Иван Купала
Конструктор высокой степени сложности


Альбом питерской группы ИВАН КУПАЛА "Кострома" вызывает у слушателей два абсолютно полярных мнения о себе. Что уже замечательно - значит, работа не осталась незамеченной. Одни утверждают, что перед нами калька знаменитых DEEP FOREST, другие... другие... Другие не ищут сравнений, а просто слушают и тихо себе радуются - хорошо-то как: тут тебе и самый современный электронный звук, и фолковый вокал. Я отношу себя к последним и предлагаю вашему вниманию интервью с одним из тех людей, кто сотворил эту группу и этот альбом, - с Алексеем Румянцевым. Разговорились, и только потом я заметил, что историю-то создания команды он мне так и не рассказал до конца. Ничего, чай, не в последний раз ИВАН КУПАЛА появляется на страницах "МГ"...

- Как прошла московская презентация альбома?

- День (24 ноября. - О\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'К) был очень плотный, был такой сдвоенный концерт. Сначала нам в ГУМе поставили сцену и там мы дали небольшой, получасовой концерт. Потом была промо-акция в "СОЮЗовском" магазине, мы сидели и подписывали автографы на альбоме. А вечером была презентация в клубе "Солярис", причем мы очень много времени потратили на поиски клуба, так как в Москве, при всем изобилии, оказалось, что клубов-то хороших мало. Нам изначально предлагались клубы пафосные, клубы-казино - "Кристалл", "Golden Palace" - их атмосфера способна любую, нормальную вечеринку убить. А "Солярис" - это очень уютный, милый клуб.

Мы сами вели вечер, представляли гостей, среди которых была минская группа ЛЕПРИКОНСЫ, открывавшая презентацию (кстати, это был их первый концерт в Москве). Они нам близки по духу, так же, как и ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ. Выступили очень хорошо, народ их принимал здорово.

- Но музыка-то ЛЕПРИКОНСОВ сильно отличается от вашей...

- Ну и что? У них есть аккордеон, который, в принципе, любую группу сразу к народному знаменателю приводит. Мы не ставили перед собой задачу пригласить на презентацию только тех исполнителей, чье творчество в какой-то степени похоже на то, что делаем мы. Иначе мы бы просто всех загрузили. ЛЕПРИКОНСЫ даже специально спели для нас белорусскую народную песню... Выступал Леша Вишня, наш старый друг. Был ансамбль имени Дмитрия Покровского Тамары Смысловой, вдовы Покровского, и нынешнего руководителя ансамбля. К сожалению, вот их публика приняла не очень хорошо, без особого энтузиазма: люди пришли отдохнуть, развлечься, и тут им предложили настоящую музыку. Не было угарного такого веселья.

Из тех, кто был замечен в зале, - Ваня Охлобыстин, наш хороший друг. Группа АМЕГА целиком. Паша Булатников и директор ЛЯПИСА Женя Колмыков. Должен был приехать Дима Ревякин, но не успел, он выступал в "Антропологии" на НТВ.

Атмосфера была очень хорошая. Нас принимали просто "на ура", мы пели до тех пор, пока наши девочки не устали настолько, что не могли уже ни танцевать, ни петь.

Много было телевизионщиков, нас снимали и "МузТВ", и MTV, и ТВ-6, и ОРТ. Был первый канал итальянского телевидения: им в свое время послали наш клип, и они прислали в Москву свою съемочную бригаду, так как хотят, чтобы КУПАЛА поехала на фестиваль "Сан-Ремо-2000" и выступила там в качестве гостей, в рамках этнической программы. Пока все это планы, итальянцы хотели посмотреть, как мы выглядим на сцене.

- Алексей, всегда интересен рассказ о творческом пути группы из первых уст...

- Понял. Те люди, которые организовали ИВАНА КУПАЛУ, с музыкой были связаны постольку поскольку - в конце 80-х все поиграли в питерском рок-клубе, но это уже был его закат, и плотной работу я бы не стал называть. А так знакомы все были достаточно давно, а смычка произошла в то время, когда мы работали на "Радио 107,8 FM", "Шанс". Я был программным директором, Денис Федоров - техническим, а Леша Иванов занимался рекламой. Ситуация на самом деле достаточно прозаическая: поскольку я держал как бы бразды правления, а у нас, естественно, была студия для записи музыкальных роликов и всего прочего, которая некоторое время простаивала, то, используя служебное положение, мы там для себя писали маленькие фрагментики, отрывочки, по тридцать-пятьдесят секунд. А к тому времени уже подоспел DEEP FOREST. ENIGMA, она как бы всегда была интересна, но, в принципе, на творчество самостоятельное не прорубила нас, а второй альбом FOREST как раз и сподвиг. Началось с того, что я стал таскать пластинки а капелльной музыки, всякой, какую находил, - индийской, арабской, - и мы просто нарезали оттуда кусочки и чего-то там на них наигрывали. Поначалу это было все баловством, а в конце 95-го года в Питере появились мои знакомые американцы, работающие на подлейбле BMG, занимающемся псевдоэтникой. У них раз в год выходил сэмплер такой по итогам года: они покупали права на издание песен у PolyGram, EMI, Warner и выпускали сборник. И они совершенно случайно послушали эти отрывочки и предложили попробовать записать песню: мы, мол, послушаем, и если нам понравится, поставим ее в сборник, а если очень понравится, то, может быть, предложим и контракт. Я, с одной стороны, как бы вписался в это, но, поскольку опыта не было, то песню "Галя" мы вместо данного нам месяца писали месяца три - настолько ответственно подошли к делу. Естественно, все сроки были упущены, я даже по этому поводу умудрился поругаться с американцами, и актуальность этого хода была исчерпана. Кстати, послушав альбом, можно понять, что "Галя" отличается от остальных по звуку, она гораздо ближе к ENIGMA, она более гладкая, именно псевдоэтника такая.

- Тем не менее она мне очень понравилась!

- Хорошая песня, она и мне нравится. Там, кроме каких-то внутренних "тараканов", которые у нас были в голове, придраться не к чему, записана песня очень хорошо, и даже по саунду она записана гораздо лучше, чем весь остальной альбом. Это объясняется тем, что "Галя" - единственная песня, которую мы писали в нормальной студии, на трех инструментах, а весь альбом писался на одном-единственном аппарате, на одном-единственном синтезаторном инструменте. Я бы не сказал, что саунд альбома бедноват, но он достаточно однообразен, что является следствием того, о чем я говорил, а не следствием отсутствия идей.

После записи "Гали" мы два с половиной года ничем не занимались. Ну как не занимались... набирали внутренний опыт: немножко поездили по деревням, сидели в архивах, и задачи сделать проект, записать альбом мы не ставили перед собой. Не все те записи, что использованы в альбоме, делали мы сами, некоторые предоставляли наши знакомые, фольклористы-профессионалы - у каждого из них есть дома архив того, что записывали лично они. (Среди них встречались и ортодоксы такие. Например, мы приходим в фольклорные архивы, а там никто не занимается даже элементарной реставрацией фольклорных записей, перегоном их на нормальные носители, на DAT\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ы, на мини-диски, на CDR, все хранится на магнитных пленках шестидесятых-семидесятых годов. Очень часто бывало, что открываешь коробку с пленкой, а внутри кучка магнитной пыли. И эти люди считают, что стоят на страже чистоты стиля, что охраняют фольклорную первооснову, передают ее из поколения в поколение...). Кое-что, кое-какие куски мы взяли с носителей, что выпускались.

- Резонный вопрос тогда возникнет у того, кто будет читать это интервью: а что, собственно, сделали вы? Вам принесли готовые вокальные кусочки, а вы их просто подложили или положили на музыку. И все!

- ...Ну вот как бы это-то и все... Ответ очень простой. Отвечаю на западном примере. Мировой шоу-бизнес - материя очень тонкая, живо реагирующая на то, на чем можно заработать. Как только в 94-м году BLUR получил подавляющее число номинаций премий "Brit Awards", в течение года во всем мире, от Америки до Австралии и Японии, появилась куча команд, играющих брит-поп. Как только Шерил Кроу получила "Grammy", сразу произошел всплеск девочек с гитарой. То есть все, что способно вызвать интерес и принести деньги, - все ставится на поток. И тут появляется группа ENIGMA, которая продает свой альбом по миру тиражом семь миллионов, после этого резко появляются четыре-пять продолжателей этого всего, но альбомы - плохие, они не пользуются популярностью, и все это загнивает. Спустя три года появляется DEEP FOREST, опять же получает "Grammy", опять же альбом продается очень хорошо - и опять следует такой всплеск, очень короткий, буквально на полгода; возникают группы-подражатели, у них тоже ничего не получается и все снова затухает.

Работа в этом стиле технологически очень сложна, тут надо соединить, с одной стороны, достаточно плотные знания этнографии и умение достаточно аккуратно с ней обращаться. Это раз. Надо знать в совершенстве последние достижения в области компьютера, в первую очередь - технологии компьютерного монтажа и компьютерной реставрации. И надо быть в струе музыкальной.

Нам никто ничего не приносил, все вокальные фрагменты искали мы сами. И что мы сделали: грубо говоря, написали все песни заново, потому что каждая песня альбома собиралась как минимум из десяти-двенадцати совершенно разных фрагментов. Для того, чтобы получилось осмысленное произведение - и по тексту, и по музыке, приходилось при создании каждой песни отслушивать порядка двухсот пятидесяти тире пятисот фольклорных произведений. Это конструктор, да, но конструктор очень высокой степени сложности.

Фаза реставрации занимает основное количество времени, потому что примерно на секунду компьютерной реставрации уходит часа два - два с половиной непрерывной работы, и, к сожалению, эта работа не механическая: надо иметь очень хорошее ухо. Те люди, что приходили в нашу домашнюю студию, через двадцать минут начинали сходить с ума: мы берем миллисекундный отрывок, выводим его в виде осциллограммы на компьютер и начинаем мышкой его кромсать и обрабатывать разными программами. В течение двух часов в студии звучит, к примеру, буква "п" в разных вариантах: п-п-п-п-п-п-п-п... Тут действительно с ума сойдешь, если ты не подготовлен.

Последние полгода запись альбома представляла из себя пятнадцать рабочих часов в день, без выходных.

- Когда вы пришли к осознанию того, что группа будет давать "живые" выступления, как вы для себя стали решать проблему "бабушек", проблему "живых" голосов?

- Решали сложно и долго. Во-первых, если даже задаться сверхидеей собрать всех людей, что записаны на альбоме, то пришлось бы с собой возить человек сто пятьдесят - двести. Во-вторых, к сожалению, в живых уже многих из них нет: например, дорожевский ансамбль "Кострома" - и деревни Дорожево уже нет, она два года назад расформирована, и в варианте песни "Кострома", с которым мы работали (вариант 94-го года), использованы голоса людей, некоторые из них уже умерли. Мы что сделали: мы бросили клич по всем фольклорным организациям Москвы, Питера, Мурманска, Архангельска и за полгода, пока писали альбом, занимались и отбором исполнителей, отсмотрев человек триста. И окончательно поняли, что с пожилыми людьми работать на сцене у нас не получится. Мы компьютерным монтажом привязываем их к ритму жесткому и к гармонии, а поют-то они в свободной манере! И как только мы вставляем их в рамки - здесь надо спеть так, здесь так, тут закончить, - у них вся внутренняя энергетика пропадает. И это при том, что эти люди очень хорошо относятся к проекту, их не пугает совершенно компьютерная музыка, но как только они попадают на сцену вместе с нами, они думают не о том, что чувствуют, когда поют, а о том, как бы нас не подвести.

В результате мы отобрали четырех человек, двое из них работали в ансамбле Покровского. Девочки - выпускницы кто Гнесинского училища, кто академии. Естественно, в первую очередь мы их отбирали по голосам, по музыкальной фактуре, но они и двигаются хорошо. К тому же нам были нужны не просто певицы, а певицы-имитаторы, потому что в песнях присутствует совершенно разный диалект разных областей, разная манера пения. Мы с ними работали три последних месяца и ужасно волновались, как их воспримут "вживую", именно молодых исполнителей, ведь от альбома и от клипа создается впечатление-то другое. Восприняли!

- У тех, кто будет слушать ваш альбом, наверняка возникнет и такой вопрос. Как единичный альбом - он замечателен. Но что вы предложите слушателям дальше?

- В первую очередь мы собираемся удивлять людей альбомом этим. И еще я могу сказать достаточно определенно - второй альбом будет. Хотя бы потому, что у нас очень много неиспользованного материала, и второй альбом предусмотрен контрактом с компанией "СОЮЗ" на 2001 год (мы его будем потихонечку записывать на протяжении следующего года). После него и будет понятно, сможем ли мы сказать что-то еще. Куда заведет дорога, пока непонятно. Но пласт славянской песенной культуры настолько богат, что если бы мы поставили себе задачу работать только с ним, то нас хватило бы альбомов на сто.

Есть желание попробовать вынести эту музыку на международный рынок и подписать контракт с каким-нибудь мэйджером. Поэтому мы будем переписывать этот альбом: в Москве его послушали представители Warner и сказали, что музыка-то очень хорошая, но технические параметры записи международному стандарту не соответствуют.

Я был удивлен, и мне было приятно, когда "Кострома" стала приниматься так здорово. Я был уверен, что рынок такой музыки у нас испорчен многолетним некачественным использованием народной музыки, людей отпугнули от этого направления настолько, что подманить их обратно будет трудно. Но сейчас я вижу, что альбом продается хорошо.

- Сравнение с DEEP FOREST вас уже достало...

- На самом деле это лестно слышать... Я считаю это сравнение не то чтобы не очень умным, а достаточно простым и поверхностным. Но я понимаю, что и не сравнивать нельзя, канва-то общая. Объективно они наши... не учителя, но вдохновители; если бы не было их, то нас бы не было точно, сами бы мы эту идею, этот способ работы не придумали бы. Другое дело, что мы и привнесли сюда уже достаточно много своего. Например, Денис Федоров, несущий основную нагрузку по части звука, операторства, реставрации, придумал ноу-хау в части как раз компьютерной реставрации, которое на Западе еще не используют.

Мы пишем поп-музыку, переводим фольклор на язык популярной музыки. С другой стороны, мы более цельны, потому что FOREST использует, скажем, этнический вокал в качестве просто красивого дополнительного инструмента. Но мечта идиота есть - пробиться к ним, познакомиться. И самая большая мечта - попросить их спродюсировать нам альбом.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета