Haslam, Annie
Океанская цыганка


Для меня знакомство с этим голосом началось с выходом первого альбома BLACKMORE\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S NIGHT. Впрочем, не я один поддался очарованию как самого диска, так и его лучшей композиции, называвшейся "Ocean Gypsy". Не так уж сложно оказалось определить, что великолепнейшая баллада не принадлежит перу бывшего музыкального руководителя DEEP PURPLE и RAINBOW, а происходит из репертуара знаменитой - но не в наших краях! - британской группы RENAISSANCE, разыскав записи которой я убедился в том, что вокальные данные супруги Блэкмора не идут ни в какое сравнение с пятью октавами "лица" RENAISSANCE, очаровательной Анни Хаслэм (Annie Haslam).

Рассказывая недавно о годе 1969-м, я подчеркнул важность тех 365 дней для истории рок-музыки. Сложно сформулировать, что такое "прогрессивный" рок, явивший себя свету в том году. Легче с тем, во что он вылился - арт- и симфо-роком. (Терпеть не могу определять стили!) Сплав рок-н-ролла с симфонической музыкой оказался по большей части слабо приспособленным к жизни: уж слишком редко находились классические исполнители, решившиеся свернуть на кривую дорожку рока. Но, вне всякого сомнения, RENAISSANCE это удалось.

В 1969-м исчерпала себя легендарная команда THE YARDBIRDS. Чем занялся ее гитарист Джимми Пейдж (Jimmy Page), известно каждому. Вокалист и гитарист Кит Релф и барабанщик Джим МакКарти (Keith Relf & Jim McCarty), однако, изменили блюзу с классическими музыкальными формами и собрали RENAISSANCE, основным голосом какового стала сестра Кита Джейн (Jane Relf). Спустя два альбома, одноименного (1969) и "Illusion" (1971), название осталось новому члену коллектива - композитору и акустическому гитаристу Майклу Данфорду (Michael Dunford). Остальные же разошлись в разные стороны и после смерти Релфа основали в 1977-м сходный по стилю ансамбль ILLUSION. Данфорд же объединил силы с сотрудничавшей с предыдущим составом поэтессой Бетти Тэтчер (Betty Thatcher) и в 1971 году под свежий материал набрал новых музыкантов. К микрофону стала мисс Хаслэм.

RENAISSANCE записал одиннадцать пластинок и, перейдя от симфо-роковых творений к более традиционным опусам, прекратил существование в 1988-м. Хаслэм и Данфорд, впрочем, продолжали общаться, совместно подбирали песни для сборников... Анни помогла коллеге в работе над его мюзиклом "Scheherazade", берущим свое начало в программе RENAISSANCE 1975 года ("Ocean Gypsy" именно с этого диска)...

В этом году старое название снова вернулось к жизни: частично собравшаяся группа записала новый, пока не изданный альбом и 12 октября выпустила композиции, сыгранные в давние времена для Би-Би-Си.

Что было в перерыве? Еще в 1977 году Анни Хаслэм дебютировала в качестве сольного исполнителя, подарив с тех пор поклонникам три прекрасных альбома. Несколько лет назад певица серьезно болела раком груди, так что разговор корреспондента "МГ" с очаровательной Анни стартовал так...

- Хочу начать с вопроса о здоровье.

А. Х.: Благодарю за вопрос. Сейчас я себя чувствую очень хорошо.

- Как тебе удается поддерживать голос в столь хорошей форме?

А. Х.: Думается, причина в том, что я не курю и совсем немного пью.

- На тебя повлияла Эдит Пиаф (Edith Piaf)? У вас очень похожее вибрато.

А. Х.: Нет, я не испытала влияния Эдит Пиаф.

- По поводу вашей недавней деятельности... Вы с Майклом Данфордом прилично потрудились вместе над составлением нескольких сборников RENAISSANCE, но почему только лишь сейчас решили, что пришло время вновь собрать коллектив?

А. Х.: Мы подумали, что сейчас самое время, так как и у меня наступил перерыв в сольных проектах, и Майкл был свободен. До сего момента ничего не получилось бы.

- Тебя не приглашали сыграть в постановке данфордовского мюзикла "Scheherazade"?

А. Х.: Да, приглашали, но у меня не было желания участвовать в театральной пьесе и вечер за вечером в одном и том же месте петь одни и те же фрагменты. Но я была польщена, когда меня пригласили.

- О мюзиклах. Казалось бы, ты всегда предпочитала симфонические формы и вдруг... "If I Loved You" из мюзикла "Carousel"! Почему?

А. Х.: Я выбрала эти песни как дань памяти моему отцу, который одно время пел их.

Вышеупомянутая песня входила в первый сольник Хаслэм "Annie In Wonderland" (1977). Так беседа вернула нас в прошлое...

- Ты когда-нибудь считала RENAISSANCE рок-группой?

А. Х.: Нет.

- Тогда как ты со своим классическим образованием решила присоединиться к ансамблю?

А. Х.: Это, собственно, не было выбором. Мне дали музыкальный журнал и указали на объявление о том, что рок-группе требуется девушка-вокалистка. Я позвонила, понятия не имея, что это за команда.

- Ты когда-нибудь встречалась с Джейн Релф?

А. Х.: Да. Она - прекраснейший человек с уникальным голосом!

- Как тебе запомнились Кит Рельф и Джим МакКарти?

А. Х.: Очень приятные и открытые люди.

- Почему они утратили интерес к группе?

А. Х.: Они очень много гастролировали, и если бы чуть дольше отдохнули перед тем, как собрать RENAISSANCE, то, возможно, продолжали бы дело.

До того, как у группы появился постоянный басист - им стал Джон Кэмп (John Camp), - на гастролях вакантное место занимали несколько музыкантов, один из которых чуть позже получил мировую известность...

- Ты помнишь, как на бас-гитаре в RENAISSANCE играл Джон Уэттон (John Wetton)?

А. Х.: Разумеется, он - один из лучших.

В 1976-1977 годах RENAISSANCE несколько раз выступал в сопровождении симфонических оркестров - эти концерты пользовались просто феноменальным успехом и нашли свое отражение в "Live At Carnegie Hall" (1976) и "Live At The Royal Albert Hall" (1997)...

- Как тебе больше нравится (или нравилось) выступать - с оркестром или без?

А. Х.: Я предпочитаю работать с оркестром, но это очень дорого!

- Известно, что композиция "Mother Russia" посвящена Солженицыну и его "Ивану Денисовичу", но для меня всегда было загадкой: кому посвящен "Kiev"? Кто это - "simple man"?

А. Х.: Извини, но я не помню.

- Что ты думаешь об "Ocean Gypsy" в исполнении BLACKMORE\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S NIGHT?

А. Х.: На мой взгляд, с ней прелестно поработали!

- Жена Блэкмора Кэндис Найт (Candice Night), похоже, находится под сильным влиянием RENAISSANCE и твоей певческой манеры в частности. Вы с этой дамой встречались лично? Где и когда?

А. Х.: Я никогда не встречала Кэндис.

Одно время моя собеседница находилась в близких отношениях с Роем Вудом (Roy Wood), в прошлом лидером THE MOVE и одним из основателей ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA. Он сыграл немалую роль в творчестве Анни: прогулка с Роем легла в основу композиции "Trip To The Fair", музыкант писал для подруги песни и познакомил ее со своими коллегами...

- Вы с Роем Вудом кажетесь такими разными - он в большой мере эксцентрик, а ты очень спокойная. Как вы познакомились?

А. Х.: Мы полюбили друг друга и в начале семидесятых обручились... Это продолжалось четыре года... Он - гений! И до сих пор мой близкий друг.

- Луис Кларк (Louis Clark), продюсер и дирижер на альбомах "A Song For All Seasons" и "Still Life", - вас с ним познакомил Рой Вуд?

А. Х.: Я встретилась с Луисом через Роя, но он не продюсировал "A Song For All Seasons".

Действительно, на том альбоме RENAISSANCE Кларк был лишь дирижером оркестра. Больше труда он вложил в альбом Анни Хаслэм "Still Life" (1985), представляющий собой классические произведения (Бах, Чайковский, Сен-Санс, Сати и др.), "доукомплектованные" английскими текстами.

- На "Still Life" только одна композиция, "Ave Verum" Моцарта, осталась без либретто Бетти Тэтчер. Почему ты решила спеть ее в латинском оригинале?

А. Х.: Потому что так было лучше всего, к тому же это была хорошая перемена.

- Кто подбирал классические произведения для "Still Life"?

А. Х.: Луис, я и Бетти Тэтчер.

- По два раза в своей карьере ты записывала "Adagio" Альбинони и "Pavane" Форе, каждый раз с новым текстом. В чем причина - ты так сильно любишь эти пьесы?

А. Х.: Да! Это мои любимые произведения.

Еще одним приятелем Вуда был просто легендарный гитарист...

- В 1978 году ты работала с Питом Тауншендом (Pete Townshend) из THE WHO. Что это был за проект?

А. Х.: Это был проект Рафаэля Радда (Raphael Rudd) - он позднее входил в мою группу. Легкая музыка с легким оттенком new age.

Редкая штучка этот альбом под названием "The Awakening"! Доработан он был только лишь через одиннадцать лет и вышел в 1991-м. Кстати, Радд входил не только в сопровождающий состав певицы - в 1985-1987 годах он являлся членом RENAISSANCE...

- На пластинках RENAISSANCE позднего периода музыка сильно напоминала new wave. Отсюда смешной вопрос: не твое ли влияние сказалось на Дебби Харри (Debbie Harry) из BLONDIE?

А. Х.: Нет.

- Как лично ты отнеслась к синтезаторному звучанию, привнесенному в группу Джоном Таутом (John Tout, клавишник RENAISSANCE)?

А. Х.: Меня это не волновало.

Впрочем, Таут покинул ансамбль в 1980-м. На время RENAISSANCE прекратил существование. Хаслэм и Данфорд продолжили сотрудничество в трио NEVADA. Подписав контракт с PolyGram, в 1980-1981-м коллектив выпустил два сингла ...

- Почему собранный тобой и Данфордом ансамбль NEVADA не смог записать альбом?

А. Х.: В этом не слишком была заинтересована звукозаписывающая компания.

Зато пока еще был интерес в RENAISSANCE, который, возродившись в 1981-м, сразу разродился пластинкой. Альбом же года 1983-го стал последним, хотя группа протянула еще некоторое время.

- А почему в 1985-1987 годах не вышло ни одного альбома?

А. Х.: У нас не было контракта на запись.

- Ты по-прежнему общаешься с мисс Тэтчер?

А. Х.: Нет.

В 1994-1995 гг. поклонники классического коллектива слегка подрастерялись, увидев, как их любимая команда "раздвоилась": диск "Blessing In Disguise" появился под маркой "Annie Haslam\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Renaissance", то же известное имя Данфорд использовал для своего нового ансамбля, с которым выпустил программу "The Other Woman", где старые и новые композиции пела некая Стефани Адлингтон (Stephanie Adlington)...

- Как так получилось, что одно время существовало два RENAISSANCE - твой и Данфорда?

А. Х.: Долгая история...

- Как ты оцениваешь пение Стефани Адлингтон и ее исполнение ренессансовской классики?

А. Х.: Я лучше воздержусь от комментариев.

Ситуацию еще больше усугубляет то, что в обе эти пластинки вошла песня Данфорда и Тэтчер (по мужу Ньюсингер/Newsinger) "Love Lies, Love Dies". Эта мелодия использовалась еще старым RENAISSANCE - из нее вышла композиция "Dreamaker", изданная в 1997-м на сборнике раритетов "Songs From Renaissance Days". В 1998 году у нее появился и третий текст: в мюзикл "Sheherazade" эта музыка попала под названием "A Love So Pure".

- Чья версия композиции "Love Lies, Love Dies" появилась раньше - твоя или Майкла?

А. Х.: Я первой записала эту песню.

- А какой ее вариант ты считаешь лучшим: этот, "Dreamaker" или "A Love So Pure"?

А. Х.: "Dreamaker"!

Так мы снова вернулись к сольному творчеству Анни, точнее, к ее программе 1989 года...

- На альбоме "Annie Haslam" две песни - "Wildest Dreams" и "One Love" - написаны в соавторстве с неким П. Блиссом. Не тот ли это Пол Блисс, который работал с Кифом Хартли и Миллером Андерсоном (Paul Bliss, Keef Hartley & Miller Anderson) в их проекте DOG SOLDIER и сочинил знаменитую "That\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s The Way That It Is"?

А. Х.: Не могу ответить на этот вопрос.

- Как тебе удалось спеть дуэтом с Джастином Хейуордом (Justin Hayward) из THE MOODY BLUES его песню "The Angels Cry"?

А. Х.: Я попросила его.

- Ты блестяще исполняешь "Moonlight Shadow" из альбома "Crises" Майка Олдфилда (Mike Oldfield). Почему ты решила записать эту песню?

А. Х.: Спеть ее меня попросила звукозаписывающая фирма Epic.

В прошлом году вышел первый концертник Хаслэм, записанный ею и ее аккомпаниатором Дэвидом Биглином (David Biglin) в Бразилии...

- Я был просто поражен красотой "обнаженных" песен на концертнике "Live Under Brazilian Skies". Тяжело ли было отважиться исполнить их так или они изначально были написаны в таком виде?

А. Х.: Это моя интерпретация песен.

В последние годы Анни сотрудничала со многими артистами. Имена некоторых малоизвестны...

- Кто такой Акио Добаши (Akio Dobashi)?

А. Х.: Японский клавишник, который попросил меня выступить соавтором и спеть на его компакт-диске "FOX". Он играл в очень успешной японской группе, называвшейся REBECCA.

Другие же коллеги певицы, пожалуй, поизвестнее ее самой. Как, например, гитарист YES Стив Хау (Steve Howe). В 1995-м они попробовали силы, записав для благотворительного сингла песню "Lily\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s In The Field", после чего решили произвести на свет полноценный альбом. Пластинка пока задерживается, и звездный дуэт можно услышать лишь на посвященном YES сборнике "Tales From Yesterday", где Анни со Стивом исполнили "Turn Of The Century", и на последнем альбоме Хау.

- В каком состоянии сейчас находится твой проект со Стивом Хау?

А. Х.: Он отошел на второй план, так как в настоящее время YES очень заняты.

- Как ты познакомилась со Стивом?

А. Х.: Работая над "Turn Of The Century" для альбома на Magna Carta Records. До того мы встречались в семидесятых, когда несколько раз выступали с YES в США.

- Я был весьма удивлен, услышав, как ты поешь "It\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s All Over Now, Baby Blue" Боба Дилана. Не странно ли было записывать ее? И как вообще появился альбом Хау "Portraits Of Bob Dylan"?

А. Х.: Я работала в Англии над проектом Хаслэм/Хау; Стив сказал, что он делает альбом, посвященный Дилану, и спросил, не спою ли я на нем... В тот же день я так и поступила.

- Кто выбрал "Turn Of The Century" для записи на альбоме-посвящении YES? И как насчет "Ripples" из альбома, посвященного GENESIS?

А. Х.: "Ripples" была выбрана моим тогдашним клавишником Дэвидом Биглином. А песню YES, по-моему, выбрал Стив.

Упоминавшаяся ранее компиляция редкого материала RENAISSANCE тоже породила несколько вопросов.

- Многие группы оставляют некоторые свои произведения за рамками альбомов из-за их слабости. Но почему вы не использовали раньше те жемчужины, что вышли на "Songs From Renaissance Days"?

А. Х.: Парочка песен не приглянулась записывающей компании. Остальные же были написаны, когда у нас уже не было контракта на запись.

- RENAISSANCE всегда исполняли собственный материал. Отчего же тогда была записана "America" Пола Саймона (Paul Simon)?

А. Х.: Нам хотелось перемен!

Интересы певицы весьма разнообразны...

- Ты как-то упоминала, что любишь много рисовать. Что именно ты рисуешь и будут ли когда-нибудь твои работы опубликованы или выставлены?

А. Х.: Сейчас я не так уж много рисую, и обычно это абстракции... Кто знает, не опубликуют ли их когда-нибудь... Никогда нельзя загадывать наперед!

Но главное все же музыка. Не так давно мисс Хаслэм почтила память автора бессмертной "Blue Suede Shoes", записав пластинку его песен в стиле кантри...

- Когда выйдет альбом, посвященный Карлу Перкинсу (Carl Perkins)?

А. Х.: Не сейчас. Быть может, в будущем... Не знаю.

Ну и каким еще мог быть финал беседы?...

- И - разумеется! - когда и под каким названием появится новая пластинка?

А. Х.: Сейчас мы на полпути к подписанию контракта, но, конечно, в наше время никто ничего гарантировать не может. Название же пусть пока останется секретом. В конце декабря у меня выходит сольный альбом "The Dawn Of Ananda". Его можно будет приобрести через мой вебсайт на White Dove Records, так что следите за ним.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета