В тихом омуте
# 3

(c) 1999 Творческое объединение "В Тихом Омуте..."

Могилев, тираж -- 299 экз., 82 с.

С начала 90-х гг., когда снижение интереса к рок-андерграунду стало очевидным, а постсоветское пространство все глубже погружалось в трясину экономического (и культурного) кризиса, количество самиздатовских журналов и газет в нашем Отечестве резко сократилось сравнительно с предыдущим десятилетием.

И все же о смерти самиздата как культурного (контркультурного?) явления сегодня говорить преждевременно. Живут еще "Старички" ("Окорок", трансформировавшийся в "ОН"), иные оживают в Internet ("Ура! Бум-бум", "Иванов"), некоторые - рождаются.

Один из последних - могилевский журнал "В Тихом Омуте...", появившийся на свет в 96-м году при одноименном могилевском творческом объединении.

Мне, давно не державшему в руках что-либо подобное (приятное исключение - "Окорок/ОН" #3 (13)'99), сие издание доставило без преувеличения ощущение праздника. Журнал явился достойным преемником лучших андерграундных традиций, заложенных такими "китами" отечественного самиздата, как "Урлайт", "Контр Культ УР'а", "Окорок".

Есть в музыкознании термин "лейтмотив" (от нем. leiten - вести), что в приблизительном переводе обозначает основной, ведущий, главенствующий. Свой лейтмотив есть и у "ВТО" #3 - ТРЕЗВЫЙ ВЗГЛЯД НА СООТНОШЕНИЕ АНДЕРГРАУНДА И ОФИЦИОЗА. Не удержусь, чтобы не процитировать слова главного редактора журнала Клайда Эрмана: "...давно прошли времена "Ордена Клинических Романтиков"... Настало время "Новых Патологических Прагматиков"" (с. 11). В переводе на общепонятный русский язык: причина неизвестности местных андерграундных групп - в них самих, в их бездеятельности и лени. Коснулся Клайд также анархистов и белорусской оппозиции, вуалирующих свою пассивность и робость внешней декларативной революционностью. Юра Романов ("Окорок/ОН") выразился еще более лаконично - "ВСЕ ВЫ ПРОСРАЛИ СВОЕ ВАТЕРЛОО" (слова из песни, сами знаете чьей) - в одноименной статье, завершающей журнал.

С обложки номера на читателя смотрят Мик Джаггер, Джим Моррисон, Джон Леннон и Майкл Джексон. Под их фотографиями - оговорка: "Этот журнал - не о них!" Издание полностью посвящено ОТЕЧЕСТВЕННОЙ сцене (в самом широком смысле), причем - никаких там грандов, мэтров, звезд и иже с ними. И это радует.

Итак, пройдемся по рубрикам.

"Могилев-records". Эта рубрика родственна "Обзору новинок" в "МГ". Но рецензии на альбомы здесь уже и меньше по объему. Несмотря на название, рубрика не зацикливается на родном городе. Кроме альбомов могилевских групп DANGER, ЭЙН-СОФ и ОКРУГ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА, в рубрике представлена продукция группы БОРЕЙ (Лида), а также аудиоприложение "Корни" к ростовскому самиздатовскому журналу "Кора дуба".

"Чай с джемом". Пытливого читателя ожидает интервью с Чуком (Сергеем Владимировым), лидером "металлической" группы DANGER.

"Регион". В этой рубрике кроме Могилева (ЭЙН-СОФ, АВАНГАРДШКОЛА, АФАЗИЯ) представлены Москва (ДЖА ДИВИЖН), Минск (КРАСНЫЕ ЗВЕЗДЫ), Гомель (ZНАМЯ ЮНОСТИ), Речица (АСТРАЛ), Лида (БОРЕЙ).

Исчерпывающая информация справочного характера о представителях местной сцены и захватывающие интервью.

"Фестивали". Увлекательный рассказ Анджея Полянского о фестивале "Протяг-IV", который проходил в августе 98-го года в украинском городе Ровно.

На вкус и цвет... сами понимаете что. Прошу прощения за субъективизм, но лично я определил для себя три центральных материала, наличествующих в номере:

1) Фотогалерея ГО "В тихом омуте...". Не сомневаюсь в том, что среди фанатов ОБОРОНЫ "ВТО" #3 мог бы стать чем-то вроде бестселлера.

2) "Непоследний из могикан". Юрия Альбертовича Романова можно по праву считать мэтром и корифеем белорусской самиздатовской рок-журналистики. На стр. 38 - 49 Юрий делится своими воспоминаниями о своем детище - "Окороке". Из материала можно узнать также много интересного и полезного о жизни белорусской андерграундной сцены. В редакционном послесловии ожидается публикация продолжения романовских откровений (не могли полностью поместить!).

3) "СССР, реггей и джа". Интервью с Герой Моралесом, лидером ДЖА ДИВИЖН - группы и целого растафарианского движения.

"ВТО" - журнал не только музыкальный. Рубрика "Поэтессы" представляет две книги стихов молодых могилевских поэтесс, выпущенные издательством "В Тихом Омуте..." в 98-м году: "Отражение" Наташи Руссиян и "Без одиннадцати тридцать" Катерины Рыльской.

В рубрике "Сделай сам" вы прочтете рассказ Анджея Полянского "Гитара дедушки Джо". Плюс веселые картинки молодых художников, подающих надежды на альтернативность...

Впрочем, к чему все эти подробности?.. Ведь, если перефразировать известную поговорку, лучше единожды самому воочию увидеть журнал, чем узнавать о нем из сотни рецензий. Настоятельно рекомендую ВСЕМ-ВСЕМ-ВСЕМ!!!

А собратьям по перу из "ВТО" хочется искренне пожелать больших денег (!), регулярной периодичности выхода издания, расширения аудитории и репертуара, новых музыкальных и литературных открытий. С безграничным уважением и пылкой любовью -


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета