Гаркуша, Олег “В стране “Сайгон” зимы не будет”
АУКЦЫОН мало просто слышать. Главное на концерте этой группы вовремя определить, какой из двух кайфов ловить станешь. Кайф первый: замираешь в кресле, впиваешься глазами в сцену, а там в полумраке раскинулся светлый шатер с загадочным обозначением "Аюым". Под ним группа... или труппа... не разберешь. Но это АУКЦЫОН! Вокруг шатра трубы, гитары, еще какие-то инструменты редких экзотических пород. И взялись за них музыканты, и орут вокруг тебя под кайфом зрители - начался концерт. Звук барабанной установки сливается воедино с акустическими барабанами - это шаманство полное. Шаман Леня Федоров уносит вверх своим глубинным вокалом. А безудержные культовые танцы "логотипа" группы АУКЦЫОН Олега Гаркуши сопровождаются его же ловким владением погремушкой - кайф другой.
Ни один концерт АУКЦЫОНА не обходится без энергетической взбучки, да такой... Уже на третьей песне можно заметить, как ступеньки в проходе между рядами сотрясаются в беспорядочном ритме АУКЦЫОНА. Танец - он у каждого свой. Гаркуша сам по себе, публика сама по себе. А кайф неимоверный соединяет их...
- Одно время Питер захлестнула волна гитарного рейва. Она каким-то образом коснулась группы АУКЦЫОН?
- Не знаю, насколько гитарный рейв, и все же эти новомодные веяния коснулись нас и даже очень. За последнее время АУКЦЫОН выпустил два компакт-диска, сингла. Они называются "Зимы не будет" и "Небо напополам". Еще готовится "полуаукцыонный" альбом Володи Волкова и Славы Курашова. Это экспериментальная музыка - идея Лени Федорова. В общем, все три альбома очень сильно отличаются от того, что было раньше.
Вообще-то АУКЦЫОН всегда представлял собой смесь совершенно различных направлений. Но мы не стараемся специально наслушаться регги, африканской музыки, рок-н-ролла. Творческий процесс не протекает плавно, он довольно спонтанен. И мы до определенного момента не старались подчиняться моде. Но, видно, нынешние веяния скорее мы подчинили себе. Все, что придумывается мной или Леней Федоровым, зависит сугубо от нас. Аранжировки группа делает дружно. А что касается последних наших работ, они вообще не от мира сего. Обязательно послушайте. Песни очень мелодичные, но вы услышите разные приколы - новомодные скрежеты, шумы, стуки.
- Настя Полева назвала ваш клуб "Сайгон" палочкой-выручалочкой для рок-музыкантов. Кого и от чего в "Сайгоне" выручают?
- 24 июля открылся клуб-кафе "Сайгон", в коем я принимаю непосредственное участие. Олег Гаркуша - президент культурного фонда "Сайгон". Мы организуем концерты для музыкантов, которые... не везде могут выступить и не всегда. Мы будем приглашать группы из различных регионов России и не только. Кроме всего этого, "Сайгон" обожает проводить творческие презентации "митьков", фотографов различных, парикмахеров. А теперь мы еще набираем сайгоновскую театральную труппу, конечно, с моим участием. Впоследствии будет школа "Сайгона" - классы вокала, гитары, баяна. Так что мы не просто кафе-клуб - мы целая страна "Сайгон".
- Олег, многие недоумевают, зачем вы выставляете на продажу свой легендарный пиджак с орденами - разбрасываетесь ценностями?
- На данный момент этот пиджак действительно висит в витрине магазина "Сайгон". И я думаю, что в скором времени произведут на свет манекен Олега Гаркуши. Вот тогда эта ценность с орденами будет надета на "меня" онова. Что касается моих любимых вещей, это фанаты делают из них "легендарные прикиды". Я смотрю на вещи попроще. У меня есть и другие пиджаки, а тот с орденами уже свое отжил и мне он больше не нужен. Да и вообще время откровенных шоу АУКЦЫОНА осталось в прошлом. В далеком 83-м. Уже тогда мы. больные театром, готовились ворваться в питерский рок-клуб. Сколько было грима, костюмов... А приобретались "наряды" в комиссионных магазинах.
Перед дебютом в рок-группе мы все здорово перетрухнули, и это впоследствии чуть было не стоило нам дальнейшего творчества. В день выступления мы подкатили к месту концерта в 9 утра, дабы хорошенько отрепетировать. Сторожа еще спали. Мы очень волновались. Это было чувство громадной ответственности перед теми, кто должен был прийти на наше выступление. Концерт АУКЦЫОН провалил, и у нас автоматически отобрали репетиционную точку и аппаратуру. Практически все музыканты тогдашнего состава разошлись. Остался только Леня-клавишник. Через два года мы нашли нового солиста и гитариста с барабанщиком. Появилась и база для репетиций. В 1985 году мы дали еще один концерт, на этот раз успешный, и АУКЦЫОН реанимировался.
- А теперь перед каким-нибудь сверхграндиозным концертом вы бы стали готовиться так усердно, чтобы пойти репетировать до восхода солнца?
- Я думаю, что вряд ли. Мы и повзрослели, и помудрели. Стали профессиональнее. А тогда просто шанс выступить был минимальным. И когда под рукой полуразваленная аппаратура, человек рвется в бой, соглашается на любые предложения выступить, только бы его услышали.
- Это вы часом не про сегодняшнюю ситуацию молодых групп?
- Да, эта сегодняшняя ситуация - она была и вчера и, возможно, ожидает будущую волну рока. Это называется молодость.
- А как вы смотрите на музыкантов, называющих себя вечно молодыми, - "старого мальчика" Вадима Курылева и "престарелого юношу" Бориса Гребенщикова?
- А что еще делать, если изначально Бог решил, что они могут петь песни? Если в обычной жизни, в кругу малознакомых людей твои мысли покажутся спутанными, попробуй превратить их в песню. И многое поменяется. Ты можешь меняться тысячу раз, но главное - сохранить то, за что тебя любят.
У нас во время концертов и сейчас царит непредсказуемая атмосфера. Еще ни одно шоу нашей группы не имело аналогов даже у нас самих. В плане костюмов и декораций АУКЦЫОН еще в 80-м обратил на себя внимание питерских тусовщиков. Нам очень повезло с художником. Этот чуткий "персонаж" всегда был на стреме и в случае необходимости превращал концерт АУКЦЫОНА в неповторимое красочное представление.
- Тяга к шоу на первых этапах была обусловлена вашим непрофессионализмом. А в каком именно году АУКЦЫОН обратил внимание на музыку?
- Группа АУКЦЫОН научилась играть ближе к 1993 году. Но около десяти лет грим не был для нас щитом. Мы не прикрывались сценическими штучками. Все было натурально. Просто до того, как от нас ушел художник-гример, я и Леня и другие больше утопали в камуфляжной роскоши, чем теперь. Жили, как все нормальные люди, в пределах андерграунда и сами себя не обманывали.
Я вообще сторонник искренних действий. Искренность - самая большая ценность. Главное, чтобы человек, с которым я общаюсь, не врал мне в глаза. Несколько лет назад я даже избрал для себя определенный способ духовного общения. Я просто говорил близким людям обо всем, что накопилось в мыслях. Попросту выворачивал душу наизнанку. Иногда я с кем-то вот так откровенничаю и вдруг понимаю, как собеседнику неприятно все это слушать. Он держит фигу в кармане, корчится от всяческих искренних признаний с моей стороны... Однако правда есть правда.
- Ну и что же, эти признания вас как-то очищали?
- Нет. Это оказалось заблуждением с моей стороны. Лучше никогда не прибегать к такому способу.
- Расскажите о наиболее интересных концертах АУКЦЫОНА за рубежом.
- Мы выступали на фестивале в Париже. Там было очень много групп, и наша очередь выходить на сцену подошла в 6 утра. С нами также ездили БРИГАДА С и НЮАНС. К сожалению, БРИГАДЕ не повезло - они не выступили. Зато я со своими да в шесть утра перед эгоцентричными французами... Их на тот момент оставалось несколько тысяч. А вначале было вообще раз в 10 больше.
- Тысяч?!
- Да. Они любят такие круглосуточные праздники.
- Насколько сейчас питерский зал "Юбилейный" востребован у рок-тусовки?
- Выступают группы, как и раньше. Вот нам предлагали выступить в ноябре на рок-фузовском мероприятии.
- Олег, как нынче реагирует на ваши достижения питерская пресса?
- Ну за уши нас не тянут. И все же я бы отметил достаточно живой интерес наших родных журналистов к группе АУКЦЫОН.
- Что от вас нам ждать в ближайшее время?
- Я планирую выпуск своей книги "Мальчик как мальчик", которая, в принципе, уже готова. Осталось только ее напечатать. Да, скоро откроется мой именной клуб "Гаркундель".
А еще живет в Питере такой интереснейший человек Гавриил Лубнин. Это мой друг, он известен в Петербурге и в Москве. Но, к сожалению, особым желанием выступать Гавриил не отличается.
А очень жаль - у него безумно красивые песни. Так вот, мы с ним придумали недавно проект ЛУГА, записали одну песню под названием "Лесная". В скором времени услышите и сингл - Олег Гаркуша и Гавриил Лубнин.
- По всем признакам в группе вы выполняете роль... художественного руководителя, но, по-моему, раздражаетесь, когда вас таковым называют...
- Помните, в свое время... А нет, не помните. Короче говоря, в мои годы были очень популярны ВИА. У них обязательно имелись художественные руководители. Но что-то не нравились мне их функции. Поэтому я, по словам Лени Федорова, не кто иной как логотип группы АУКЦЫОН. Им, пожалуй, мне и быть дальше.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 1999 год в рубрике музыкальная газета