Априори
Априорная музыка


Есть в белорусском городе Витебске интересная группа, АПРИОРИ называется. А чем она интересна, об этом "МГ" рассказывает ее музыкант Вячеслав Зиновский (через "н". А вы что подумали?..).

- В 1989 году мы собрались в студии - я и Евгений Миронов, тогда это был дуэт - и начали экспериментировать на отечественных синтезаторах. Вся концепция строилась вокруг такого звука. Спустя какое-то время мы разъехались, оказались в разных городах: я в Минске поступил в Институт культуры на эстрадный факультет. Проект возобновился только в январе 93-го года, когда одна группа предоставила часть времени для работы на своей базе и мы на их аппаратуре снова начали репетировать в Витебске (хотя я продолжал учиться). За год мы сделали двухчасовую программу и показали ее публике. К нам присоединился гитарист, и на сцене все это представляло из себя вот что: барабаны, которые шли из компьютера (нам до сих пор никак не удается найти подходящего барабанщика), а все остальное звучало "вживую" - я играл на клавишных и пел, Женя играл на бас-гитаре и Дмитрий Ижохин - на гитаре. Получили какой-то резонанс, были какие-то эфиры на телевидении.

Но обстоятельства, продиктованные отчасти нашей внутренней позицией, складывались против проекта: сначала у нас забрали назад аппаратуру, потом ее нужно было уже купить, затем надо было выкарабкиваться из долгов. В том числе из-за последствий неумелого бизнеса. Ну и постепенно мы как будто даже и отошли от проекта. На самом деле в мыслях этого не было, он просто как бы полежал на полочке.

Сейчас мы пишемся в своей студии, забросив все побочные дела. В настоящее время реанимируем программу, планируем несколько концертов по Беларуси.

- Название группы и та музыка, которую вы играете, как-то согласуются между собой?

- Впрямую. Музыка - это очень интуитивная вещь. Что такое "априори"? Изначальное. В той же кантовской трактовке - знание до опыта. Что значит "знание до опыта"? Эта та же самая интуиция.

Музыку, как мне кажется, нельзя вычислить, ее можно только почувствовать. Поэтому название группы точно отражает то, что мы хотим делать. Тем более в основе того, что мы делаем, лежит некая идея, с которой, в общем-то, все и началось. Мы общались между собой по поводу музыки, создавали какой-то мыслеобраз, породивший потом музыку.

- Как мне думается, группа ваша основной упор делает на тексты, они и не попсовые, и не роковые. Кто их автор?

- Часть текстов написана мной, часть принадлежит питерской поэтессе Ольге Королюк, она печаталась в белорусском журнале "Парус" (не знаю, существует ли он сейчас). Мне стихи очень понравились, я приехал в редакцию и узнал ее адрес. Мы съездили к ней, пообщались... вот, собственно, и все. Но это лишь каркас истории, на самом деле ее стихи меня внутренне поразили своей интуитивностью, тем, что с первого раза они кажутся даже непонятными. Поразили поэтичностью. Я надеюсь, что у нас будут песни на стихи Ольги, мы, правда, давно не встречались.

- Вроде бы у вас готов к выходу альбом...

- Основная его часть готова. А на следующий год я планирую записать и выпустить три альбома, хочу издать весь накопившийся материал.

В этот альбом войдут практически все наши старые композиции и, может быть, парочка новых. Рабочее его название - "Но мы останемся в игре". Это будет сплав инструментальной и вокальной музыки.

- Промо-материал ты уже забросил на радио, отклики какие-то есть?

- Песни крутятся на радио, да. Но еще надеюсь на то, что в Минске удастся найти заинтересованных людей, которые с участием отнесутся к нашему проекту и помогут организовать здесь первые концерты. Я понимаю, что фактически начинающему проекту без телерекламы очень трудно найти зал и, соответственно, окупить все расходы. А концерт не хотелось бы делать на дерибасовском уровне, необходим хороший звук, свет и так далее. Идеал для нас - это большая сцена. У нас есть слайды, есть задумка с хореографией. Но даже если сценического действа не будет, то настроение, которое мы хотим передать, оно требует его восприятия публикой в зрительном зале. Человек должен спокойно сидеть, слушать текст, музыку. Клуб же - это нечто другое, это ближе к активному отдыху.

- Объясни, что стилистически представляет ваша музыка?

- Мы не шли от стиля (стиль - это тоже условность), мы шли опять-таки от идеи. Можно написать хорошую балладу, блюзовую песню, но все это уже форма готовая. А у нас форма диктуется содержанием, а содержание - это текст, который обрамляется какой-то аранжировкой.

Я так думаю, что если эта музыка настоящая, она понравится, вне зависимости от того, кто, к какому стилю будет ее относить.

- Есть такой музыкант Андрей Мисин. Мне кажется, то, что вы делаете, это похоже на то, чем занимается он: текст, в котором рассказывается некая история, в нем же приметны нотки назидательности, и музыка, не загнанная в рамки стандартного "куплет-припев". Мисин все-таки не нашел себе достаточно большую аудиторию, начитанную, мыслящую, которая одновременно и черпала бы для себя в его произведениях какие-то откровения. Он воспринимается в сборном концерте, это да, но его сольник часа на два я себе представить не могу.

- Все тобою сказанное не означает, что он не нашел своего слушателя, он не нашел (а может, и не искал), правильно, своего массового слушателя. Каждый пусть делает то, что хочет. Другое дело - мера таланта, вот что самое главное. Если музыка сделана искренне, пусть даже и сложно, все равно она найдет своего слушателя. К нам часто, кстати, подходили всяческие конфессионеры и спрашивали, какой религии мы служим. Или же говорили: "Мы чувствуем, что это христианская музыка". Пускай в нашей музыке будет доля загадки, не надо штампов. Во всяком случае ни на одно из предложений о сотрудничестве с какой-то конфессией мы не откликнулись, потому что мы не являемся приверженцами идеологий. Творчество должно быть чистым.

- У тебя были определенные ориентиры в музыки?

- Естественно. Сперва это была серьезная музыка - PINK FLOYD, GENESIS. Потом, как сказал один мой друг, я раскрепостился немножко и стал слушать более разнородную музыку. Сейчас я преемник любой, профессиональной, со вкусом сделанной музыки. Мне очень нравится Шевчук, хотя он мне не близок по духу, в смысле языка, он ведь пишет рок, но мне нравится глубина его образов.

- Не было мысли использовать в своих композициях музыку разных народов, как, к примеру, это делает Стинг? Белорусские группы сейчас бросились играть сплошной фолк...

- Это просто конек, просто конек! Берешь мелодии, уже сочиненные, и кладешь их на красивые лупы. Получается очень хорошо! А диск с лупами покупаешь на рынке!.. А все остальное - это уже нюансы, которые требуют профессионализма аранжировщика. Я не умаляю ни в коем случае ни ПАЛАЦ, ни КРЫВI, они мне нравятся, но... (К Макаревичу были в свое время претензии со стороны профессионалов, которые плевались оттого, как он неумело поет песни, хотя их и пела вся страна. Но я страшно уважаю Андрея Макаревича, это личность, которая у нас не имеет себе равных).

Правильнее было бы переформулировать твой вопрос так: а будем ли мы меняться? Я иногда сижу и думаю: вот сделать бы сейчас песенку в стиле "поп", но так, чтобы это было и в стиле АПРИОРИ. А потом... нет, не буду я ее делать... Все может быть... Недавно придумалась чисто русская мелодия... Мне было бы интересно развивать свое...

- Что в Витебске с музыкой происходит?

- Лично мы находимся в каком-то замкнутом кругу, своем мире и, в общем-то, не контачим с той молодежью, что приносит к нам в студию свои вещи, потому что мы, с одной стороны, как бы начинающая группа, а с другой - далеко нет. Что касается музыкальной, культурной жизни, то у нас есть на весь Витебск "Славянский базар", который покрывает все. Каков он есть, таков и есть, но и так надо отдать должное - это мощное мероприятие, оставившее след в истории нашей культуры.

Что мне нравится в среде витебских музыкантов, так это дух некой общей деревни, мы держимся все вместе. Но что-то такое очень интересное выделить, если ты меня попросишь, я не выделю. Мне хотелось бы сделать проект нашему могилевскому другу Володе Козлову, мне очень хочется сделать проект минскому другу Коле Трусову.

- А как ты белорусскую, современную музыку воспринимаешь?.. Пауза, понял...

- Когда в свое время услышал "Белые города" Алексея Шедько, я подумал, что со мной произошло что-то неладное, меня всего колотило... Единственный - это Алексей Шедько, который оторвался ото всех, остальное находится в традиционных рамках, во всяком случае из того, что я знаю... А если честно, я не разбираюсь в роке, я слышал несколько минских команд, хороших, профессиональных, но я не скажу, чтобы мне запало в душу то, что они делают.

За последнее время мне пришлось заняться всяческими "минусовками", сам процесс аранжировки, в который пришлось погрузиться, очень увлекателен. От аранжировки зависит многое. Мне кажется, что многие коллективы нашли даже не столько идею, текст, а просто нашли свою аранжировку, поэтому они и хорошо себя чувствуют. Музыка - сила великая. Люди не понимают, почему им нравится та или иная мелодия, они слушают вот эту "ля", следующую за "фа", и восторгаются, а другая "ля" после "фа" не производит впечатления. Объяснить это невозможно... С точки зрения аранжировки в Беларуси много хороших аранжировщиков. Много грамотных музыкантов. Если говорить узко. А если говорить о результате, то бывает, что песня аранжирована очень классно, а на выходе - ничего. Почему так происходит... Я думаю, что аранжировка - это не самое главное. Самое главное - тот сплав, что получается в итоге, а не детали...

Не надо было мне говорить про сородичей плохое, мы ведь все одним миром мазаны, все мы не так уж велики, как нам кажется.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета