Толкачев, Кирилл Американская история sХe
Единственной молодежной контркультурой, отрицающей употребление алкоголя, табака, наркотиков и случайные половые связи, является стрэйт-эйдж - порождение американской хардкор-панковской сцены, в которую заложены определенные жизненные принципы, самый главный из которых - самоконтроль. С Кириллом Толкачевым, вокалистом московских групп В-67 и ТРИ КРЕСТА, я встречаюсь в основном на различных экологических и некоммерческих фестивалях. Те, кто был на фестивале "Nuclear Free Land" на Минском море в 1998 году, возможно, помнят энергичное выступление московской группы SKY GRAIN, в которой Кирилл был вокалистом. Его, как человека, уже несколько лет придерживающегося sXe-принципов, я и попросила рассказать, что такое стрэйт-эйдж.
- Кирилл, скажи мне как стрэйт-эйджер стрэйт-эйджеру, с чего все началось?
- Стрэйт-эйдж можно вольно перевести как "трезвый путь". Возник этот стиль в Америке, где по закону запрещается продавать алкоголь людям до 21 года. Соответственно в клубах лицам, не достигшим этого возраста, на руке рисуют крест, и в баре спиртное им не продают. В начале 80-х по крайней мере так было. А стрэйт-эйджеры сознательно рисовали кресты с тем, чтобы показать отказ от алкоголя, и это стало их отличительным знаком. Основной принцип sXe - это самоконтроль и сознательный отказ от алкоголя, табака, то есть легальной отравы, и нелегальной отравы - наркотиков. Вегетарианство тогда еще не было составляющей sXe, и, в принципе, не является главной составляющей. В начале 80-х в Вашингтоне появилась группа TEEN IDLES, в которой вокалистом был Йэн Маккей, нынешний лидер FUGAZI. Он-то и считается основателем стиля. Потом Маккей пел в группе MINOR THREAT, с которой все, в общем-то, и началось. И получило практически сразу же большое распространение. Звучало как олд-скул хард-кор и было злее, быстрее и агрессивнее, чем панк. Стрэйт-эйджеры были настолько же политически активны, как многие панки того времени, но они вынесли во главу угла позитивность и, соответственно, трезвое отношение к своей деятельности.
- Я читала, что сейчас Маккей отрицает то, что он является частью движения sXe. Может быть, это потому, что движение превратилось не в то, во что он вкладывал смысл, и опопсело?
- Я не думаю, чтобы Йэн Маккей был против того, что движение sXe становилось популярным. Сейчас, когда ему задают вопросы, как он относится к тому, что эти идеи стали развиваться широко, многие люди стали называть себя стрэйт-эйджерами, Маккей говорит, что, когда он пел "У меня есть прямой путь", то он больше имел в виду личный выбор каждого человека. Если ты сам для себя выбираешь, тогда это правильно. Если это просто как принятие какой-то субкультуры, то я не думаю, что это надолго и честно.
В середине 80-х появилась группа YOUTH OF TODAY, которая стала культом для стрэйт-эйджеров, и они начали активно внедрять идею вегетарианства среди прочих положений sXe. В начале 90-х звучание стало более металлизированное, тяжелое, а не олд-скул, как было раньше. EARTH CRISIS - самая известная из групп того периода.
Где-то в начале 90-х, когда появилась группа SHELTER, в среду sXe проникли кришнаиты. SHELTER считается первой группой, в составе которой были кришнаиты, а именно вокалист. Кришнаитам было достаточно легко заполучить в свою религию стрэйт-эйджеров, поскольку все было достаточно близко, не надо было обращать людей во все те основополагающие, такие как отказ от наркотиков, мяса. Массовое вступление стрэйт-эйджеров в кришнаиты началось именно с появлением группы SHELTER. Появился также веган-sXe. Веганизм - это полный отказ от продуктов животного происхождения - молочных и меда и считается дальнейшим шагом самосовершенствования. Веган-sXe-группы играют в основном музыку тяжелую, мощную и металлизированную. Существуют еще милитант-команды, или хард-лайн-движения. Под хард-лайном понимается такое движение стрэйт-эйджеров, где наблюдается абсолютная нетерпимость ко всем проявлениям в других людях вредных привычек и оправдывается употребление силы по отношению к, по их мнению, несознательным людям. Это движение связано и стыкуется с позициями ALF - Animal Liberation Front (Фронт освобождения животных). Они взяли себе на вооружение принципы вроде того, что "мы насильно сделаем вас счастливыми". Такой тактики придерживается радикальное крыло ALF.
Кроме того, есть группы, которые участвуют в концертах экологических организаций, например Seal Shalter (защита китов) и Earth First! (Земля прежде всего), деньги от которых идут в помощь этим организациям. То есть стиль sXe выходят за грани музыки и уделяет внимание другим проблемам. sXe - это выбор человеком некоторых принципов, и это осознанное и серьезное решение. Кришнаит, к примеру, когда отказывается от вредных привычек, он подводит свои принципы под религию. То, что делает стрэйт-эйджер, он делает исключительно для себя, но сознавая, что это может приносить пользу и другим. И я не вижу связи панк-рокерства, изначально анархического, с религиозными догматами.
- Значит, недостаточно не пить, не курить, не употреблять наркотиков, чтобы быть стрэйт-эйджером?
- sXe - это порождение хардкоровой и панковской сцены. Человек, который сам по себе трезвенник, не курит, не ест мяса и никогда не слышал, что есть такой стрэйт-эйдж, - не стрэйт-эйджер. Стрэйт-эйдж - это субкультурная вещь.
- Как ты узнал о sXe? Как это вообще докатилось до России?
- В России, а именно в Москве, первые стрэйт-эйджеры появились в начале 90-х. Немногочисленная была в Москве хардкоровая тусовка. И как-то в 92-м, 93-м году стали активно появляться новые люди. Были также люди (очень мало в то время), которые ездили за границу. Например, парень Женя, у которого родители были достаточно богатенькие, ездил в Штаты. Женя и привез оттуда первые в Москве записи sXe-групп GORILLA BISCUITS, SIDE BY SIDE…
- Как в Москве обстоит дело с sXe-сценой?
- Первой стрэйт-эйдж-группой в Москве была группа STEP BACK. Успела сыграть только один концерт, поэтому о ней писать много не стоит. Следующими, в 1995 году, были SKY GRAIN (Кирилл являлся вокалистом этих двух групп. - Н.П.). Просуществовали SKY GRAIN до 1998 года. Я не могу назвать нас sXe-группой, так как мы периодически брали сессионного музыканта, который не был стрэйт-эйджером. Потом он уходил, мы опять были sXe-группой. Особо-то и текстов стрэйт-эйджеровских у нас не было. В-67 - sXe-группа, и песни там - стрэйт-эйджеровские.
- Расскажи о вашем участии в фестивале "Учитесь плавать". Я слышала, что вам что-то не понравилось.
- Рассказываю. Фестиваль "Учитесь плавать. Урок 2". Год 1997-й. Как раз приезжал Генри Роллинз в Москву и сказал Скляру: "Ты знаешь, это ведь я стрэйт-эйдж придумал". У Скляра появилась аналогичная мысль. И так получилось, что стрэйт-эйдж придумали Генри Роллинз и Саша Скляр. А тут еще оказалось, что есть какие-то стрэйт-эйджеры в Москве, здорово. Мы со своей стороны думали, послушав первый урок "Учитесь плавать", - галимо, motherfucker. Все группы какие-то - одна на другой сидит и руками машет. Но решили: ладно, сыграем, если уж действительно хотят андерграундных дел. Второй урок для меня до сих пор остается наилучшим. Не из-за того, что мы там были, а из-за того, что широкий спектр был всех - панк-рокеры, ХИМЕРА, ZDOB SI ZDUB, ТАРАКАНЫ! и так далее. После фестиваля появились новые люди, которые стали называть себя стрэйт-эйджерами, ничего не зная о sXe.
"Я думаю, что стрэйт-эйдж не привьется на нашей почве, которая очень глубоко замешана на алкогольной культуре. Я очень сочувствую и поддерживаю стрэйт-эйдж. Но думаю, что у нас должен быть свой, русский стрэйт-эйдж, чтобы можно было водочки бухнуть". Вот это русский стрэйт-эйдж, который придумал Саша Скляр. Когда "стрэйт-эйджер" может сказать себе: "Я не пью и не курю. Ну, курю, но иногда, иногда. Пью, но только по праздникам".
- Большой урон нанес Александр Скляр имиджу sXe?
- В определенном смысле я даже благодарен Скляру, что он начал об этом говорить, но, с другой стороны, за что я ему совсем не благодарен, что он стал об этом говорить профанаторски.
- У тебя есть еще один проект - ТРИ КРЕСТА. Название явно указывает на стиль. Стрэйт-эйдж?
- На самом деле немного глупо так называть группу, это то же самое, что металлическую группу назвать 666. ХХХ-ми можно назвать все маргинальное, порно то же самое, что-то закрытое. В ТРЕХ КРЕСТАХ больше экспериментов со звуком и всего остального, а В-67 - это олд-скул, брутальный хардкор.
- Тяжело быть стрэйт-эйджером в России?
- Тяжело быть стрэйт-эйджером везде. Особенно там, где нет второго стрэйт-эйджера. Поэтому в провинции многие стрэйт-эйджеры тянутся к кришнаитам. Ведь всегда легче бороться, когда знаешь, что ты не один.
- Часто надоедают с вопросами: почему не пьешь, мясо не ешь?
- Можно ведь найти простое объяснение. Предлагают тебе выпить, ты говоришь: "Я не пью". - "А почему?". - "А не хочу". - "Ну выпей". "А не буду". Все зависит от того, как жестко ты это сказал. Но показывать, что ты лучше других, потому что не пьешь, это тоже неправильно.
- Легко ли было порвать с привычками?
- До этого я и так уже отказался от алкоголя, не курил, поэтому мне стать стрэйт-эйджером было всего ничего. Мясо я ел и даже спорил с вегетарианцами. Поэтому сейчас я никакой риторики по поводу вегетарианства не развожу. Вот как я для себя это определяю - как нельзя излечиться от наркомании, например. То есть человеку, даже если он излечился, приходится держать себя в руках, чтобы отказываться. То же самое, что я вот уже долгое время вегетарианец, но периодически я представляю сосиски в голове, я сглатываю слюну, я могу представить, что я ем. Но в то же время я держу себя в руках. Это исключительно мое личное отношение, поэтому я не буду никому вталкивать, заставлять кого-то становиться вегетарианцем. Это должно быть только личное решение.
- Алкоголизм - это просто болезнь нашего времени, поразившая многих музыкантов. Как тебе удалось избежать этого?
- В какой-то момент, особенно после окончания школы, осознается какая-то бесцельность любого действия. Или, например, ты работаешь и осознаешь бесцельность своей работы. Не то чтобы тебе не нравится то, что делаешь, - просто смысла не видишь. То же самое, если ты пьешь, и после какого-то случая ты понимаешь, что в этом нет ни удовольствия, ни цели, и даже причины нету реальной, кроме той, что ты хочешь посидеть в компании или чтобы не быть одному. Осознание этой бесцельности и является поводом остановиться.
- Еще одна чума нашего века - фашизм. Как с ним-то быть, как бороться?
- Я считаю, что информация - самый лучший метод. Распространение антифашистской литературы, например. Но тут тоже есть спорные моменты. С одной стороны, ты не можешь быть за свободу для всех и быть против свободы слова фашистов. Если ты имеешь право на распространение антифашистской информации, то и фашисты имеют такое же право. Другое дело, если человек в майке white power начинает приставать к негру - подходишь и вмешиваешься. Вот о чем речь. Главное не перейти ту грань, где заканчивается твоя свобода и начинается свобода другого человека. Этот анархический принцип очень верен в своей основе. Но немногие ему следуют, к сожалению.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 1999 год в рубрике музыкальная газета