Траенович, Дмитрий Господин оформитель
Покупая тот или иной музыкальный продукт, на что мы прежде всего обращаем внимание, кроме названия? Правильно, на обложку. Согласитесь, художественное оформление играет весьма значительную роль в творчестве, равно как и те люди, которые этим самым оформлением занимаются. Поэтому знакомьтесь: незаурядный художник, ярый почитатель андерграундной культуры и просто хороший человек - Дмитрий Траенович.
- Дима, когда ты осознал, что рисование и вообще творчество - это твое призвание?
- Еще в далекие школьные годы преподавателем рисования были замечены мои художественные способности, и моим родителям был дан совет отдать меня куда-нибудь учиться. Так я попал в изостудию города Барановичи, где прозанимался в течение пяти лет. Так созрело мое желание стать художником, и я поступил на учебу в Минское художественное училище.
- Какие художники оказали наиболее существенное влияние в плане твоего творческого самоопределения?
- Наверное, можно говорить о прямом влиянии на меня творчества нашего современника - Эдварда Пустовойтова, который продолжил стилистическую направленность Сальвадора Дали. Кроме того, мне всегда нравились работы Иеронимуса Босха и Франсиско Гойи, но вместе с тем мне не хотелось бы кому-либо из них подражать. Графика как жанр мне ближе по духу, однако черно-белые рисунки обладают более "сухой", психоделической атмосферой по сравнению с живописью, которая в моем случае имеет явный уклон в стиль "фэнтэзи".
- Ты оформлял альбомы таким известным белорусским командам, как GODS TOWER, ЗЬН?Ч. Кто еще из музыкантов может похвастаться сотрудничеством с тобой?
- Групп было довольно много со всей республики, и на сегодняшний день не все они существуют. Пример тому - барановичская группа HOSPICE, с которой я начинал свою оформительскую деятельность. Также делал обложки для могилевской DECOMPOSITION, минской PATHOLOGIST DEPARTMENT, гомельских ROMANTIC SUB-V 19/x p.c., VOODOO, гродненской THE POST, речицкой EVTHANAZIA и многих других команд андерграундного направления. Сейчас готовится к выходу оформленный мною компакт немецкого гитариста-инструменталиста Доминика Глохнера. Вообще, когда я только начинал рисовать обложки, на большом подъеме находился дэз-метал, и, соответственно, альбомы принято было оформлять так, чтобы было море крови, черепа и прочее мракобесие. Что касается меня, то в своих работах я стремился передать ту же суровую сущность "экстрима", но посредством других, менее банальных символов.
- А если бы какой-нибудь попсовик обратился к тебе с просьбой об оформлении альбома?
- Судя по той интонации, с которой ты произнесла слово "попсовик", я понимаю, о какого рода музыке идет речь, и связываться с ней у меня нет особого желания. Хотя "попса", конечно, бывает разная... Встречаются достаточно качественные и экспрессивные вещи, которые вызывают позитивные эмоции. Но мне лично нравится в основном экстремальная и альтернативная музыка такого, как говорится, "заумноинтеллектуального" толка, в частности: CYNIC, ATHEIST, SADIST, CHUCK SCHULDINER, SEPULTURA, PRIMUS, а из отечественных, пожалуй, АУКЦЫОН и КАЛИНОВ МОСТ.
- Как к тебе приходят образы?
- В процессе работы над графическим оформлением какого-либо альбома я стараюсь отталкиваться от тех эмоций, которые вкладывали в него музыканты, пропускать это сквозь призму своего видения и приводить все в такой художественный порядок, который на абстрактно-символическом уровне соответствовал бы данной музыке. Если рассматривать живопись, то здесь все начинается с рождения идеи. А идея, в свою очередь, может родиться моментально, а может вынашиваться очень долго - полгода, год... Например, я иду по улице и мне приходит в голову образ, который кажется весьма оригинальным, а далее следует почти математическая работа по просчетам композиции, пропорций, фона и тому подобное. Потом накладываются краски, и тут я бывает импровизирую на ходу. Естественно, очень интересные образы приходят ко мне во время сна. Порой это такие "миксы", которые невозможно описать словами. Некоторые живописные работы навеяны древнеязыческой атмосферой, некоторые имеют психологическую подкладку и выражают те чувства, которые скапливаются у меня в душе. То есть мои картины предназначены явно не для того, чтобы висеть в коридорах дешевых гостиниц...
- Помимо обложек кассет, где еще можно ознакомиться с твоими твореньями?
- Совсем недавно при помощи басиста группы ЗЬНIЧ Павла Заручевского была создана специальная страница в Интернете, на которой размещаются мои работы: графика, живопись, а также некоторые образцы татуировок. Работы говорят сами за себя, поэтому добро пожаловать на сайт. Адрес его следующий: members.xoom.com/traart.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1999 год в рубрике музыкальная газета