Swinscoe, Jason
Культовый музыкант культового лейбла


6 ноября в Питере прошло интереснейшее мероприятие. Магазин "Баza" при поддержке Британского Культурного Совета представил одного из самых ярких музыкантов культового лейбла Ninja Tune - Jason Swinscoe, создателя проекта CINEMATIC ORCHESTRA. На этой вечеринке Jason продемонстрировал свой вариант саундтрека к фильму "Taxi Driver" ("Таксист") Мартина Скорцезе (это было "живое" выступление), а потом был и его двухчасовой ди-джейский сет. С российской стороны участвовали самые модные ди-джеи Петербурга: Юджин, Демидов, Кефир, Стронг, Лавски.

Кто такой Jason Swinscoe?

Для тех, кто не знает, кто такой Jason Swinscoe, краткая справка. Впервые Jason начал "играть" со звуком в возрасте восьми лет, когда стал осваивать гитару. Продолжительные занятия музыкой оказали на него серьезное влияние, и он решил углубиться в эту область. В 1990 году во время учебы в Hons at Cardiff College он создает свою первую группу, которая называлась CRABLADDER и состояла из трех человек, экспериментирующих с ритмичной музыкой и звуком. Основным источником вдохновения для них являлись джаз и американский хардкор. В 1993 году группа издает на собственном лейбле Power Tools дебютный сингл и вскоре после выхода этой работы распадается из-за музыкальных противоречий. С этого момента Jason фокусирует свое внимание на сэмплерных технологиях. На протяжении 1994-1995 годов Jason ведет свою еженедельную передачу на "Heart FM" - пиратской радиостанции, базирующейся в South London. Также в это же время он ди-джеит в различных клубах по всей Британии.

В 1997 году на лондонской студии "Blows Yard" Jason записывает свои первые 5 треков, инкорпорируя в них как сэмплы, так и "живые" инструменты. Музыка была навеяна джазом 60-х и саундтреками 60-70-х.

Первый релиз под собственным именем Jason издает на Ninja Tune. Это была компиляция "Ninja Cuts 3\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\' - Goatee part 1".

В настоящий момент Jason активно работает с Tom Chant (саксофон, клавишные), Phil France (выпускником Guildhall Music School по классу Jazz Bass), а также Daniel Howard (ударные) в проекте CINEMATIC ORCHESTRA. Первый EP группы был издан в ноябре 98-го. Он включал в себя три новых трека, которые были записаны во время live-сессий участвующих в CINEMATIC ORCHESTRA музыкантов. Основная же идея была таковой. Брались интересные фрагменты (барабанные лупы, басовые линии или даже мелодии) из различных записей, после чего музыканты выучивали их и играли уже в своем исполнении, импровизируя и развивая основу. Все это записывалось, и в результате таких экспериментов и было рождено то, что сейчас называют музыкой CINEMATIC ORCHESTRA.

Интервью

Еле-еле отыскал Джейсона в закоулках кинотеатра "Спартак" - маленький мужичок среднего возраста сидит за большим столом в окружении четырех-шести русских. Стол уставлен бутылками пива и пустыми стаканами, идет неспешная беседа, которую неохота даже прерывать, но придется. Организаторы предупредили, что Джейсон сильно укурен и много выпил. Не беда. Хотел задать всего пару вопросов, но получилось чуток побольше...

- Jason, какова твоя программа в России?

- Я тут уже второй день. Вчера был в Москве, играл в клубе "Пропаганда". Сегодня вот в Питере выступал, завтра уезжаю вроде.

- И какие впечатления от России?

- Это очень интересный опыт. Я никогда здесь не был до этого, мои первые впечатления очень разнообразные. Я нахожу пришедших на вечеринку людей весьма интересными - очень большое разнообразие в людях, но они все очень устремлены, они на самом деле знают, чего хотят. Когда я играю какую-либо вещь, я вижу, что зал ее понимает и чувствует. В принципе, это идет от Лондона, там все происходит почти так же!

- А люди тут и там разные?

- Да нет, они не разные. Разные условия, разные причины. Люди-то одинаковые. Везде люди отдыхают, везде они веселятся - это общее в любой стране, на любой вечеринке. И даже такой, как может показаться сначала, пафосный Лондон вовсе не исключение. И это правильно.

- Ну а если говорить о людях не как о толпе, а как об отдельных индивидумах, ты что можешь сказать?

- Ну они пьют очень много. Они очень много пьют, очень! Почти все, кого я встречал за эти два дня в России, - почти все они много пили.

- А англичане?

- Да тоже выпивают. Но, конечно, не так много.

- А DJ Vadim - ты его наверняка лично знаешь, - он же русский. Наверное, тоже любитель...

- Да нет. Нельзя же быть настоящим русским, живя всю жизнь в Лондоне. Может, он и родился в России, но с самого детства живет у нас.

- Что больше всего потрясло и удивило тебя в России?

- Этот вечер, реакция людей на играемую музыку - если честно, я такого не ожидал! Было такое ощущение, что люди пришли слушать именно такую музыку и вовсе не были удивлены, услышав ее. Перед тем как ехать сюда, я долго ломал голову, что именно брать. Я играл и drum\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'bass, и всякую интеллектуальную, и веселую музыку - они проглатывали все, очень здорово!

- Ты до этого что-то знал о России и нашей музыкальной культуре?

- Ну да, было что-то. Года два-три назад к нам кто-то из русских приезжал, и... хм... Ну, короче говоря, я не понимаю и не верю в весь этот мистицизм, когда говорят о каких-то глобальных различиях между странами. Я не думаю, что нужно считать Россию страной, которая совсем неизведана и неоткрыта. По-моему, это все придумано, и эта вечеринка тому подтверждение.

- Какую-нибудь русскую музыку ты слышал?

- Да, это был фольклор.

- И что?

- Да это так же, как и любой другой фольклор, чего тут говорить-то.

- А в каких других экзотических странах ты был, кроме России?

- Ну я еще был в Венесуэле, в Южной Африке, и это было здорово! В первые два дня я был немножко напуган происходящим там, долго не мог привыкнуть. Я там был всего-то выходные, до этого еще летел туда десять часов. Было такое ощущение, что я на другой планете - все так по-другому, везде тепло, все очень интересно и необычно. Самое прикольное, как и у вас в России, там нашлись люди, много людей, знающих и понимающих такую музыку. И эти люди - они одинаковые, они есть везде: и в России, и в Лондоне, и в Венесуэле...

- Но только в Лондоне таких людей намного больше, чем у нас!

- Ну да... Но все равно это достаточно небольшое число по сравнению со всем населением.

- Считается, что Лондон - музыкальная столица мира.

- Лондону придается слишком большое значение. У нас делается много хорошей музыки, но это не значит, что Лондон лучший. У нас есть что-то свое, особенное - так же, как и в любом другом уголке земли.

- Ну вот ты - ты считаешь Лондон мировой столицей?

- Люди думают, что так есть. А на самом деле... Ну я не знаю, я так не думаю. Можно говорить о столицах каких-то определенных стилей. Америка - королева хауса, техно, дип-хауса, в Голландии хардкор, в Лондоне куча известных драм-н-бэйс-лейблов. Разве что так, но это тоже все условно. В Германии тоже много всего, французский хаус тоже очень популярен. Короче, все это бред!

- Скажи правду, ты популярен и известен в Англии?

- Ну как сказать... На андерграундной сцене - да. Мою музыку любят, ее хорошо покупают и уважают другие музыканты и ценители музыки. В широких массах я известности никогда не искал и не ищу.

- Что будет с музыкой третьего тысячелетия?

- Не будет такой музыки! Вся соль будет в комбинировании стилей, идей, мыслей. Забудьте про стили! В музыке не будет границ - все будет переплетаться, разные мотивы будут встречаться и здесь и там. Это все уже и сейчас происходит - посмотрите на мой сегодняшний сет, но в третьем тысячелетии рамок уже не будет. Свободное мышление, полет мысли и все такое...

- Во время своего сета ты играл очень разную музыку - latino, jazz, easy listenning, down-tempo, drum\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'bass - и практически не сводил пластинки. У вас так принято?

- Да, в Лондоне подобную музыку никто не миксует. Просто ставится одна пластинка, потом другая. Ни ди-джей, ни публика - никто не обламывается. Хотя, конечно, это не всегда. Порой на некоторых вечеринках, на радио или еще где-нибудь звучит именно микс. Но сегодня была свобода во всем, полный фри-стайл.

- Какую музыку ты слушаешь дома?

- Очень, очень много всякой разной музыки. У меня очень большой архив, особое место в нем уделено джазу. Еще много саундтреков, ну и всей современной английской электронной музыки.

- Сегодня перед вечеринкой ты представлял свой саундтрек к фильму "Таксист". Можно об этом поподробней?

- Это долгая история, сам фильм был сделан давно - уже почти 20 лет назад. В двух словах: я пишу музыку, моя музыка очень воздушная, очень космическая. Она во многом подходит к этому фильму. Сегодня я "вживую" играл эту музыку - это был "живой" саундтрек к фильму, который выражает мое понимание и ощущение фильма. Я совмещаю музыку с диалогами и репликами, на экране идет картинка, а я стою рядом и играю музыку под картинку - тут тоже присутствует элемент импровизации.

- А к каким-нибудь другим фильмам ты делал саунд-треки?

- Да, было дело. "The Matrix", например...

- Подожди, подожди, какой такой Матрикс?! Это же вроде не ты делал. Или я что-то путаю?

- Да, саму музыку к фильму делал не я, но когда фильм уже вышел, я представил свою версию саундтрека, как и с "Таксистом"...

- Какая твоя мечта?

- Да просто быть счастливым, наверное.

- А в данный перод жизни ты счастлив?

- Ну да.

- То есть твоя мечта сбылась?

- Я этого не говорил! Как ты все подстроил!

- Ну так я журналист, работа такая...

- А я музыкант. И нечего со мной вообще говорить, вот вы все спрашиваете чего-то, спрашиваете. А спрашивать-то и не нужно! Я думаю, моя музыка скажет тебе намного больше, чем я скажу сейчас. Слушать музыку - это намного важнее. То, что я сейчас говорю, - да это просто... дерьмо собачее... на палочке! Я пьян, и если завтра ты у меня спросишь то же самое, я, может, скажу совсем другое.

- Да я на самом деле не многим от тебя отличаюсь. Завтра я бы этот вопрос и не задал, может быть. Давай тогда еще раз попробуем: ты сейчас счастлив?

- ДА!

- Да ты везунчик. Спасибо за интервью!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета