Носков, Николай Молодежь нельзя купить ничем
- Николай, Лоза здесь, в Минске, говорил такую вещь. Если Карел Готт, к примеру, приезжает в Америку, то он работает не только для чешскоязычной аудитории. Наши же музыканты интересны только бывшим нашим. В чем тут дело? Когда мы возьмем этот порог? С другой стороны, не так давно по российскому телевидению показали гастроли СТРЕЛОК в Америке, американских тинейджеров, фанов группы СТРЕЛКИ. Это правда, что у них там поклонники? Можно нас всех поздравить? Рубикон перейден?
- Но у меня-то такой прецедент был. И не вчера. Завоевывал тамошнюю аудиторию. Крутили меня по тамошним каналам. Но дело здесь не в музыкантах. Есть у нас и композиторы, и музыканты, и вокалисты, которые могут работать на уровне. Нет до сих пор, как ни удивительно, менеджмента. Не получилось у нас ни одного менеджера, который смог бы работать на тамошнем уровне. Человек отсюда, который стал бы жить там, завоевал там авторитет и занимался бы тем, что брал из России, СНГ команды и раскручивал там. А СТРЕЛКИ, если несколько дней покрутили на дискотеках для школьников, то это значит, что так же быстро их забудут ради новых однодневок. Такой это жанр. Такой это сорт публики, что лишь бы пофанатеть.
- Никольский мне в интервью сказал, что ориентация проекта ПАРК ГОРЬКОГО была выбрана верно. Под Америку. Благодаря чему повысился профессиональный уровень музыкантов группы.
- Ерунда это все. Ничего там не повысишь. Вот понизить - можно. Слушал наших рокеров в Лос-Анджелесе. Они там по 7-8 лет уже живут и играют. Переехали из России. Ощущение было, что они отстали лет на десять. Играют старый замороженный хард-энд-хэви. Все уже другие, весь(!) мир давно другой. А они, как в болоте, там сидят и все. Ничего не получается!
Европа - да. В Англии мы прекрасно общались. Там можно повысить свой творческий уровень. А в Америке сейчас только "черная" музыка что-то рождает. Да и всегда, в общем, так было. Рок, ритм-энд-блюз зарождались у черных в Америке, но окультуривались они уже в Европе, в Англии.
- Говорилось о том, что в Америке существуют целые "инкубаторы" для рокеров, где их собирают и натаскивают. Попадали туда и наши.
- Ну есть определенные заведения... Но в основном все зависит от тебя самого. Твой рост и так далее. "Замороженный хард-энд-хэви"... Вы считаете, что такая музыка, как LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE и METALLICA, это архаизм?
- Нет, все это еще "живая" классика. За исключением METALLICA. Они еще классикой не стали.
- Но я не понимаю, почему наши "живые" классики, ветераны, упорно гонят все тот же ритм-энд-блюз, не желая вносить новации, экспериментальную музыку. "Стояли на своем и стоять будем". Зазорным для себя считают?
- Ну а вы сами... Вам 42. Один знакомый музыкант ваших лет сказал мне так: "В жизни меня девушки любят, но на сцене я уже должен прыгать, чтобы нравиться молодежной публике. Одного музыкального мастерства уже мало".
- Это досужие рассуждения. Молодежь нельзя купить ничем. Они очень откровенно воспринимают все. Им нравится то, что я пою, вот и все.
- После "Музыкального ринга" женщины среднего возраста осаждали ларьки. Просили кассеты Носкова. Вы вообще знаете свою публику?
- У меня очень простая ситуация. От 16 до 60.
- А поклонницы у вас доставучие?
- У меня публика какая-то интересная. Вот я предпочитаю немецкие автомобили, они очень хороши, поломок не бывает практически. Один "Опель" мой стоял во дворе, я даже не закрывал его. Очень часто оставляю свою машину во дворе и знаю, что никогда ничего не произойдет. Сидят ребята, девушки. У них "бессонница". "Можешь не беспокоиться, - говорят. - Не спим, за твоей машиной следим". ГАИ всегда отпускает. Мне вот ксиву выдали: "Музыкант правительственного концерта".
- О русском роке сложился такой стереотип: тут главное тексты, то есть смысл, поэзия, а музыка и игра на инструментах довольно тривиальны и вторичны.
- Понятие "русский рок", может, было лет 10 назад. А сейчас... Есть питерская школа, там на самом деле очень важны тексты и совершенно не важно, как играют. Московская рок-музыка - там ценится, как играют. Есть другие стили, уже существенно отличающиеся, где удар совсем не на тексты, а на исполнение. Я вообще не скажу, что я патриот. В том числе и так называемого русского рока, русской рок-тусовки. Америка - хорошая страна, чтобы жить там; не считаю, что у нас духовность, а там - нет.
- А как вам нравится рок-атрибутика, приходящая оттуда? Кольца в ушах у мужчин, крашеные волосы, от чего веет нетрадиционной сексуальной ориентацией?
- Есть артисты, такие, как Стинг, которые никогда ничего на уши не вешают. Живут в среднем комплексе, в пригородах, ездят в автомобилях, в которых ездят все, средний класс. Я жил в среднем классе. У таких обычная публика, как в любом нормальном обществе. А есть артисты, понимающие свою роль, свою аудиторию, свой социальный заказ, своих продюсеров. Потому у них и атрибутика, и образ жизни, чтобы создать определенный имидж.
- Чему еще научила Америка?
- Раздельному питанию. Во всем.
- Насколько известно, американский слушатель воспринимает музыку только на английском языке. Поэтому БГ и другим приходилось перестраивать себя.
- В Америке - да, на английском, в Европе - наоборот. Любят, чтобы артист работал по-своему, с колоритом. Меня представили: "У нас сегодня в гостях русский певец. Не может ли он нам спеть что-то свое?". Я спел романс. Сам его перевел и вот опробовал на зале. Я вообще думаю, что если делать хороший глобальный проект, надо петь на русском. Тогда это будет в точку, это будет твое лицо, ты сам, тогда будет успех. Европе есть Европа. Там певец поет и на английском, и на немецком, на французском, на итальянском...
- Как вы относитесь к акциям по борьбе с пиратством?
- Никак не отношусь, но я против него, конечно. Потому что это мои "живые" деньги. Как выпустят альбом, через неделю пираты уже столько напечатают и продают по более дешевой цене...
- А где вы записываетесь сейчас?
- На разных студиях. Последний альбом писал у Александра Иванова. Это известная фигура. Альбом писался в сжатые сроки, в перерыве между гастролями. Физически тяжело было очень.
- Будут ли в вашем репертуаре романсы?
- Весной я хочу записать третий альбом. Когда выпускать романсы, решают мои продюсеры. Вообще-то я не считаю это романсами. От романса там мало что осталось. Это рок-баллады. Этот жанр богаче по подаче.
- Помнится, вы, приехав в Америку, начали с баллад. А потом уже все пошло.
- Дело не в балладах. Я в Германии записал англоязычный альбом. Получилось так, что на дискотеки пустили именно этот альбом. А баллады у меня уже были.
- В чем тут дело? В поэзии?
- Хорошие стихи у каждого исполнителя. Все дело в подаче. В твоем уровне.
- У вас молодые музыканты. Это потому, что с ними легче общаться?
- Общаемся нормально. У нас не возникает моментов, кто, дескать, старше, кто еще молодой. Мне нравится их энергетика, отношение к музыке. Больше желания достичь чего-то, а не только накосить быстрее и легче денег. С ними интересно, потому что растут на глазах.
- Чего еще хочет Николай Носков?
- Продолжения того, что происходит со мной сейчас. Каждый год выпускаю новый альбом. Работа, работа и работа. Встал с утра - и уже в голове... В 10 вечера ложусь, если концерт - в 12.
- А свободное время? Книги, музыка? Чем заполняется?
- Валяюсь, как бегемот. Ничего не хочется.
- Ваша любимая страна, кроме России?
- В Америке мне очень нравится Сан-Франциско, в Италии - Ватикан... Я приехал с гастролями в Рим. У меня еще было пять городов. Венеция и так далее. Две недели провел в Италии. А в Риме сходил в Ватикан и уходить не хотелось.
- Вопрос напоследок. Огурцов стал Лемохом, ваш бывший коллега по ГОРЬКОМУ ПАРКУ Миньков стал Маршалом для благозвучия. Вы никогда не думали о псевдониме? Вас не просили об этом? В школе "носком" не дразнили?
- У меня, на самом деле, фамилия, как псевдоним. Вот в Москве недавно поехал за чемоданом. Пока я стоял на рынке с продавцом, выбирал чемодан, с рынка повыскакивали девчонки по поводу автографа. Я говорю продавцу: "Хватай чемодан и давай за мной в машину". Бежим - продавец с чемоданом и я. А они (их много было) за нами. Знаете, с чем? С белыми носками. Поймали меня уже в машине: "Распишитесь здесь!".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 1999 год в рубрике музыкальная газета