DJ Box
Свободу хаус-музыке!


Сегодня, дорогие читатели, вашему вниманию опять представляется интервью с еще одним уже достаточно известным минским ди-джеем Валерой Боксом. Этот молодой человек, пропагандирующий идеи свободной, веселой, красивой и яркой танцевальной хаус-музыки, завоевал себе авторитет тщательным и скрупулезным подбором действительно оригинального и интересного музыкального материала. Моя беседа с ним, как всегда без купюр и сокращений, и представлена ниже.

- Расскажи, Валера, немного о том стиле, в котором ты работаешь, о своих методиках подбора музыки и как ты к этому пришел?

- Хаус-музыка существует уже более десяти лет и находится в постоянном развитии. Однако у нас этот стиль очень двояко воспринимается. Происходит это из-за того, что старые и худшие проявления хауса (те, которые отживают свой век и уже нигде не в чести) у нас пока доминируют и многие современные поп-группы пользуются наработками, которые произвела хаус-сцена начала 90-х. Это касается все тех же звуков синтезатора Roland TB-303, а также некоторых других коммерческих ходов, избитых и всем известных. Они у нас часто применяются, что можно заметить, сходив в любое заведение в городе Минске, где играют российскую танцевальную музыку. То есть получается, что везде звучит коммерческая или так называемая коммерческая музыка, представляющая по большому сету либо какие-то ответвления хауса (pumping house, progressive house, возможно, dream house) или трэнса. Однако радует, что эта музыка потихоньку вытеснила все то, что было раньше, ведь теперь танцуют именно под нее. Это наглядно демонстрирует, что хаус развивается, а вкусы нашей публики меняются, что очень важно.

Я же постепенно пришел к тому, что мне надоело играть скучную музыку. Я не хочу больше никогда играть никакой скучной, мрачной или заумной музыки. Мне не хочется никакой зауми! Изначально мне очень нравился дип-хаус, но, на мой взгляд, он никому не нужен. Он является слишком уж интеллектуальным, а возможно, это еще зависит и от подверженности людей каким-либо веществам, то есть возможности собственной интерпретации услышанного... Мне хочется работать так, чтобы и людям было интересно, и тебе веселее. Сегодня пора молодежного экстремизма постепенно идет на спад. Сейчас уже гораздо меньше всего того, что было вначале, когда человек приходил неподготовленный на дискотеку, которая называлась вечеринкой, и попадал вообще неизвестно куда, где игралась музыка, которую невозможно было слушать. Каждый из ди-джеев в то время считал своим долгом сыграть наиболее экстремально. Я не говорю, конечно, обо всех, но была такая тенденция посоревноваться: у кого же жестче, кислотнее и страшнее? Сегодня же все приходят к более доброй, мягкой музыке. Я, например, для себя просто делю музыку на злую и добрую, мягкую, интеллектуальную и жесткую. Но, так или иначе, не стоит забывать и о том, что диск-жокеи обязаны играть музыку для ног, иначе теряется суть ди-джеинга. То есть ты, конечно, можешь сидеть дома и сводить то, что ты хочешь, но зачем это выносить на суд слушателей?! Я так не хочу.

Вдобавок к этому свою роль сыграла музыкальная информация, которая пришла исключительно из-за границы, потому что наши тенденциозные журналы и прочие издания с претензией, типа "Птюч", "Ом" и так далее, проводят сугубо свою политику. Совершенно ясно, что каждый пропагандирует то, что на данный момент ему наиболее интересно, близко, и то, с чем он работает, не говоря уже о том, на чем он зарабатывает деньги. Это вполне логично. Но хотелось бы какой-то информации со стороны... Мне время от времени перепадают некоторые номера того же "Mixmax", "DJ", иногда даже попадались номера и немецких журналов, чуть ли не рэйверских, но там много обзоров и другой интересной информации, той, которой у нас вообще нет. Плюс к этому в последнее время очень сильно выручает и помогает Internet, а также некоторый опыт, все-таки уже пять-шесть лет во всем этом вращаюсь - потихоньку начинаешь понимать, что к чему.

И вот, приняв во внимание все те факты, о которых я говорил ранее, я подумал, что на данном этапе было бы достаточно интересно сыграть диско. То есть вспомнить те времена, а точнее те отголоски диско-бума, которые дошли до нас в конце восьмидесятых (я думаю, что и BONEY M, и ABBA у нас знают все). Однако сегодня существует и современное понимание диско. Влад (Shaker. - Прим. автора) называет это новое диско, или мутант-диско. В современном диско применены новые подходы, оно построено на размеренных ровных ритмах, то есть это совсем не то, что было в семидесятых, когда играл "живой" ударник... Сейчас ставишь те пластинки - и они даже по размерам не подходят, потому что делались они не по канонам жанра танцевальной музыки, они были сыграны "вживую", что, однако, никоим образом не умаляет их оригинальности. Мы даже как-то раз приглашали девушку-ди-джея, которая играла только старое диско. Была такая вечеринка в "Реакторе" - "Пума атакует"... Она, кстати, потом вызвала большой резонанс. Игрались там только старые и выверенные хиты. Я тоже иногда такой практикой занимаюсь. Люблю шокировать людей... Однако, к сожалению, у нас субкультура диско не очень сильно развита, гораздо меньше, чем в Питере и в России в общем, где она хоть как-то представлена, где есть ряд групп, ди-джеи, которые поддерживают все это диско-хаусом (например, Санчез и компания ЗИГЗАГ).

Также в моем выборе соответствующего музыкального направления сыграла большую роль современная французская танцевальная музыка. Все началось с удара DAFT PUNK и песни "Around The World". В свое время треки этой группы в Минске были даже в числе серьезных андерграундных хитов, но дальше этого дело не пошло. Все продолжали играть техно. А на самом деле это было начало эры французской музыки. Именно тогда она начала греметь. Тогда появился AIR, подняли имя Dmitri From Paris, KASIUS. Вот эта музыка демонстрирует то, на что я тогда смотрел и на что ориентировался, когда подбирал свою музыку. Французы просто наплевали на всех, сказали, что будут играть по-своему и "сделали" мир, в общем-то. Потихоньку и я понял, что нужно делать именно так. То есть музыка эта такая солнечная, добрая, мягкая и плюс ко всему - интеллектуальная. Она многим нравится и никого не напрягает. Англия тоже сегодня повернулась к такой музыке лицом. Английские лейблы стали выпускать после техно (тот же самый Soma Records) хаус. Об этой тенденции и журнал "Птюч" писал. Но, к сожалению, в большей степени это затронуло лишь Москву, у нас прошло немножко незамеченным. После техно сразу пошли жестокие ломаные ритмы, и мне хотелось найти этому какой-то противовес. В принципе, жестокость ломаных ритмов сейчас тоже прошла, пришел тоже джаз, но более чилл-аутный, спокойный, расслабленный. Мне же хочется музыки для ног, но нужно, чтобы она еще и была не тупой. Вот тут-то пришли и французы, никогда не отличавшиеся немецкой тупизной. Просто французы - они такие стильные, у них с этим всегда все было нормально. Они такие вычурные и себе на уме...

- А вспомни, каким был DJ Box пять лет назад и что он предлагал городу Минску?

- Вечеринкам еще ничего не предлагал. Была тогда такая дискотека в ДК профсоюзов, и там проводились всевозможные молодежные мероприятия, где крутились слащавые хиты, евро-чиз. Короче, детские дискотеки плюс еще студенческие. Вот на последних было творчество, ведь если на дискотеке ты обязан проходиться по хитам, то на студенческих мероприятиях ты все организовываешь сам и можешь поставить то, что тебе нравится. Там было интереснее, там уже душа пела.

- Ну а какое ты участие там принимал?

- Я тоже играл. Играл свои первые сеты на кассетах. А потом играл и в старом "Салюте". Там было несколько вечеринок, на которых играл трэнс. Вот тогда-то я подсел на гоа-трэнс. Сначала играл просто трэнс, а потом гоа заманил в сети своими приятными пассажами, восточной мелодикой и энергетикой. Многие еще помнят до сих пор те времена...

Примерно в то же время я еще съездил во Францию и привез себе оттуда новой музыки. Было немножко даже чилл-аутной музыки, а часть была техно-хаус, ну и были гоа-трэнсы, которые штамповались большими тиражами и были там распространены. Именно во Франции я впревые увидел, сколько же есть на самом деле музыки. До этого мой круг был ограничен тем, что игралось в городе Минске. Я представлял все дело так: есть эйсид, эйсид-хаус, есть еще слащавый вокальный хаус (брэйкбит вообще тогда не был представлен). Тем более что представления о музыке у нас тогда еще очень странные были. Очень сложно было разобраться, что же есть что. Все метались в поисках информации (то есть по крайней мере так было для меня). Наверное, те, кто был впереди, те, кто начинал все это раньше, разобрались быстрее, но у меня было так. Это был 1995-96 год.

- Ты тогда диски покупал?

- Да, конечно, потому что о пластинках у нас тогда речи не шло вообще. В том магазине было пару пластинок: Loran Garnier и Carl Cox. Я думал, купить мне или нет. Сейчас я очень жалею о том, что тогда не купил. Хотя их нельзя было там послушать...

Вообще никакой город тебе никогда такую музыку просто так не отдаст. Это, на мой взгляд, касается и Питера, и Москвы, и Варшавы. Я прожил два дня в Варшаве, пока нашел соответствующие магазины. Но нашел целых три... А в Париже я жил в какой-то сельской местности, в провинции. Там был обыкновенный музыкальный магазин, причем я выбирал, не обладая практически никакой информацией (то, что знал, на то и ориентировался). В итоге, как всегда, я привез кота в мешке. Но потом послушал - нормально. И тогда я провел свою первую сольную вечеринку в "Пропеллере" в стилистике гоа-трэнса. Я сделал флаеры, потом ходил их раздавал... Это было достаточно серьезное заявление о себе, хотя оно резонанса никакого практически не вызвало.

Примерно в то же время я в конце концов немного разобрался в стилистике, понял, что же такое хаус, техно, и гоа-трэнс как-то сам собой отпал. Просто там не было никакого прогресса, никакого движения... И дальше уже пошла долгая дорога к тому, чтобы накапливать какой-то музыкальный материал и разбираться в чем-то. На это ушло достаточно долгое время, и начиналось все опять-же с хауса и дип-хауса, слегка тяготеющего к техно. Большое влияние на меня оказали Митя и Ярик. Они играли в то время, в лучшие свои времена, и лучшие сеты, именно такую музыку. Потихоньку собирая материал, я понял, что все минские ди-джеи уже заняли свои ниши. И, по большому счету, еще один человек в данном деле никому был не нужен. Но существовало много неразработанных "полей". Был, например, тогда такой преспективный стиль, как драм-н-бэйс. Один известный всем ди-джей вскоре это понял, и в Минске пошла волна тек-степа и прочей ломаной музыки. Я же в конце концов пришел к тому, что на самом деле просто есть музыка добрая, хорошая, а есть такая музыка, которая тебе просто не нравится. Вот и все.

- Расскажи немного о своих первых пластинках.

- Они были привезены кем-то. Пути Господни неисповедимы, как говорится. Кто-то просто тебя находит или ты кого-то находишь. Все было в основном из чьих-то коллекций, как правило, из Москвы. То есть первые были именно какие-то перекупленные пластинки, недорогие, но которые тебе подходили по формату. Это была реальная заумь. Этот винил я сначала играл на различных домашних вечеринках. А потом я в "Пилоте" (уже на закате клуба) занимался немного промоутерской деятельностью. Именно тогда и был дан основной старт моей вертушечной деятельности. Там же были и основные тренировки. В "Пилоте" я играл такой затрэнсованный хаус и трэнс плюс дип. Это происходило в 1997 году.

- Давай теперь немного затронем вопрос о технике ди-джеинга...

- Техника - она всем ясна. Техника жизни. Ну кому это интересно! Зачем мне в интервью давать какие-то советы?.. Просто для разных стилей характерны разные подходы. В школе хип-хопа большой акцент делается на скрэтчи. А с более медленной и ровной музыкой нужно обращаться осторожно и бережно. Здесь не требуется каких-то резких и быстрых переходов. Одно перетекает в другое, одно на другое наслаивается.

- А что бы ты посоветовал начинающим ди-джеям? Как им пробиваться?

- Институт ди-джейства, присутствующий в городе Минске, является очень странным. Чтобы стать диск-жокеем, нужно об этом заявиться во всеуслышание. Одних пластинок и умения играть, как оказалось, недостаточно. Это еще даже не полдела. Для того, чтобы стать так называемым диск-жокеем, надо запариваться очень серьезно и что-то делать свое. В этом все советы дают. "Вы должны организовывать свои вечеринки", - говорят в журналах. И люди на самом деле думают, что они должны что-то там организовывать. Поверьте, лучше ничего не организовывать. В городе Минске уже хватает организаторов и диск-жокеев. Таланты, конечно, приветствуются, но мне кажется, что это миф. Надо еще что-то делать, кроме того, что ты там что-то играешь, нужно еще что-то и пропагандировать. Ведь пропаганда является одним из важнейших атрибутов ди-джея. Ты должен быть не просто человеком с музыкой, потому что у нас нет сцены, на которую бы ты вышел и своей музыкой кому-то что-то сказал. Ты должен еще и объяснить, зачем ты все это делаешь. Тогда люди пойдут и станут слушать. А просто выйти и начать что-то играть... Никому это не надо. Здесь у нас невспаханное поле, шоу-бизнеса вообще никакого нет. Поэтому ты должен создать себе сцену, привлечь слушателя, объяснить этому слушателю, что ты хочешь сказать, и вот тогда-то начинается какой-то эффект. Это я так для себя решил. Это моя позиция и точка зрения.

- Каково значение псевдонима Box?

- Это ящичек такой для пластинок, в который можно чего положить. Я всегда хотел, чтобы меня писали с маленькой буквы - просто DJ box. Есть такой термин, означающий большущий и очень прочный чемодан, в котором хранятся ди-джейские аксессуары при переездах и гастролях. Но идея не прижилась, потому что никто не писал с маленькой буквы.

- Но у тебя есть та ниша, которую в Минске ты занял, может, с кем-нибудь?

- Мы сейчас продвигаем идею проведения вечера в городе в нормальной уютной атмосфере. На данное время организовано такое небольшое объединение, которое называется The United Colours Of House, в котором присутствуют я и Митя, а промоутерская часть - это Леша Смит и Паленый. Соотвественно мы продвигаем вышеозначенную идею и готовимся к зиме, к наплыву большого количества людей, которым будет холодно стоять на улице, а дома сидеть скучно. Мы заняли свою определенную нишу и надеемся, что будем развиваться в этом ракурсе.

- Что бы ты хотел пожелать людям, читающим "Музыкальную газету"?

- Будьте открытыми, выбирайте что-то свое.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета