Чижов, Виталий
Друзья, прекрасен наш “Союз”


Виталий Чижов из тех людей, с кем я не просто приятно провожу время в деловом/рабочем общении иль праздности, но это и тот человек, благодаря которому в белорусской музыке время от времени что-то такое-этакое происходит. Он стоял у истоков создания белорусского клубного музыкального движения, он один из первых, кто стал бороться за авторские права на территории Беларуси, не работая при этом в государственной структуре. Он везде первый - вот какая, видимо, его самая главная черта характера. Первые, бывает, и проигрывают, но чаще - побеждают.

…Диктофон хандрил, на улице мокрый снег портил меховые шапки и шубы, мы пили с Виталием чай в офисе белорусского представительства российского издательства "Союз", главой которого г-н Чижов и является.

Как Виталий пообещал "Музыкальной газете" никогда больше не заниматься в Минске клубами и слово свое сдержал…

…Я тебе сдуру все это сказал. А когда прочитал в газете, что тебе наговорил, то решил не отступать от своего слова, а так после "Луча" я, может, чего-нибудь и сотворил еще. Считай, что ты меня благословил в новый путь…

Когда мы с тобой тогда общались, уже был подписан контракт "Союза" с вновь созданной в Минске фирмой "Музыкальные издания", согласно которому защищать права тех авторов, что значатся в каталоге "Союза", на территории Беларуси будет она. Но как-то мы вяло взялись за это: хотя в теории все было хорошо - вот авторские, вот те, кому они принадлежат, вот конкретные люди, которые должны получать деньги, вроде есть закон, - на практике все вышло сложнее. За год мы набрали еще каких-то прав, типа НААП, АРС, Джем, кинулись в разные стороны. И пока мы так раскидывались, выяснилось, что у меня и у главы "Изданий" Василия Шугалея разные взгляды на методику сбора авторских. То, что предлагал он на определенном этапе, было похоже на рэкет…

Сбор авторских вознаграждений по-белорусски - есть банальный рэкет…

…Это можно назвать по-разному. Можно в том числе назвать "выбиванием денег". Это деньги наших авторов, которые написали произведения, и по закону, и по-человечески они должны получить за свой труд некую сумму. Но вопрос вопросов - как мы должны защищать права авторов? Если законом предусмотрены совершенно конкретные механизмы сбора (это сделано достаточно корректно), значит, надо неукоснительно следовать букве закона. Я с самого начала стою на такой позиции. Общие суды, хозяйственные суды, прокуратура, милиция - вот те способы, которые мы используем в борьбе за права наших авторов, если ситуация того требует. А есть такая позиция: когда приходят люди в торговую точку, говорят, что каждая первая ваша кассета контрафактная, дайте, мол, нам столько-то денег - и мы забудем обо всех ваших грешках. Я категорически против такого подхода! Это мало того, что незаконно, это порождает и лелеет беззаконие! В результате и деньги, изъятые таким способом, идут не авторам, а себе в карман.

Пираты общегосударственного значения…

…Мы нашли для таких производителей определение - пираты с человеческим лицом. Вернуть ситуацию в рамки правового поля с ними в ближайшее время все равно не удастся, ну реалии таковы, господи! Причин много, начиная от инертности мышления и заканчивая пробелами в законодательстве. Допустим, компания "Vigma". Если мы сейчас навалимся на нее, используя все данные нам законом средства, то мы просто задавим ее, разорим. И место пирата вменяемого, у которого есть желание работать законно, но которому нужен для этого переходный период, чтобы "очистить" хотя бы часть своего ассортимента и спустя какое-то время прийти полностью к легальному бизнесу, займет совершенно отвязанный импортер, заваливающий рынок контрафактной продукцией.

Основные белорусские производители - люди вменяемые, люди образованные, сделавшие свой бизнес, и одной-двух бесед для них достаточно. Много времени уходило как раз на нелегальных импортеров, но и среди них есть люди, которые просто не знают, что они нарушают законы.

Паном больше…

…К тому времени, как я ушел из "Музыкальных изданий" и позже пришел в ПанРекордз, эта компания отобрала у нас каталог "Союза". Самым важным для меня на тот момент было сохранение непрерывности процесса сбора вознаграждений, который я проводил, находясь в "Изданиях". Именно в Пане я реализовал то, что начинал реализовывать в "Музыкальных изданиях" и что к моменту моего ухода оттуда оказалось развалено. Там не осталось ни одного автора, они все очутились где-то! Нельзя было терпеть такую сумятицу - сегодня мы платим, завтра - нет, так как нет правообладателя, - наблюдать ее, мне было важно восстановить и продолжить работу с производителями. С моим приходом в Пан я сказал этим людям: все нормально, права были тут, теперь они здесь. Все это сказалось на сознании производителей только в лучшую сторону, они поняли: права - это тот же товар, он сегодня мог быть у одного, завтра - у другого. Может, это и не идеальный вариант, даже наверняка, но так можно работать, и мы доказали это своей работой. Очень важный момент.

В ПанРекордз я возглавлял авторский отдел, который сам и создал. И нам было чем гордиться, именно как частной компании, выигравшей несколько эпохальных, я бы сказал, дел. Мы добились, например, первых в Беларуси взысканий по гражданским искам с пиратов. Мы впервые создавали прецедент, учась доказывать, кто и как у нас ворует деньги в области музыкального авторского права.

Прекрасен наш "Союз"!..

…Я удивляюсь прозорливости руководства московского издательства "Союз", которое пару лет назад решило ломануться на белорусский музыкальный рынок, и в результате… оно не проиграет, я в этом уверен. И наше представительство, которое было зарегистрировано на территории Беларуси почти два месяца назад, должно оправдать в этом смысле их доверие. Объективно у нас на сегодня собраны лучшие кадры, лучшие юристы в области права, коллектив просто потрясающе дееспособный!

Проблем много. Особенно сложно работать в регионах со звукозаписывающими организациями. Минск более-менее очищен. Что касается отраслей, головная боль для нас это дискотеки, рестораны, бары, вовсю использующие наши произведения, за которые не платит. И выходом из этой ситуации может служить нормализация наших отношений с Комитетом по авторским правам, который начинает работать нормально лишь тогда, когда его к этому вынуждаешь. Организация, обязанная знать, где наши деньги, обязанная помогать нам при их сборе, в реальности практически ничего этого не делает. Абсолютно ненормальное положение вещей! Я их лучший друг, а не конкурент, вот чего там не могут понять! Государственная структура отказывается сотрудничать с коммерческой структурой - как это похоже на нас, да? Нас рассматривают как людей, которые только наживаются на музыке. Да, мы наживаемся, но мы сначала в нее вкладываем деньги!.. Как мне кажется (и я надеюсь), что все же это не позиция Комитета, а отдельных его чиновников, которых мы пробуем переубедить. С помощью в том числе и радикальных мер, с обращением в РАО, в международные организации.

Создание в Беларуси представительства самого крупного правообладателя в России - это этап. Это означает, что наш музыкальный рынок начинают рассматривать всерьез. А "всерьез" означает инвестиции. И не опозориться нам надо, нам всем!.. Но я во всяком случае отсюда не уеду (а мне предлагали заниматься этим же делом в Москве), я хочу и я добьюсь своего.

Не каждая Бульба - Рекордз…

…Лучше бы тебе директор Бульбы Владимир Кубышкин все рассказал… Компания продает здесь смежные лицензии, составляя при этом здоровую конкуренцию ПанРекордз. Я со стороны замечаю, что директор Пана Анатолий Мартинович зашевелился после некоторого затишья, вызванного самыми различными проблемами. Наиболее же ценное, что я вижу в Бульбе Рекордз это наличие собственных проектов, собственной белорусской музыки. Готовятся два попсовых проекта, но таких крепких проекта, они будут иметь спрос. Один пока имеет рабочее название, второй называется КОВБОЙ. Будет альбом Зои Гариной; то, что сегодня делает Рома Орлов, в меня вселяет оптимизм - тут есть и репертуар, и исполнение, все высокого уровня.

Бульба станет издавать музыку, которая продается, вплоть до дэз-метала, пофиг веник! Но мы не спонсоры. Сейчас мы не настолько богаты, чтобы выпускать музыку, которая нам нравится. Пока. Разбогатеем - будет видно. А на данном этапе мы ориентируемся на то, что сегодня в мире пользуется спросом, что крутят по MTV, по FM-станциям. И если ты имеешь аналитическое мышление, то и предугадать, что будет нужно людям завтра, ты сможешь. Спрос можно формировать, в конце концов. Надо грамотно использовать те наработки, что придуманы давно, и мало-мальски их адаптировать под местную специфику. Вот и все!

Первый родной релиз компании - "Бульба-хит" - должен показать, чего стоит белорусская музыка, не официоз, а та, что популярна на самом деле! Мы, к примеру, не будем выпускать Ирину Дорофееву: у нее нет репертуара! Ладно, есть… есть те песни, которые ей самой нравятся, и она считает, что ими она и может завоевать публику. Но хитов-то нет! Все ровненько настолько, что ничего запомнить нельзя. Голос хороший, женщина красивая, но, но…

В верном ли направлении работает Бульба, и станет ясно после того, насколько покупаемым окажется альбом. Но предзаказы на него уже поступают. И я уверен, что в альбоме есть стопроцентные хиты.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета