Gamma Ray
Our Future Is A Madhouse!


Год 1988 был ознаменован событиями, для немецкой металлической сцены разными по значимости. Много чего можно припомнить хорошего в этой связи. Так, например, крупнейший звукозаписывающий концерн EMI подписал культовый HELLOWEEN после наконец реализованной ими второй части "Keeper Of The Seven Keys" (альбом планировался первоначально - и был даже записан!!! - как двойник, однако шефы NOISE зажали часть суммы, предназначенной для финансирования концептуального замысла музыкантов, и первой свет увидела только меньшая часть всего материала) - чем не повод для радости?

Однако не тут-то было... Kai Hansen, несомненный лидер и один из отцов-основателей группы, по возвращении HELLOWEEN из мирового турне неожиданно заявляет о своем уходе... Немая сцена. Тысячи фэнов пребывают в шоковом состоянии. Уход Кая Хансена, являвшегося мозговым центром и душой триумфально взлетевших HELLOWEEN, значил для группы только одно: падение и полное крушение.

Так оно и получилось - творчество музыкантов в дальнейшем было довольно слабыми и вялыми, с каждым новым альбомом приобретая все более и более эстрадный характер. Михаэль Вайкат начал не на шутку заливать за воротник и практически перестал писать музыку. Бразды правления в свои руки попытался было взять Михаэль Киске - обладатель прекраснейшего голоса, однако средней руки композитор. Результатом такого поворота дел стал альбом "Chameleon", стоивший увлекшемуся сочинительством песен Киске места в группе - его попросту вышвырнули за дверь его же горе-коллеги, попутно поставив диагноз звездной болезни. Какова неблагодарность-то, а? Ну да ладно. HELLOWEEN окончательно и бесповоротно увяз в трясине шоу-бизнеса - туда им и дорога!

Это просто предыстория. А мы лучше снова вернемся в год 1988-й.

Итак, Кай Хансен, покинув мрачную тусовку HELLOWEEN, объявляет о создании новой группы GAMMA RAY, параллельно помогая набирающим обороты BLIND GUARDIAN (его более чем активное участие в их судьбе запечатлено на альбомах "Follow The Blind", "Tales >From The Twilight World" и "Somewhere Far Beyond"). Вокалистом новой группы Кая Хансена становится Ральф Шиперс (Ralf Scheepers), приглашавшийся еще в 1986 году в HELLOWEEN, однако тогда вынужденный отказаться от участия в столь перспективном проекте по причине чрезмерной занятости в собственной группе. Но теперь-то все было в порядке, и Шиперс, долго не раздумывая, принимает приглашение Хансена. Вернее, Хансен поначалу и не собирался создавать группу, а просто мыслил в дуэте с Шиперсом опробовать своеобразный "сольный" проект, не более. Однако и Каю, и Ральфу так понравились работа в студии и та спокойная, царившая там атмосфера, что решение о создании группы возникло в головах обоих как нечто само собой разумеющееся. Имя появилось немного позже. GAMMA RAY.

В январе 1990 года увидел свет дебютный альбом GAMMA RAY "Heading For Tomorrow" - работа, достойная создателя HELLOWEEN и просто замечательная во всех отношениях. Любопытно, что после патетического интро "Welcome" следовала песня "Lust For Life"(к слову, одна из лучших на альбоме), далекий прообраз которой можно было слышать еще в 1984 году на двухтрековом демо HELLOWEEN (песня, представленная тогда, также носила имя "Lust For Life"). На первом же тираже дисков поверх логотипа красовалось: "KAI HANSEN"... Просто и со вкусом.

В записи "Heading For Tomorrow" приняли также участие сессионный барабанщик Mathias Burchardt и новый бас-гитарист Uwe Wessel. В качестве звукоинженера был задействован старинный друг Кая Хансена еще со времен IRON FIST Пит Силк (Piet Sielck). Напомню лишь то, что именно Пит с Каем стояли у истоков HELLOWEEN и до прихода в группу Михаэля Вайката все гитарные партии в HELLOWEEN писались и исполнялись именно этими товарищами. Оставив пост гитариста группы, Пит прочно обосновался за звукорежиссерским пультом не только HELLOWEEN, но и не менее именитых впоследствии BLIND GUARDIAN, GRAVE DIGGER, ну, и, само собой разумеется, GAMMA RAY. Еще одна не менее важная (особенно впоследствии) персона в GAMMA RAY Dirk Schlachter здесь засветился в качестве сессионного бас-гитариста, отыграв свои партии в песне "Money". Таким образом, "Heading For Tomorrow" блестяще опроверг утверждение "худой мир лучше доброй ссоры" - по отношению к HELLOWEEN, а по отношению к GAMMA RAY - положил начало деятельности великой группы, объединив под одним флагом прекрасных музыкантов и попросту старых и верных друзей. Все лучшее, что было в HELLOWEEN, - бешеная мелодика, виртуозная работа гитаристов, мощный и динамичный вокал и скорость - все это присутствовало на "Heading For Tomorrow"!

Почтенная публика (особенно в Германии и в Японии) не замедлила принять такое чудо воодушевленно и с восторгом, что натолкнуло Кая на мысль о турне. Вполне резонное решение - оставалось только найти постоянного барабанщика. Музыканты насели было на Матиаса, но тот с перепугу отказался от дальнейшего участия в GAMMA RAY. Новым ударником GAMMA RAY стал не кто-нибудь, а сам Ули Куш (Uli Kusch) - барабанщик-виртуоз, один из участников легендарных и поистине мифических MEKONG DELTA.

Необходимо также сообщить об официальном появлении в GAMMA RAY второго соло-гитариста. Управляться со всеми гитарными партиями Каю отныне помогает уже упоминавшийся выше его приятель и просто гитарист-профессионал Дирк Шлахтер (Dirk Schlachter), поменявший по случаю своей новой должности четыре струны на шесть.

И как бы в поддержку группы к началу концертного тура GAMMA RAY NOISE выпускает миньон "Heaven Can Wait" (сентябрь 1990). Надо ли говорить о том огромном успехе, который снискали GAMMA RAY во время своего турне (особенно опять же в Японии, где в придачу ко всему было отснято и видео "Heading For The East", выпущенное в начале 1991-го и переизданное большим тиражом в январе 1998 года). В феврале 1991 года Кай и компания отправляются в Данию, где и приступают к регулярным репетициям песен, предназначенных для нового (уже второго) альбома GAMMA RAY. Подготовив некоторое их количество, они входят в студию и с мая по июль трудятся над увековечением нового шедевра под присмотром Пита Силка и Томми Ньютона (Tommy Newton), которые, кстати, наиграли все клавишные партии на "Sigh No More" - именно так был назван альбом, увидевший свет в сентябре того же 1991 года. Материал, представленный здесь, был хоть и тяжеловат для восприятия в силу своей экспериментальности и из-за мрачной лирики, тем не менее слушался на одном дыхании. А такие песни, как "Changes", "Rich & Famous" и "Dream Healer", уже стали классикой жанра.

1992 год - снова концерты в Японии, ознаменованные регулярными конфликтами между Уве Весселом и Ули Кушем. Все это может показаться смешным, но отставка была дана в результате обоим! Генеральная политика Кая в отношении паникеров, похоже, была непримиримой... Замену долго искать не пришлось. Отныне ритм-секцию GAMMA RAY представляли бас-гитарист Jan Rubach и барабанщик Thomas Nack, в прошлом оба участники никому не известной гамбургской демо-группы ANESTHESIA.

Параллельно с кадровыми перестановками в GAMMA RAY начинается строительство собственной студии группы, которое, к слову, идет довольно быстро, так что к началу 1993 года все окончательно готово и сдано под ключ. Музыканты приступают к записи третьего полноформатного альбома "Insanity & Genius", подготовив его к выпуску в июне 1993 года и демонстрируя возврат к бронебойной энергетике "Heading For Tomorrow". Презентацию "Insanity & Genius" GAMMA RAY устраивают во время фестиваля "Melodic Metal strikes back", выступая в качестве хэдлайнеров в одной обойме с HELICON, CONCEPTION и RAGE. После - ряд концертов по городам Германии, поездка в Японию и выпуск концертника "The Power Of Metal" и концертного видео "Lust For Live". Такая интенсивная поддержка "Insanity & Genius" закрепила за ним репутацию одного из лучших и наиболее тяжелых альбомов группы на данный период (то есть год 1993). Ну что ж, вполне приемлем и такой вариант, так как редкого метал-хэда могли оставить равнодушным "Tribute To The Past", "Last Before The Storm", "Future Madhouse", "Gamma Ray" - наиболее ударные номера с "Insanity & Genius".

А в 1994 году, непосредственно перед приготовлениями к записи нового альбома, Кай увольняет Ральфа Шиперса. Однако поклонников GAMMA RAY подобное известие мало огорчило. И имелась на то, по всей видимости, одна-единственная причина, а именно - утечка информации. Всем вдруг стало известно, что в записи нового альбома принимает участие сам Михаэль Киске - легендарный и горячо любимый всеми (уже два года как отставной) вокалист незабвенных HELLOWEEN. И поползли слухи, причем слухи довольно непонятные и нелепые. Поговаривали даже о реинкарнации классического HELLOWEEN в образе GAMMA RAY и тому подобное. Однако незадолго до выхода альбома Кай делает заявление о том, что Шиперса "ушли" из группы сразу по нескольким причинам, главная из которых это то, что Ральф, живя более чем за 500 миль от Гамбурга, приезжал на репетиции лишь по выходным да по праздникам, нисколько не участвуя в написании новых композиций, что, в общем-то, и определило его судьбу в GAMMA RAY. Вторая причина - это желание уже самого Ральфа попробовать себя в качестве вокалиста JUDAS PRIEST, которые как раз подыскивали подходящую замену Робу Хэлфорду. Однако ничего из этой затеи у Ральфа не вышло - как уже известно, а вот Каю было неизвестно, останется ли Шиперс в Германии или переедет жить куда подальше. Словом, за заявлением об уходе Ральфа Шиперса последовало не менее забавное заявление о том, что отныне петь будет сам Кай Хансен и точка! О, тогда за голову схватился не один человек, ибо все помнили пение Кая на первых двух альбомах HELLOWEEN - "Helloween" и "Walls Of Jericho".

И по поводу Киске, наконец. "То, что меня волнует сейчас, и та музыка, которая мне по душе, - все это слишком далеко от звучания и идеалов heavy metal, так что это сотрудничество с GAMMA RAY - временное и носящее весьма эпизодичный характер - не более чем знак нашего с Каем перемирия и моего желания помочь его группе. Ни о каком возвращении не может быть и речи!" - манифестировал Михаэль. Ну, нет, так нет. Однако на приглашение попеть на бэкграунде откликнулся не один Киске. И вообще как вам понравился бы такой "сводный хор", в котором драли бы глотки, распевая на все лады в рефренах и припевах, Michael Kiske, Hansi Kursch, Hacky Hackmann, Thomas Nack, Axel Nashke, Catharina Boutary, ну и, конечно же, сам Кай Хансен? А именно так оно все и случилось на альбоме "Land Of The Free", выпущенном в мае 1995 года. Мало того, Михаэль Киске пел в песне "Time To Break Free" все основные вокальные партии, воскрешая в памяти старые добрые времена почти десятилетней давности. Восторгу поклонников не было предела, да и сам альбом был несказанно хорош. Мощный и слаженный хор лучших вокалистов Германии "вытягивал" достаточно своеобразный вокал Кая, который, кстати, со времен "Walls Of Jericho" заметно "набрал в весе" и более не звучал расстроенным подростковым блеянием.

О гитарах Кая и Дирка говорить даже как-то неловко... Виртуозность, сила и красота их тандема не оставляла камня на камня. Впрочем, шансов бесталанным подражателям GAMMA RAY - тоже... Интеллигентный бас и бешеная двухбочечная "молотьба" довершали все это великолепие.

Бравурная, маршеобразная мелодика "Land Of The Free", лихо закрученная концептуальная лирика - все это вместе утверждало мощь и величие немецкой металлической сцены вообще и гения GAMMA RAY в частности, делая и нареченный альбом, и группу, его породившую, заметным и немаловажным явлением на тяжелой сцене вообще.

В августе Кай и Дирк записывают миньон "Silent Miracles", из-за европейского турне группы "доведенный до ума" и появившийся на прилавках музыкальных магазинов лишь в феврале 1996 года. А в мае уже выходит концертное видео "Alive \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'95" и одноименный диск, отснятые и записанные в сентябре во время турне.

Затем группа отправляется в Испанию, где к GAMMA RAY присоединяются STRATOVARIUS и RAGE. И вот в тот самый момент, когда группа переживает настоящий подъем, снова происходит "ротация кадров". Все начинается с того, что Дирк Шлахтер вновь решает посвятить себя игре на бас-гитаре и предлагает Жану Рубаху заняться партиями соло-гитары. Получается своеобразная рокировка инструментами - бескровный вариант решения проблемы. Однако Жан хоть и мечтал всю сознательную жизнь о подобном предложении, лишь оно поступило - запаниковал и ушел из группы. За ним ушел и барабанщик Томас Нэк. Правда, этот мечтал заняться сольной деятельностью, что и сделал, как только отыграл серию "испанских" концертов, вняв увещеваниям Кая Хансена. А гитаристом в GAMMA RAY на время испанской трассы становится Henjo Richter.

В конце 1996 года оставшиеся вдвоем Кай и Дирк приступают к написанию песен для нового альбома, а уже в феврале 1997-го в GAMMA RAY появляются два новых участника - барабанщик Daniel Zimmermann и бывший к тому моменту уже на хорошем счету гитарист Henjo Richter, который с радостью соглашается занять предложенное место напарника Кая Хансена. В марте 1997 года GAMMA RAY начинают запись новых песен, в мае выпускают миньон "Valley Of The Kings" и полноформатный альбом "Somewhere Out In Space" - в августе. Весь сентябрь группа проводит, готовясь к предстоящему турне в поддержку альбома.

1997 год был также ознаменован появлением проекта IRON SAVIOUR - своеобразного дуэта Пита Силка с Каем Хансеном, где Каю была отведена роль гитариста и соавтора. Командует парадом в случае IRON SAVIOUR всецело Пит, а Кай отныне разрывается на два фронта, если не принимать, конечно, во внимание его сотрудничества с Michael Kiske, HEAVENWOOD, ANGRA, HEAVENS GATE и рядом других начинающих немецких групп. Но в любом случае практически одновременное появление "Somewhere Out In Space" GAMMA RAY и "Iron Savior" сыграло только на пользу и тем и другим, тем более что оба альбома постоянно перекликаются как музыкально, так и концептуально... И в обоих случаях речь идет о древних цивилизациях, затерянных во времени и пространстве - с небольшими разбежками по сюжету, но зато в тесной кооперации композиционно (настолько тесной, кстати, что песня "Watcher In The Sky" оказывается сразу на двух альбомах!).

Но остановимся на новом достижении GAMMA RAY. На сей раз концептуальная лирика "Somewhere Out In Space" была столь убедительно переплетена с самими песнями - их взаимным расположением и музыкальной структурой как каждой в отдельности, так и альбома в целом, что более чем положительное впечатление от диска, начавшегося ураганной частью "Beyond The Black Hole" и завершающегося в итоге гимноподобной "Shine On", сопровождалось чувством только что прозвучавшей оперы! Технически "Somewhere Out In Space" настолько безупречен и отточен в каждом звуке, что как-либо комментировать столь виртуозную работу как музыкантов, так и звукорежиссера было бы просто нелепо.

Итак, в октябре GAMMA RAY отправляются в турне - сначала в Японию, а затем по всей Европе - иначе как "шествием триумфатора heavy metal" этот тур и не назвать. Успех был просто оглушительным! Впрочем, это не помешало Каю с Дэниэлом уже в декабре отправиться в тур с IRON SAVIOUR. Неутомимости и трудолюбию парней можно только поражаться!

В январе 1998 года Кай снова берется за перо (вернее, за свою "стрелу") и пишет песни для нового альбома, как бы попутно выпуская в марте своеобразный альбом-автобиографию под скромным таким заголовком "HANSEN WORKS", который вобрал в себя все этапы творческой деятельности... сами догадайтесь кого...

В июле же Хансен со товарищи, готовясь к выступлению на "Wacken Open Air", внезапно узнают о том, что Дэниэл на своем мотоцикле попал в аварию и некоторое время не сможет играть в группе, так как повредил руку. Однако подобная травма не стала серьезным препятствием для GAMMA RAY - группа успешно выступает на фестивале с временной заменой в лице барабанщика Майка Террана (Mike Terrana), известного по работе с Ингви Малмстином и RAGE. А 24 сентября у себя на родине, в Гамбурге, GAMMA RAY играют просто фантастический концерт с IRON MAIDEN, где Хансен так заправски спел "I Want Out" HELLOWEEN, что восторги по этому поводу не стихают до сих пор!

Последний на сегодня диск "Powerplant" записывался с ноября 98-го по февраль 1999 года в студии Кая Хансена и появился на свет 29 марта... И первое, что вызвало недоумение, удивление и восторг, - это обложка, принадлежащая кисти Дерека Риггса (Derek Riggs), фирменного художника IRON MAIDEN, в свое время вырисовывавшего пирамиды на "Powerslave" (кто видел - поймет и, я надеюсь, улыбнется). Что еще? На сей раз обошлось без изменений состава, что пошло только на пользу как самим GAMMA RAY, так и их новому детищу, звучащему как ни один другой их альбом - монолитно, мощно, интересно и настолько впечатляюще-динамично, что остается только порадоваться за этих heavy metal-маньяков - признанных королей метала!

P.S. И еще одно известие из лагеря GAMMA RAY: музыканты намереваются принять участие в записи рок-оперы, сочиненной Тоби Самметом (Tobi Sammet), вокалистом EDGUY. Среди приглашенных также BLIND GUARDIAN, Тимо Толкки (Timo Tolkki) из STRATOVARIUS и многие другие...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета