сем эпизоде Мэрилин занимается вроде как совокуплением под песню - страшно подумать - SCORPIONS "Rock You Like A Hurricane"). Насчет невестушки он считает, что оба они - совершенно безумны, непременно моногамны и у обоих было ужасное детство. "Она очень умная и прикольная. И очень яркая как личность. Некоторым она показалась бы сумасшедшей, а я думаю, что она просто такая яркая…" В чем-то Мэрилин считает себя романтиком (или он им со временем стал? Во всяком случае, "Last Day On Earth", "Coma White" и "Fundamentally Loathsome" - одни из красивейших баллад о любви - невротической, болезненной, остро и режуще ощущаемой, но все-таки гетеросексуальной), правда, не в банальном смысле этого слова: "Мне нравится делать необычные вещи для тех, кого я люблю. Я люблю приводить их в необычные места. Конечно, это будет больше похоже на фильм ужасов, чем на романтическую поэму, но все же…"

У кого-то возник вопрос на тему: а почему же Мэнсон в клипе "Dope Hat" с гитаристом своим, самым мерзким, который на Лолиту мужеского пола похож, целовался? Ну что ж, это ведь лирический герой, правильно? А если вы не отличаете автора от лирического героя, опасайтесь раздвоения сознания и нарушения восприятия.

Миф третий. Мэнсон развращает детей (истязает их, записывает акты содомии на пленку и крутит ее во время обеда, убивает младенцев забавы и пищи ради, мечтает о массовом самоубийстве всех до одного своих фанатов, особенно маленьких…).

Даниил Хармс - вот кто ненавидел детей, призывал к зверскому их истреблению, уничтожал их полчищами своим гениальным пером. Но Хармса почему-то любят, выкопали из кладезя забвения, восхищаются: писал-то хорошо!

Мэнсон же вроде в нормальной (исключая деда-эксгибициониста) семье рос, сейчас финансово обеспечивает родителей, причем мамаша его вроде даже как одобряет творчество сына, разве что не понимает его, что, впрочем, старушке простительно. Поэтому неудивительно, что перспектива заиметь когда-нибудь детишек Мэрилина очень даже веселит и радует (в клипе "Man That You Fear" он, например, оказался в роли отца, мужа, ангела и дьявола одновременно), разве что его волнует проблема их воспитания (особенно касательно интеллектуального развития, но развратом это даже в похмельной угрюмости не назовешь…). Детки-фанаты, истязающие себя во имя неправильно истолкованной музыки, его только пугают, злят и раздражают. Он их считает просто глупенькими и до него не доросшими. Винит же он в развращении детей их родителей и Америку с ее биг-маками, кока-колами и куклами Барби. "Если бы родители тратили больше времени на то, чтобы научить детей понимать и ценить искусство и музыку, понимать, что хорошо, а что плохо, это было бы гораздо полезнее. Мое послание родителям - воспитайте своих детей лучше, иначе я это сделаю вместо вас." Он завидует детям из-за из чистого и непосредственного восприятия мира и их мощного воображения, посему и сам мечтает о том, чтобы снова стать невинным и чистеньким, непорочным и крылатым. "Я думаю, дети - это просто волшебные существа, потому что они осознают силу своего разума и еще не загрязнили свой мозг телевидением" (кстати, это ангельское желание чистоты подробно изложено в таком грязном на вид альбоме "Antichrist Superstar"). От своих же детей Мэрилин обещает не скрывать ничего. И музыкой, по его словам, всю жизнь заниматься он не будет, так что времени на отцовство у него будет предостаточно.

Миф четвертый. Мэнсон - фашист (расист, убийца негров и армян, внебрачный сын Чарльза Мэнсона и Евы Браун…).

Увы, но дискриминацию мистер Мэнсон если и признает, то только по интеллектуальному признаку. "Глупые люди не должны размножаться. Я считаю, всем надо проходить тест на IQ перед тем, как заводить детей. Вы же сдаете тест на вождение автомобиля и на поступление в колледж. А почему бы вам не протестироваться до того, как дать жизнь ребенку? Когда я стану президентом, это будет первым законом, который я введу." В принципе, логичная мысль. Генофонд - это вам не крестики-нолики.

Насчет расизма Мэрилин постоянно орет, что ему плевать, какого вы цвета, хоть фиолетового, лишь бы личностью были. Веру американцев в своих героев и свою напомаженную мечту он считает настоящим фашизмом, а если кто и усмотрит в его шоу элементы фашизма, ничего не поделаешь - ваши проблемы, "…это находилось в вас, это ваше открытие себя. А мы же для этого и стараемся". А что до Ницше, так правильно, умный человек был, никто не виноват, что его так издевательски извратили до полной потери истинного смысла. Так что "Зиг хайль" не спешите выкрикивать, не к месту-времени оно…

Миф пятый. Мэрилин удалил себе два ребра, чтобы самому себе делать…ну…скажем, определенную интимную услугу.

Полная чушь. Во-первых, что касается услуг, у Мэнсона есть жена, во-вторых, касательно ребер - это делу не поможет, тут спортом надо заниматься. А спорт Мэрилин, по многочисленным признаниям, терпеть не может. Так что извиняйте, если что, сами понимаете - экстремал он, конечно, известный, но не в ущерб же себе самому…

Миф шестой. Мэрилин Мэнсон ненавидит все существующее (несуществующее, претендующее на существование, существующее в воображении и существовать вообще не намеренное, жизнь, цветы, солнце, людей, животных, птиц…).

Касательно людей - в чем-то это правда. Зато Мэнсон претендует на роль спасителя, а спасать без любви нельзя. Срабатывает у бедняги уверенность в том, что изначальная природа человека - зло, от которого (клин клином) агрессией нужно и спасаться. Касательно же ненависти - Мэнсон ненавидит слабость, зависимость (любую), курящих людей (вот! Вот истина! Бурные аплодисменты), потому что с ними трудно общаться - дымят и смотрятся глупо, наркоманов (слабые и бесполезные), телевидение (ясное дело), спорт (когда пухленькие поп-корновые американцы алчно обсасывают его у телевизоров по выходным) и Америку (которую, по его словам, все же любит так). Тем не менее, по его мнению, любовь - то же самое, что и ненависть, а понятие противоположное любви - безразличие. Если он поет о том, что ему не безразлично, значит, он не может быть не заинтересованным в улучшении порядка вещей. "Я не безэмоциональный, я просто умею не зависеть от любви или ненависти". А что до мрачноватости музыки - Мэнсон претендует только на звание отражателя общественного сознания, а ежели в зеркале рожа крива или вообще оттуда темнота зловеще ухмыляется, то сами знаете, на что пенять…

Помимо всего, некоторые вещи он все же любит - например, стильную одежду и хорошие фильмы (Оливер Стоун или Дэвид Линч), умных и интересных людей, рок-музыку (классика, хипповские годы и прочее…), рисовать портреты друзей акварелью (неплохо получается, я бы сказала, в чем-то гениально), сочинять стихи и прозу (вот, книгу на днях издал, про дорогу из ада, почитайте на досуге). Животных он тоже любит, голубей вживую вроде как не глотал (это еще Оззи приписывалось, хотя он мертвой птичке шутки ради головушку и правда откусил), а раз даже рептилию спас. Было это так: ехал как-то в гости к другу на своей машине и змеюшку ему в подарок вез. Автомобиль по пути издох, загорелся, тормоза не сработали… Испуганный Мэрилин вырулил на обочину, во что-то врезался и в последний миг перед тотальным возгоранием сатанинского транспорта выскочил, успев схватить бедную змейку, рискуя жизнью ради крошечной бессловесной животинки… Так и стоял у обочины, со змеею в руках, на пожар глядел и клялся-божился, что больше за руль не сядет. И не сел. Мэнсоны тоже испытывают страх.

"Внутри я очень ранимый. И еще я очень стеснительный", - приоткрывается Мэрилин. В это с легкостью верится, учитывая визжаще-экстравагантную ранимость его музыки, которую, кстати, можно либо любить, либо ненавидеть. Это имя у него такое: черное - белое, жизнь-смерть, любовь-ненависть, мэрилин- мэнсон - точнейшее отражение иллюзорной дуалистичности бытия.

Миф седьмой. Мэнсон пропагандирует наркотики (жрет LSD целыми альбомами для марок, сидит на героине, подсаживает детей на иглу, рассыпает со сцены кокаиновый снег, по шею зарос каннабисом…).

И это, увы, неправда. Песен о наркотиках у группы много, но наркотиками в них считается все то, что мешает личности себя реализовать, притягивает и убивает зависимостью, порождает искусственные ощущения (музыка, кстати, тоже может быть наркотиком и диктовать вам любое поведение, вплоть до самоубийства).Тут и трогательное отношение к 60-м ("Тогда наркотики использовали для того, чтобы куда-то попасть и что-то найти, а сейчас - чтобы откуда-то уйти и что-то потерять"), когда расширение сознания было не маской зависимости, а попыткой прорваться на Ту Сторону, где все вещи такие, какими они являются в действительности. Учитывая неприязнь Мэнсона к тем, кто не умеет себя контролировать, пропаганда наркотиков с его стороны выглядит как-то неуместно.(Берроуза почитайте, только, боже упаси, Уильяма, а не того, кто "Тарзана" написал…). А если клипы у него глючные, так это же и хорошо: и "улетаешь", и здоровье не гробишь. Тут ясно, что без наркотиков можно зайти гораздо дальше, чем с ними. Сам Мэнсон, говорите, кокаином увлекался и даже в прессе это декламировал? Во-первых, это было давно и в меру, а во-вторых, на то он и рок-н-ролл, чтобы вмещать всяческий experience… Все хорошие музыканты жрали всяческие колесики-квадратики, даже битлы великопресвятые не исключение, благодарите лизергиновую кислоту за "Сержанта Пеппера" и "Полет над гнездом кукушки"… "Это - часть рок-н-ролла. Нет ничего страшного, если с помощью наркотиков ты учишься. Страшно, когда ты себя уже не контролируешь…" А кокаином со сцены швыряться - что они вам, миллионеры?

Миф восьмой. Мэрилин Мэнсон - это не рок-н-ролл (индастриэл, готик-рок, дэс-метал, альтернатив, сатанинская музыка для черных месс, непонятный грохот…).

Тут уж извините, это фанаты напутали: любит народ все в рамочки впихивать ("неважно, как они тебя любят, им все равно подавай трагедию", - с грустью говорит Мэрилин). Все шоу группы на самом деле - смесь древней рок-н-ролльной классики с экстравагантной современной жестокостью и уродством. Это - уже подзабытый протест против реальности, любым путем, пусть и через шок, но - достучаться до вашего мозга. Вспомните и гильотины Элиса Купера, и глэмовые масочки KISS, и старину Bowie, и Оззи Осборна с крестами окровавленными… "А песня "Rock Is Dead?" - воскричите вы в упадке духа, и герой сего трактата вам ответствует: "Да вы что? Это же сарказм, ведь песня вся… такая рок-н-ролльная. Музыкально она похожа на (ага! Сплагиатствовал, да еще и признается!!! - Прим. авт.) "School\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Out" Элиса Купера и "Passenger" Игги Попа и еще немножко на Боуи - "Jean Genie". Я использовал все эти глэм-рок-песни, чтобы сказать: рок не умер. А вообще… вся идея рока…все ведь исчерпано, вы, конечно, можете что-то реанимировать, то, что уже прошло и погибло… И получается, что рок на сегодняшний день в чем-то зомби… Нового Леннона уже никогда не будет".

И не надо. Уникальность есть спасение. Сам Мэнсон признает своими учителями и KISS и даже BEATLES (цитаты из песен "Come Together" и "Helter Skelter" вы можете, если найдете источник, услышать в одной из песен его первой группы SPOOKY KIDS, позже ставшей песней "My Monkey" - кстати, название битловское признаете, про обезьянку-то? Вот вам и дэз-дум-готик…), и Джимми Моррисона (манера общения с аудиторией и наркотические байки со сцены в толпу - это от него. Его рок-н-ролл не такой мягко-развлекательный, как это принято в стилистике, скажем, брит-попа, это нечто сумбурное, неровное и жесткое, как это было тогда, когда еще не придумали СПИДа и Интернета. Это не ответы на вопросы, которых нет (это было бы слишком просто), это вопросы, на которые вы сами должны найти ответ. Ссылок на классику еще много, но это - тема для отдельного исследования.

Миф девятый. Мэнсон поисписался (больше ничего не выпустит, потерял вдохновение, разучился петь, ушел в монастырь, купил джинсы и подстригся наголо, устроился работать няней в детский лагерь…).

Это даже не миф, а глупый слух, диверсия, ложь и провокация. В ноябре 1999-го вышел ошеломительный концертный альбом "Last Tour On Earth", сравнимый разве что с DOORS "Absolutely Live". Да еще и с бонус-диском и потрясающе трогательным акустическим блюзиком "Rose And A Baby Ruth". И еще сборник видеоклипов неприличных, но красивых. Мало того, весной, когда будут зеленеть поля и цвести сады, Мэнсон снизойдет падшим ангелом в виде нового альбома. Кажется, он будет называться "Т.В.А." (видимо, чтоб каждый мог расшифровать это по-своему, как душа пожелает) и соединит в себе мрачную торжественность "Antichrist Superstar" и искрящуюся глэмовость и мелодичность "Mechanical Animals". Продолжив теорию Мэнсона о том, что первый из вышеупомянутых альбомов - история ангела и его падения на землю, а второй - это то, что ты пытаешься делать уже после падения, чтобы выжить, стоит предположить, что новый альбом будет подразумевать некое вознесение или долгожданное постижение Чистого Восприятия. Доживем - услышим.

И напоследок - если вы, убедившись в порочности мифов, поверили в то, что стать Мэнсоном может каждый, учтите, что для начала вам, как Мэнсону, придется стать музыкальным журналистом (нам тут даже как-то повезло, наверное…). И если когда-нибудь вам доведется интервьюировать Мэрилина, первый вопрос задаст он, так как спрашивает это почти у всех журналистов: "А вы назовите хотя бы три песни из моего последнего альбома." И если не назовете, он очень сильно обидится и уже никогда с вами говорить не будет. И еще одним неправильным мифом станет больше. Посему слушайте, господа, а потом уж обвиняйте или любите - дело за вами.

P.S. Если ваша мама по-прежнему ненавидит Мэрилина Мэнсона, покажите ей нашу газету - мало ли что, вдруг мы и ее спасем.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 50 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета