Жуткий Лазер Это кто?
C группой ЖУТКИЙ ЛАЗЕР мы встретились в техно-хаус-кафе "Баклажан". Нарушая все законы журналистской этики, я опоздал почти на полчаса и встретил DJ Слона и Леху-Техника увлеченно играющими в бильярд, который в "Баклажане" раздают бесплатно. Тем не менее ребята, сами пришедшие не намного раньше, охотно ответили на все мои вопросы, хотя киев из рук так ни разу и не выпустили...
- ЖУТКИЙ ЛАЗЕР мало известен в широких кругах. Да и в узких вряд ли кто похвастается энциклопедическими знаниями о вас. Давайте приоткроем архивы...
С: Стало быть, краткая историческая справка. Группа образовалась в ноябре 95-го года, и первичным составом был DJ Слон и DJ Демидов. Но ничего путного из этого не получилось по причине того, что два человека просто-напросто не сработались: один хочет одно, другой - совершенно другое, так часто бывает. Затем у ЖЛ (уже один Слон) было несколько концертов с участием Вовы ПСП, в частности в "Норе". А в 97-м году, уже на "Радио Порт-FM", мы пересеклись с Лехой и начали вместе делать музыку, после чего группа резко пошла по нарастающей - стало появляться много хороших, действительно оригинальных и неповторимых треков.
- А почему у вас такое название?
С: Просто какое-то время назад я общался со многими лазерщиками города. Так вот, каждый лазерщик может тебе рассказать такую историю. Лазер, перед тем как расщепиться, идет одним лучом. И очень много дадонов суют глаза в этот нерасщепленный луч, просто из любпытства, и, естественно, сжигают себе сетчатку. Вот отсюда и название.
- А музыка у вас тоже жуткая?
Л: Да ну, брось ты...
С: В самом начале это было техно. Но от него мы вскоре отошли и сейчас работаем над новым звучанием в электронной музыке, совсем новым. Старое мы оставляем позади, пытаемся использовать нестандартные подходы и находимся в состоянии постоянного поиска. Конкретных стилей, в которых мы работаем, нету. Хардкор, хардтехно, techstep - что нам нравится, то мы и делаем. И ambient, и electro, ну и grasshop. Лично у нас наша музыка ассоциируется с разными механизмами, с большим городом. И в то же время это музыка неживых субстанций.
- То ли я уши плохо мыл, то ли ты сказал какое-то неведомое мне доселе слово...
С: Ну да, grasshop - это новый стиль, который мы придумали совместно с Вовой PCP. Вернее, не придумали, а открыли. Конечно, это звучит нескромно, но так оно и есть. Щас ты, конечно, спросишь, что мы это такое напридумывали. Объясняю популярно: grass - трава, hop - прыжок... получились травяные прыжки... Название говорит само за себя. Концепция стиля такова, что это музыка для open air\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ов.
- А вы не собираетесь переносить ваше открытие на более изведанную почву, делая ремиксы?
Л: Нет, ремиксы - это совершенно не для нас. Зачем, когда и у самих идей хватает.
- И когда же можно будет купить это "чудо"?
С: Первые вещи выйдут только в сентябре. Это будет компиляция "Underground Experience", и на ней будут три наших трека. Позже несколько композиций выйдет на виниле, тоже на UE. Вообще-то сделанных песен у нас очень много, но задумок еще больше...
- Песен? А кто тогда на вокале?
Л: Кто поет? То Олег поет, то я. Но это вокал, конечно, не в эстрадном представлениии, а засэмплированные отрывки.
- Вы пользуетесь сэмплерами? На чем вы вообще пишете?
- Л: Вся наша музыка - компьютерная. Из софта мы используем и Cubase, и Sound Forge, и Digital Tracker - что есть под рукой, то и используем, ничего нет постоянного. Как только появляется какая-то новая версия, мы на нее переходим и особенных проблем с овладением программ не имеем, все музыкальные проги ведь чем-то похожи. А еще у нас есть такой синтезатор "Поливокс" - русский, но тем не менее очень классный!
- Гуляя по Интернету, я обнаружил очень много непрофессиональной музыки, сделанной любителями на своих "домашних" компьютерах с использованием программ-треккеров. Как вы думаете, реально ли на таком оборудовании написать стоящие песни и продвинуть это дальше своего сайта?
Л: Конечно, реально! Мы ведь тоже не брезгуем треккерами. То, на чем сделано, не столь важно. Важна сама музыка - лишь бы она была необычна, оригинальна, интересна. Не зря же в Японии существует такой лейбл, который издает на виниле только творения треккерщиков. И по качеству эта музыка совсем не отличается от продукции профессиональных исполнителей.
- А вы-то сами где пишете? У вас есть студия?
Л: Своей студии у нас нет, но мастеринг, сведение и всю завершающую работу мы делаем на студии у друзей. Основную же работу мы делаем дома. Сидим вместе за техникой, кто-то напишет один кусок, кто-то следующий, все возникает спонтанно.
- А не бывает драк на производстве, когда каждый тянет одеяло на себя?
С: Да нет, у нас все мирно. К тому же положение обязывает, мы ведь родственники...
-???
С: Ну да... мы четвероюродные братья. Конечно, это седьмая вода на киселе, но тем не менее... Просто наши родители - родственники в третьем поколении. На самом деле родной крови нет ни капли, но все-таки мы родня, и это к чему-то обязывает. Может, поэтому у нас в группе некий симбиоз: один другого дополняет.
- А сами какую музыку слушаете?
С: Мы слушаем прежде всего МУЗЫКУ! Если перечислять все хорошие команды, этак никакой пленки не хватит.
Л: Чтобы было понятно, у меня один из любимых лейблов... ну, скажем, Warp.
С: А я люблю классическую музыку. Все то, что несет в себе какие-то депрессивные и коматозные мотивы, это мое. А, как известно, самый коматозный классик - это Бах.
- Видимо, есть музыкальное образование?
С: Три месяца на баян ходил.
Л: А я в музыкальной школе два года на скрипке играл.
С: Так что база у нас есть.
- А с кем, кроме PCP, вы сотрудничаете?
Л: Ну, это прежде всего группы Р.М.У., БРУТАЛЬНЫЙ СНОБИТ, а еще DJ Кислоид.
- Вы существуете с 95-го года. Где успели засветиться за это время?
С: Самая крупная акция, где мы играли, это прошедший недавно (25 июля) Техно-Джангл. Еще мы бывали в "Тоннеле" (тут все дружно всплакнули), "Норе", "Грибоедове", "Кобольд-проходе", клубе "Ten". Также бывали в Риге. Но активную гастрольную деятельность мы пока не ведем. Довольно часто играли на "Порт-FM", в программе "Деформированный бред". Не скучаем, одним словом.
- Где вы предпочитаете отдыхать?
С: Ну, танцевать мы не умеем, это у нас Кефир - преподаватель танцев. А отдыхаем в "Тоннеле" (еще раз всплакнули)... до сих пор. Еще любим бывать на природе, за городом, вот были на Ибице три дня. В каждом дворе клубы, рэйв из ста диск-жокеев, красивые люди...
- В Питере тоже довольно много красивой молодежи, но, к сожалению, они воспитываются на скорее всего неприемлемой для вас культуре. Это коммерческие клубы, коммерческая музыка, коммерческие ди-джеи, коммерческие радиостанции и т.д.
С: Плохо, конечно, что так, но мне это все равно. У нас свободная страна, и каждый волен делать и слушать то, что ему заблагорассудится.
Л: Мы не собираемся лезть в учителя, все делаем в свое удовольствие.
- А как вы думаете, существует ли в нашем городе достаточно большое количество людей, которые слушали бы вашу музыку, понимали ее? Может, ваш труд окажется невостребованным?
Л: Если честно, мы не задавались этим вопросом, и о контингенте сейчас говорить очень сложно.
С: Мы же делаем это не для большой аудитории, не какую-то эксклюзивную музыку, а ту, которая у нас получается и которая нам нравится. А еще мы не стараемся ее подороже продать, иначе делали бы совершенно другое.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 1999 год в рубрике музыкальная газета