Exist EXIST будет жить в Польше, или Мартыненка был прав
Да, прав оказался журналист Витаут Матрыненка, заявив в одном из номеров "МГ", что минская группа EXIST будет жить в Польше. Посудите сами: с апреля этого года, с презентации CD "Вольныя танцы: слухай свае" группа еще ни разу не выступала на территории Беларуси, а в Польше уже успела победить на "Басовище", записать сингл для радиостанций, и сейчас снова - концерты. Про последние я и хочу рассказать, так как являюсь менеджером этой молодой прогрессивной команды и сопровождаю ее во всех мероприятиях.
Все началось с самого обычного звонка:
- ...едете?
- Едем.
- ...устраивает?
- Устраивает.
- О\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'К!
Поехали. EXIST и N.R.M. - два поколения белорусского рока. Маршрут: Варшава - Краков - Гданьск.
N.R.M. - на поезде, мы - на автобусе. Автобус отправляется раньше на несколько часов, быстрее едет, быстрее проходит таможню - значит, в Варшаве будем раньше N.R.M. Отлично! Успеем осмотреть город.
Не тут-то было: автобус держат на таможне 6 часов, по дороге поляки задерживают и требуют пошлину за въезд на их землю. Всем башляем и едем дальше. Настроение все хуже: ударил мороз, а система отопления в "Икарусе" испортилась еще в первый год эксплуатации.
Долгожданная Варшава. Как и предвиделось, нас никто не встретил - автобус опоздал на 5 часов. После массы различных звонков находим телефон сотового нашего организатора концертов. Какое счастье, что в Польше дешевые сотовики и почти каждый студент может себе позволить приобрести такое незаменимое чудо.
После воспоминаний о родине в знакомой трамвайной давке наконец-то попадаем на место первого пристанища - "Дом студента", по-нашему - общага. Ничего, номера почти "люкс", а главное - чайник! Морозец на улице что надо. Все, спать, спать.
Разбудили под вечер: идите настраиваться. Ура! Клуб "Proxima" прямо во дворе. Естественный вопрос (и самый больной на протяжении всей поездки):
- А где еда?
- Ну-у... Будет.
Чуть позже приехали злющие N.R.M.: их гостиница в другом конце города (а Варшава не маленькая). Но как только принесли пиццу с "Колой", все все забыли - оживились, заулыбались. Один Хоббит (вокалист и гитарист E.) расстроился еще больше: он вегетарианец, а пицца была с мясом. Ну, ничего, мясо выковыряли, и он брезгливо грыз пустое тесто. Пора на сцену.
EXIST. Дебютная программа, очень интересная и оригинальная. Я специально наблюдала за реакцией зала - адекватная, даже цветы принесли. Особенно радовались организаторы из Белорусской ассоциации студентов (БАС): барабанщик Дима Харитонович стучит, как машина, да еще со своими "фишками", стиль песен меняется хаотически от SWEET NOISE до KORN, ребята на сцене сами от себя балдеют, да еще и зал подогревает. Правда, Хоббит текст подзабыл в одном месте, но "та-та-та-та" - тоже текст, Вольский же поет: "Ла-ла-ла-ла"!?
Отличный концерт, учитывая, что программа была сделана за две недели и впервые сыграна целиком на последней репетиции перед концертом.
N.R.M. записали в Варшаве новый сингл: 3 песни под общим названием "Самотнiк". Как рассказала мне менеджер Аня, это название у них получилось при переводе слова "сингл" на белорусский язык. Лявон Вольский давно славится филологическими способностями. Им придуманное слово "гамон" уже находится в лексиконе многих людей и, возможно, скоро попадет в какой-нибудь толстый словарь. Выступили "белорусские монстры", как их называют в Польше, как обычно - успешно. И Пит без соло не обошелся, и Лявон накричался вволю. Больше всего мы прикалывались с поляков, когда они не узнали медленную версию песни "Одзiрыдзiдзiна" и увлеченно слушали до боли знакомые слова, а когда после слов "На абордаж!" начался нормальный темп, до них неожиданно дошло, что это все-таки знакомая песня, и начали неистово скакать и орать. На этом концерт не закончился - N.R.M. позвали "на бис", и пришлось играть еще на радость публики.
Концерт окончен. N.R.M. - в номера, пока ходит метро, мы остаемся: клуб очень уютный, и уходить оттуда просто не хочется. Как нам рассказали организаторы, "Proxima" - лучший в Польше клуб по аппаратуре, с чем мы охотно согласились. К тому же Эндрю (басист) услышал в соседней кабинке в туалете (извините за подробности), как кто-то напевал песню Е. "Памылiуся" с польским акцентом, после чего заявил, что ему здесь нравится и он отсюда никуда не уйдет. Тот, кто напевал эту песню, каким-то чудом оказался впоследствии за нашим столиком и до двух часов ночи напевал Хоббиту ее на ухо, после чего Юра чуть не возненавидел свою же песню. Я же после этого до утра не могла заснуть, так как из головы не вылетали слова: " Памылiуся, памылiуся...".
На следующий день осмотрели все музыкальные магазины (музыканты все-таки), периодически встречая кого-нибудь из N.R.M. в самых неожиданных местах, хотя тоже в районе музыкальных магазинов. Фанаты!
В этот день нас так и не кормили. По-моему, о нас просто забыли.
На следующий день с утра нас разбудил непрерывный стук в дверь. Это пришел Мирек, наш "главный" по концертам, и сообщил радостную весть: через час поезд на Краков, N.R.M. уже поехали на вокзал, поэтому у нас есть 15 минут на сборы. Тут обнаружилось, что пропали Дима с Деней (ударник и гитарист). Сонный Хоббит сказал, что они с самого утра поехали в какой-то музыкальный магазин, единственный, который не посетили вчера. Просто супер! Решаем, что мы забираем все вещи и едем втроем в Краков, а Мирек ждет путешественников на вокзале и выезжает с ними позже. Оставляем записку и отправляемся на вокзал. Приключения только начинаются! В спешке Мирек забыл купить нам талончики на проезд, а в Польше с этим строго. Естественно, мы нарываемся на контролеров, платим штраф по 100 злотых (~25$) на каждого, которые бедный организатор (прототип минского Супрановича) скрепя сердце выложил из казенных шишей. Сам виноват, конечно, но ему от сознания этого легче не стало. С еще большей радостью узнаем, что наш поезд ушел, а вместе с ним N.R.M. и последние надежды погулять по Кракову. Ну и икалось, наверно, в это время Диме с Деней! Но не прошло и четырех часов, как они появились в весьма печальном настроении: мало того, что исколесили всю Варшаву в поисках магазина, тот еще и был закрыт на ремонт, а по указанному адресу другого магазина находилась дверь с огромным висячим замком, естественно, закрытым. Они так же, как и мы, пополнили государственный бюджет Варшавы каждый по 100 злотых за безбилетный проезд, но уже в автобусе.
В Краков мы все-таки добрались. Правда, уже вечером. Поселились снова в общаге. Тут же появились энэрэмщики и с ехидством рассказали, как они погуляли по Кракову и видели могилу Адама Мицкевича.
Мы сделали вид, что нам это совсем не интересно и вообще ничего особенного тут нет, обычный город и что самое главное - это вовремя покушать, сделав одновременно намек Миреку и Изе - нашей организаторше концерта в Кракове. Они намек поняли сразу и ретировались в ближайший магазин. Неужели покормят? Они принесли... да, колбасу и масло! Видели бы вы реакцию Хоббита! Но Юра не такой человек, который будет сидеть и глотать слюнки. В его портативном кейсе есть абсолютно все. И на этот раз там оказались "случайно завалявшаяся" баночка с сыром и батон.
После ужина была веселенькая ночка - у Эндрю просто снесло крышу от смеси наших и польских напитков, а в комнате N.R.M. начались показательные выступления Пита с Алезисом. Временами к ним подключались Олег Кореньков и Лявон. Все население нашего этажа активно участвовало в культурном отдыхе белорусских гостей, поддерживая нас неуместными возгласами из самых разных помещений.
И только один человек не веселился, ничем не интересовался и ни с кем не общался весь вечер просто потому, что он спал. Это был бессменный и незаменимый басист N.R.M. Юрась Левков. Он видел прекрасный сон: увядшие листья, размытую дорогу и колхозное поле...
На утро захотелось чаю. Одна проблема: нет чайника. Использовали найденную кем-то кастрюлю, вполне пригодную для кипячения воды. Не успели мы докипятить хлорированную польскую водичку, как было сказано собирать вещи и направляться в клуб.
Студенческий клуб "Под яшчурами" на центральной площади. Неплохое, но маленькое помещение, с маленькой сценой и изображенными на заднем плане эпизодами из "Кама-Сутры". Это успокоило поначалу возмутившихся недостатком площади музыкантов. Да к тому же еще и покормили в столовой. Суп! Рыба! Компот! Ка-а-айф-ф!
Вечерний концерт начался на два часа позже - ждали аппарат. Снова повеяло родной страной - те же проблемы: нет аппарата, нет машины, чтоб его привезти, и нет людей, кто бы этим занялся. Все нашлось в последний момент. Напряженная атмосфера пошла на пользу музыкантам. Все на взводе, отыграли азартно, аж сами в восторге. Это был один из лучших концертов за всю историю E. К тому же в баре крепкое пиво, а звук - уши закладывает из-за маленького помещения, улетаешь куда-то.
Вечером - уже традиционные задушевные беседы с N.R.M. за чашечкой крепкого крупника или баночкой пива. И снова только один человек уходит спать. Это басист N.R.M.
Утро. Все в сборе, едем в Гданьск. В 6 утра Пит уехал в Минск на сольный концерт КРЫВI, а его место занимает новый герой этой эпопеи - Сергей Кононович (HASTA LA FILLSTA), который подсел на наш поезд в Варшаве. Описать последующий путь до Гданьска невозможно, ибо наш барабанщик Дима тоже является участником HLF.
Гданьск принял на свою землю развеселую, но порядком уставшую компанию. Новый организатор Петр завез нас в гостиницу, где номера похожи на больничные палаты и где снова не было чайника. Нет, мы не фанаты вечерних чаепитий, просто очень чаю хотелось, погреться. И поесть. (Покормить нас снова забыли). Пришлось довольствоваться пивом, но никто и не возражал против такой замены.
Концерт на следующий день вечером проводился в малюсеньком уютном помещении под названием "Рок-кафе" от "Газеты выборчай".
Сцену сымитировали прямо на полу, раздвинув столики. Тоже неплохо, но заряда нету: не то что попрыгать, пошевелиться было опасно - обязательно снесешь или установку, или аппарат. Белорусские музыканты умудрились и тут устроить шоу. Е. выдал гармоничные гитарные соло и драйвы под безумную ритм-секцию, выдающую неповторимые звуки. Особенно постарались N.R.M. Сергей с Лявоном исполнили инструментальную дуэль и под вой присутствующих принялись вместе с остальными просто "добивать" поляков импровизацией. Все вошли в такой азарт, что даже не заметили, когда успели отыграть программу.
Остатки последнего вечера в Гданьске провели в клубе, а потом в гостинице, отмечая успешное окончание тура и скорое возвращение на родину. Этой же ночью N.R.M. проводили нас на поезд, а на следующий день поехали домой. Мы же отправились в Белосток к друзьям, так как посчитали, что будем жалеть, что были в Польше и не навестили таких хороших людей.
Что значит настоящие друзья! Их ничуть не напрягло то, что мы позвонили им в 7 утра и сообщили, что находимся в Белостоке и сейчас зайдем. Нас тут же покормили, обогрели, разместили и отправили по магазинам, предупредив, чтоб не опаздывали к ужину. Но на следующий день все-таки надо было уезжать (на работе не принимают объяснений о том, как хорошо в Польше и как не хочется оттуда возвращаться). Но уехать без приключений тоже не удалось. Бесцельно ждали автобус на Минск (да, снова автобус, хотя и зарекались на нем ездить впредь, но единственный поезд, что идет на Минск, отменили), пока нам любезно не сообщили, что он, вероятно, вообще сегодня не поедет, потому что сильная метель и на дороге заносы - опасно ехать, вчера один автобус уже перевернулся.
Но фортуна нам улыбнулась, и автобус все-таки отправили. Ехали со скоростью 40 км/ч, чтоб не перевернуться, простояли на таможне 4 часа из-за могилевской парочки, которая от жадности набрала слишком много товара и не хотела платить пошлину, и успешно приехали в Минск в полчетвертого утра, когда метро уже или еще не ходит.
До встречи, Польша! Хоть там дают показать себя белорусским группам.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1999 год в рубрике музыкальная газета