Эксперимент-12 Не повторялся, если б было хорошо
Есть в Витебске такая команда ЭКСПЕРИМЕНТ-12. Точнее сказать, это группа из Витебской области. Кредо коллектива - стремление играть как можно профессиональнее, а также - честность перед публикой. Обо всем этом поведал автор текстов и вокалист группы Максим Крыгин.
- Расскажи немного о себе.
- Да ничего интересного. Родился, учился, служил, женился. И в этом небольшом интервале времени был момент, когда взял в руки гитару и...
- И?..
- И пошло, поехало, поковыляло...
- Так уж и поковыляло?
- Скажем так: походочка за годы нашего существования была не очень ровная, но уверенная. Иногда шли, запинались, иногда ехали, а иногда именно ковыляли. В общем, всякое бывало.
- Насколько я помню, ты практически не пел чужих песен никогда. Их каких таких душевных глубин начали появляться у тебя собственные тексты? Что же к этому подтолкнуло?
- На гитаре я учился играть, как все 15-16-летние пацаны. В основном Цоя пел. Но быстро решил, что лучше автора никто не сможет исполнить его вещь. И из этих соображений начал составлять слова в рифму, в строчки. Это занятие меня сразу сожрало без остатка. Появилось всепоглощающее желание выразить свои чувства, сказать о том, что нравится и что не нравится. Смешные, конечно, поначалу песни были, если сейчас их читать. Но зато палкой по двору собак не гонял, как-то не считал это нужным.
- Ну а что тебе больше всего не нравится?
- Не нравится? Когда не понимают и когда сам чего-то не понимаю. Не нравится все ненатуральное, затушеванное, нечистое.
- А нравится?
- Ты знаешь, такого тоже очень много, только вот как бы сказать покороче?.. Ах да, это, наверное, будет инверсное что-то предыдущему ответу, то есть когда все чисто, с душой, с любовью.
- Мечта-то, наверное, есть?
- Конечно! Но она настолько большая, красивая. Может, это смешно, но хотелось бы, чтобы все жили в мире и согласии и говорили на одном языке.
- На каком, например?
- Так как большого желания учить языки у меня никогда не было, следовательно, на русском (смеется. - Авт.).
- Что волнует? О чем бы, так скажем, хотелось высказаться?
- Волнует, конечно же, будущее. Будущее во всех отношениях, далеко не только личное. Может, чего не понимаю, но куда уходит близкое нам, родное? Где гордость, до каких пор будем лизать и слизывать? Наверное, меня пошлют некоторые подальше (кстати, сделают это, придерживаясь всех русских традиций) за мои слова, но почему, когда идет от души, искренне, говорят: это уже было, надоело. Даже в Питере, в сердце русской рок-поэзии, музыки и культуры. Да, говорят, рок-музыка из-за бугра и не может быть русской. Почему же тогда классику не делят на родоначальников и последователей? Почему в классической музыке, кем бы она ни была придумана, видна русская душа, природа, национальный характер и так далее? Так же это и у немецких, французских и других композиторов, а ведь объединяет их общее - классическая музыка.
Возьмем теперь текст. Вот о Руси, о серьезных вещах, волнующих всех, дерут глотку Шевчук, Кинчев и их, так скажем, поколение. Эта их роль, ниша уже давно за ними закреплена, а вот молодые должны выдавать бессмысленный стеб, прикол, еще черт знает что, это чуть ли не условие современной продвинутости. Я не воспринимаю стеб ради стеба. Нас далеко не веселит то, что происходит вокруг, нам это больно. Мы не играем в простых, искренних и чистых. Мы стараемся быть такими на самом деле. И не видим в этом ничего плохого. Обидно, что душу считают утопией в некоторых, ушедших в одну какую-то коммерческую крайность компаниях, занимающихся записью, промоушном и т.д. и т.п. Им до фонаря мои рассуждения, они знают, что катит, что прет, от чего тащутся, что будет продаваться. Потом обижаемся, когда сравнивают со стадом. А это оттого, что кто-то один знает, чего все хотят, не спросив ни у кого, и далеко не хитрая система заставить наших людей блуждать из одной крайности в другую.
- У тебя в одной песне сеть слова: "Не повторялся, если б было хорошо"...
- Да, есть такое. В ней я как раз подымаю эту проблему. Просто хочется кричать.
- Я вижу.
- Нет, ну правда. Да не пел бы с удовольствием о всяких проблемах, если бы их не существовало. Просто вот, к примеру, не могу обойти такое, как обида за нас, за славян. Загляните в историю: постоянно дураками, варварами считали, силой приходилось обратное доказывать. Сами себе ярлык "Иван-дурак" приклеили, да приклеили-то от своей открытости, простоты, небрежности. Не знаю, все это прошибает до слез. Но ты не подумай, что я заклинил, тематика текстов у меня разнообразная, но что люблю горчички подложить, то люблю.
- Создается такое впечатление, что ты отрицательно относишься к новым направлениям в рок-музыке?
- Да нет, что ты! Далеко не считаем себя консерваторами. Всякая хорошо сыгранная музыка имеет право на свое существование. Мы с ребятами стараемся совмещать всякого рода новые фишки со старыми, куролесим по музыке, экспериментируем. Правда, не всегда получается то, что хотелось бы. Только вот что касается текста у некоторых команд, то мне кажется, он пустой и для его написания достаточно было найти какое-то выражение, которое легко бы легло публике на язык.
- Есть ли та музыка, которую ЭКСПЕРИМЕНТ-12 никогда не стал бы играть?
- Чтобы мы не играли? Я думаю, что мы всегда останемся честны перед публикой.
- Группу конкретно иногда зачисляют в число коллективов, исполняющих такой непопулярный сейчас русский рок...
- Определение "русский рок" как музыкальный стиль, мы считаем, изначально было неправильным. Я бы хотел тем, кто так считает, задать вопрос: а что такое русский рок? Мы не зацикливаемся на всяких там стилях, направлениях и так далее. Мы играем просто музыку, и приходит она к нам откуда-то свыше, а не из каких-либо конъюнктурных соображений.
- То есть вам абсолютно чужда конъюнктура?
- Слово нам это не нравится. Мы развиваемся по нормальным эволюционным законам. Стараемся играть энергичную, качевую музыку. Возрастной диапазон нашего слушателя от 12 до 53 лет. Это проверенный факт. К шоу-бизнесу относимся положительно. Но вот где у нас этот шоу-бизнес? А конъюнктура, хотели бы мы того или нет, все равно проходит сквозь наши мозги. Мир меняется, и мы, естественно, меняемся вместе с ним.
- Какие планы на ближайшее?
- Ой, планов-то море. Работаем опять же над концептуальной программой с рабочим названием "Дорога в...".
- Какая идея новой программы?
- Смысл в том, что у каждого из нас своя дорога в голове, в сознании, в действиях. Это, конечно, понятно, что конец ее у всех одинаковый, а в остальном она у всех разная. Хотелось бы, чтобы каждый, послушав альбом, увидел свою дорогу.
- А какого ждешь результата, когда слушатель найдет свою дорогу?
- Чтобы свернул со своей обалденно здоровенной, но не совсем правильной магистрали на тропу истины. Если так сделает и еще, еще кто-то, это будет круто!
- Пример правильной дороги в альбоме будет?
- Нет, конечно. Он есть только в Библии и у каждого из нас в подсознании. Но увы! Это как в школе. Учительница вдалбливает только хорошее, а сама делает не всегда так. Для меня Бог - это не личность, это свод всех чистых правил, и моя вера - это стремление к ним. Я считаю, что можно жить мирской жизнью со всеми достижениями науки и техники, но без порнографии.
- Ты в это веришь?
- Верю, что можно. Но реально вижу, что сегодня зарастает все больше тропочка, а вырастают далеко-далекие от нее магистрали противоположностей.
- А твоя дорога что из себя представляет?
- Простая, русская, раздолбанная, но асфальтированная, как, кстати, у многих. И, к сожалению, я не являюсь пока странником по тропинке в реальности.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 1999 год в рубрике музыкальная газета