Turner, Joe Lynn Рок-Одиссей
Певцы, работающие в составе известных коллективов, бывают разные. Некоторые становятся суперзвездами, и о них говорят, в знак уважения понижая голос. Но не всем же быть гилланами, плантами да осборнами! Существует другая категория вокалистов - в высшую лигу не пробившихся, но почитаемых.
Именно к этому разряду относится Джо Линн Тернер (Joe Lynn Turner). Четыре альбома с американской группой FANDANGO сделали его известным лишь в кругу профессионалов. Одним из них, по счастью, оказался ловкопалый Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore), в 1981 году заманивший невинного Джо в свой коллектив RAINBOW. Так имя Тернера прогремело на весь мир. Хотя записаны были всего три программы: "Difficult To Cure" (1981), "Straight Between The Eyes" (1982) и "Bent Out Of Shape" (1983). Зато именно состав с Джо у микрофона оказался наиболее успешным в коммерческом отношении; реакция публики хорошо видна на целых двух видео, отразивших ту эпоху.
Спустя год после роспуска RAINBOW, в 1984-м, Тернер разродился сольным опусом "Rescue You". В конце декады к услугам певца прибег ученик Блэкмора Ингви Малмстин (Yngwie J. Malmsteen)...
А в 1990-м Джо Линн к всеобщему удивлению оказался в DEEP PURPLE и записал с ветеранами альбом "Slaves And Masters". Только лишь в 1995 году увидел свет второй диск вокалиста "Nothing\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Changed". Впрочем, вопреки названию, кое-что да изменилось. Джо наконец оказался нужен. На свой счет он записал еще три пластинки: "Hurry Up And Wait" (1997) с оригинальным материалом и "Undercover" (1997) и "Undercover 2" (1999), содержащие кавер-версии рок-боевиков прошлых лет (WHITESNAKE, FREE, BAD COMPANY, RAINBOW, FOREIGNER...). А кроме того - альбомы-посвящения DEEP PURPLE, AC/DC, RAINBOW, CREAM... Подпевки у Шер, Билли Джоэла, Майкла Болтона, Бонни Тайлер, Пола Кэррака (Cher, Billy Joel, Michael Bolton, Bonnie Tyler, Paul Carrack) и других звезд тоже говорят об уровне таланта Тернера.
Не забывает Джо Линн и о своих друзьях, постоянно "одалживая" свой голос то бас-гитаристу Бобу Дэйсли (Bob Daisley) для его экологического музыкального проекта MOTHER\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S ARMY, то финской группе BRAZEN ABBOT.
С последнего ансамбля и начался в августе мой разговор с Джо, из-за занятости певца, к сожалению, до сих пор не завершенный. Впрочем, основную часть деятельности вокалиста наша беседа охватила...
- Джо, ты недавно вернулся из Финляндии. Чем ты там занимался? BRAZEN ABBOT, не так ли?
Джо Линн Тернер: Я был в Аланде, записывая с Николо Котцевом (Nikolo Kotzev, лидер BRAZEN ABBOT. - Дм. М. Э.) "Nostradamus". Это - нечто вроде рок-оперы, только лучше. В ней принимают участие Гленн Хьюз, Брюс Дикинсон, Дуги Уайт (Glenn Hughes, Bruce Dickinson, Doogie White) и многие другие.
- Пару лет назад мне удалось приобрести пластинку FANDANGO "The Last Kiss". Стоила она немного, так как считалась неинтересной. Мое же мнение было другим: со своим приджазованным звучанием команда опередила свое время, и ее явно недооценивают. Так ли это?
Дж. Л. Т.: FANDANGO действительно опережали время, но никто этого не понимал.
- Слышал ли ты когда-нибудь о FANDANGO Ника Симпера (Nick Simper, первый бас-гитарист DEEP PURPLE)?
Дж. Л. Т.: Никогда не слышал о группе Симпера.
- Почему ты ушел из FANDANGO? И как на тебя вышел Блэкмор?
Дж. Л. Т.: Мы развалились из-за неудач: нас обобрали, не было поддержки со стороны записывающей фирмы и так далее... Ричи позвонил мне в Нью-Йорк, я прошел прослушивание. Остальное - история.
- Не забавно ли было то, что после Рика Блейкмора (Rick Blakemore, гитарист FANDANGO) ты стал выступать и сочинять с Ричи Блэкмором? Я имею в виду звучание имен.
Дж. Л. Т.: Рик Блейкмор был моим наставником. Великолепный музыкант и композитор. Он трагически погиб в автокатастрофе. Мне его не хватает.
- Насколько мне известно, когда ты начал петь в RAINBOW, Грэм Боннет (Graham Bonnet, вокалист RAINBOW в 1979-1980 гг.) еще входил в состав группы. Что ты чувствовал, когда тебя пригласили в коллектив с певцом?
Дж. Л. Т.: Я никогда не был знаком с Грэмом. (Странно, о двух певцах одновременно рассказывал в "Record Collector" сам Блэкмор! - Дм. М. Э.) Хотя мне нравится его голос. Я же просто сделал в студии все, что мог, и Ричи выбрал меня.
- На момент твоего прихода материал уже был написан?
Дж. Л. Т.: Написана была основная часть материала. Но по ходу дела я стал вносить что-то свое. Мне кажется, в какой-то мере это и стало причиной того, что я получил эту работу.
- Джо, как ты объяснишь тот факт, что многие музыканты RAINBOW итальянцы по происхождению? (Ronnie Dio, Bobby Rondinelli, Chuck Burgi... Тернер по материнской линии тоже итальянец.)
Дж. Л. Т.: Итальянцы были и остаются великолепными талантами. А во мне, должно быть, живет цыган. Кроме того, в Нью-Йорке живет много итальянцев.
- Всем известно, как тяжело работать с Ричи. Ты - единственный певец, выступавший с ним и мирно с ним расставшийся. В чем причина?
Дж. Л. Т.: Ричи - перфекционист, и я его понимаю. Мы с ним друг друга уважаем.
- К тому же ты, похоже, первый, кто осмелился на одной сцене с Блэкмором взять в руки гитару - вы играли "Difficult To Cure". Какова была его реакция?
Дж. Л. Т.: Ричи позволил мне играть на гитаре, так как уважает мое исполнение.
- Так почему же ты так редко играешь на гитаре на пластинках?
Дж. Л. Т.: Мне следовало бы играть на своих записях. Но, как правило, я нахожу столь блестящих гитаристов, что думаю: стоит ли утруждать себя? Но в будущем обязательно сыграю. Всякому овощу...
- Не казалось ли тебе, что, решив распустить RAINBOW, Ричи тебя предает?
Дж. Л. Т.: Нет. Решение было взаимным. Я занялся сольным проектом "Rescue You".
- Ожидал ли ты приглашения, узнав, что Блэкмор покинул DEEP PURPLE и собирает новый состав RAINBOW?
Дж. Л. Т.: Нет. Ричи любит свежую кровь.
- Почему твои сольные работы пользовались столь скромным успехом? Нехватка рекламы?
Дж. Л. Т.: Недостаток "раскрутки", поддержки, стилистические изменения в музыке... Некоторые поклонники только открывают для себя мой вебсайт. Они спрашивают: "Где ты был? Можно ли приобрести твои компакт-диски? Где?"
- Расскажи, пожалуйста, как появился на свет альбом "Rescue You". Как ты заполучил на запись клавишника FOREIGNER Эла Гринвуда (Al Greenwood)? Ты его знал по работе над альбомом Мика Джонса (гитарист FOREIGNER, Тернер участвовал в его программе "Mick Jones")? И почему со времен "Difficult To Cure" в твоих произведениях ощущается столь сильное влияние FOREIGNER?
Дж. Л. Т.: Эл Гринвуд и я сочиняли вместе. Мика же я знаю по работе в клубах. Мы джемовали и так далее. У Лу Грэмма (Lou Gramm, вокалист FOREIGNER. - Дм. М. Э.) прекрасный голос, я в то время пел в похожей манере. Впрочем, над своим стилем я работаю и по сей день.
- И ты считаешь правильным шагом американизацию звучания на альбоме "Straight Between The Eyes"?
Дж. Л. Т.: Да. США - это огромный рынок, и мы хотели проникнуть туда. Наши гастроли пользовались большим успехом.
- На твой взгляд, насколько значительной была твоя роль в сочинении материала RAINBOW? Он ведь в 1982 году сильно изменился в музыкальном отношении.
Дж. Л. Т.: Я имел большое влияние на произведения RAINBOW. И мы продали пластинок больше любого другого состава RAINBOW.
- Как сложилось твое сотрудничество с Ингви? Вы сошлись на том, что он - поклонник Блэкмора?
Дж. Л. Т.: Нас познакомил Джим Льюис (Jim Lewis), менеджер и вице-президент записывающей компании. Мы сразу понравились друг другу - в хорошем и плохом отношении. Из этого вышла "Odyssey" - блестящая пластинка.
- Как тебе запомнились русские гастроли с Малмстином?
Дж. Л. Т.: Россия оказалась холодной. И трезвой. Это позволило мне увидеть, сколько дерьма творилось вокруг. А представления были великолепными. Убойная публика! Всего сыграли двадцать два концерта - по 15 тысяч зрителей каждый вечер. Просто поразительно!
- Почему в концертник "Live In Leningrad" вошли всего две песни с "Odyssey"?
Дж. Л. Т.: Две песни? Из-за Ингви, его подбора материала, его шоу, его эго.
- После выхода "Slaves And Masters" ты начал работу над следующим альбомом DEEP PURPLE. Сколько было сделано, когда тебя уволили? Некоторые песни из "The Battle Rages On" (программа DEEP PURPLE 1993 года), похоже, подходят больше твоему голосу, нежели гиллановскому.
Дж. Л. Т.: PURPLE написали уже почти все, и это было здорово. А потом Рог, Джон и Иэн (Roger Glover, Jon Lord & Ian Paice - басист, органист и барабанщик DP. - Дм. М. Э.) начали опасаться: мол, Ричи и Джо, DEEP RAINBOW и прочее дерьмо. Мы поссорились, и случилась беда. Во всю эту историю просто невозможно поверить. В конце концов, Ричи ушел, не так ли?
- А что за история с "Too Much Is Not Enough", первой со времен альбома "Come Taste The Band" песней, написанной не командой? Сначала ты принес ее в DEEP PURPLE, а затем перезаписал на сольнике "Hurry Up And Wait"...
Дж. Л. Т.: "Too Much" написали я и Эл Гринвуд. Ричи она понравилась, я же никогда не был в восторге от версии DEEP PURPLE. Так что записал песню наново.
- Известно ли тебе, что именно тот состав DEEP PURPLE, в котором был ты, произвел на свет один из самых больших раритетов группы - песню для звуковой дорожки фильма "Fire, Ice & Dynamite"? Как DEEP PURPLE связались с кино?
Дж. Л. Т.: Песня "Fire, Ice & Dynamite" была написана специально для этой картины. Мы повстречали продюсера фильма в Швейцарии, где и мы, и он катались на лыжах.
- Вышедшая на сингле композиция "Slow Down Sister" - одно из лучших произведений DEEP PURPLE. Почему она не попала в альбом?
Дж. Л. Т.: Политика. Одним она нравилась, другим - нет. На самом же деле все это - полнейшая чепуха.
- Давно ли ты знаешь Боба Дэйсли? Со времен RAINBOW?
Дж. Л. Т.: Дэйсли и я одно время выступали вместе в RISING FORCE. Боб играл на басе в нескольких композициях на "Odyssey".
- Интересно, на альбомах "Undercover" и "Undercover 2" ты записал новые версии своих старых песен. С чего бы это? Как по мне, новый вариант "The Race Is On" лучше предыдущего.
Дж. Л. Т.: Мне нравится обновлять старые песни, и "Undercover" предоставляет мне такую возможность.
Собственно, Джо Линн Тернер обновил не только старые песни, но и былую жизнь. Последние пару месяцев он был занят не только и не столько музыкой, сколько... Короче, полтора месяца назад Джо женился. От имени "МГ" с радостным событием его поздравил
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1999 год в рубрике музыкальная газета