Solex SOLEX “снимает” слушателя
В конце сентября на лейбле Matador увидел свет второй альбом "Pick Up" авторши и исполнительницы экстраординарной инди-поп-музыки Elisabeth Esselink ака SOLEX. На этот раз амазонка из Амстердама реально имеет очень хорошие шансы завлечь в сети своей шизофренической и жутко альтернативной попсы еще большее количество любопытствующих слушателей и меломанов со стажем и таким образом пополнить список "жертв" своей музыки, отсчет тел которых начался в 1997 году после релиза дебютного альбома артистки "Solex Vs. The Hitmeister". Международная карьера SOLEX уверенно развивается по восходящей, и сегодня имя Elisabeth Esselink можно смело упоминать в одном контексте с именами таких уважаемых альтернативных леди, как Bjork и PJ Harvey.
На альбоме "Pick Up" голландка сэмплирует и микширует не столько электронные фрагменты со старых компакт-дисков и пластинок, сколько партии "живых" инструментов. Поэтому в ее "идиотской" электронно-акустической музыке отчетливо слышны отголоски джаза, lounge, панка и рока. Запись звучит неожиданно роскошно и шикарно, но страшно альтернативно, криво и даже с издевкой. Жар на альбоме сменяется холодом и наоборот - пластинку серьезно лихорадит. Мне новые песни понравились несколько больше, чем материал "Solex Vs. The Hitmeister", ибо они более разноплановые в ритмическом аспекте, записаны с большим размахом и на новом качественном уровне. Но "въезжать" в них нужно гораздо дольше.
Далее предлагаю вам ознакомиться с результатами моей октябрьской беседы с изобретательной фронтменшей SOLEX.
v: Только что ты вернулась из совместного американского турне с CIBO MATTO... Как оно прошло? Может быть, ты припомнишь наиболее сумасшедшие случаи, которые имели место во время шоу или в дороге? И каково было быть в компании с девчонками из CIBO MATTO?
E: Это был отличный тур. Лучший на сегодняшний день! За 28 дней мы отыграли 22 концерта. Большинство шоу проходило в больших залах, и мне кажется, что все билеты на них были распроданы. Лишь в Канзасе в зале было несколько пустых мест. CIBO MATTO - это классная банда. Девчонки клевые, но и ребята также были очень симпатичные. Мы много веселились, часто играли в видеоигры и наслаждались нашей музыкой. И нам было очень тяжело говорить друг другу "до свидания" по окончании турне. Я надеюсь, что мы составим команду для еще одного тура (может быть, по России???). Было очень весело, когда вся команда SOLEX присоединилась на сцене к CIBO MATTO на последнем шоу в Вашингтоне и мы вместе исполнили две песни. А после концерта мы все страшно напились. Это было ужасное зрелище!!
v: Когда некоторые люди узнали о составе тура - SOLEX плюс CIBO MATTO, - то они стали поговаривать что-то о новой Girl Power... Ты не находишь все это смешным?
E: Нет, сразу после релиза "Solex Vs. The Hitmeister" люди начали в Интернете сравнивать SOLEX с CIBO MATTO. Я могу не расслышать сходства в нашей музыке, но они на сцене уже 5 лет, а SOLEX только 2 года. Однако мы появились здесь раньше SPICE GIRLS и, возможно, переживем их...
v: В США ты исполняла в основном песни из нового альбома "Pick Up"?
E: С момента выхода нового диска я играю только пару песен из дебютного альбома. Мне очень нравится играть новые песни. Они еще так свежи. К тому же мы уже отыграли очень много шоу с репертуаром "Solex Vs. The Hitmeister".
v: Давай поговорим немножко о CD "Pick Up"... Я обнаружил определенные изменения в звучании SOLEX, чего не могу сказать о конструкциях песен и очень уникальной атмосфере... Новые песни звучат более дорого, даже роскошно... Ты полностью изменила технологию записи? Я думаю, что SOLEX больше не звучит как lo-fi банда... но в то же время она стала звучать еще более альтернативно. Парадокс?!
E: Сложно ответить... Разница состоит в том, что я записывала все на цифровом магнитофоне и поэтому могла редактировать материал, что облегчает процесс сочинительства. Кстати, последняя запись обошлась мне дешевле, нежели "Solex Vs. The Hitmeister", потому что тогда я пару дней работала в настоящей, дорогой студии. А над "Pick Up" я работала дома (моя студия), мастеринг же делала в другой студии. Я не знаю, почему альбом звучит более альтернативно... Может быть, потому, что я не люблю очевидные вещи... Я не знаю.
v: Но новые песни имеют очень интересную структуру, они достаточно кривые и извилистые и не следуют стандартным схемам построения песен... Ты сознательно сделала это?
E: Да, как я уже сказала, мне не нравится все очевидное. Но это подсознательная вещь. Не так, как будто бы я думала: "Так, сейчас я должна снова сделать что-то странное, непонятное".... или... "О, давайте-ка возьмем этот трахнутый ритм". На самом деле, мне просто нравятся свихнувшиеся ритмы и структуры.
v: Когда я слушал альбом "Pick Up", меня посетила одна забавная мысль: я подумал, что такая музыка могла бы быть создана дочкой Tom Waits. Лично ты видишь какую-нибудь спиритическую связь между Tom Waits и Elisabeth Esselink и вашими видениями музыки?
E: Вряд ли. Однако я думаю, что мы оба обрезаем песни "до костей". Никаких соло, никаких аранжировок, без использования дорогих технологий... В конце концов это песни, в которых всякий пустяк имеет значение. Думаю, что в этом приближении я и Tom являемся родственными душами.
v: Песни на "Pick Up" в основном сделаны на базе сэмплов, как раньше, или же нет? Если да, то на этот раз они законспирированы круче, чем на "Solex Vs. The Hitmeister"... Прими мои поздравления!
E: Я начала работу над некоторыми песнями, имея на руках готовые партии ударных. Однако большинство новых песен, как и в случае с "...Hitmeister", я начала с ритмичного сэмплированного лупа. И мои сэмплы никогда не были очевидными!! Если ты сможешь назвать мне источник хоть одного из сэмплов, использованных на "...Hitmeister", то я специально для тебя устрою стриптизI!
v: Песни на "Pick Up" очень интернациональны по своей природе... Означает ли это, что Elisabeth Esselink также является безродным космополитом, а ее дом скорее планета Земля, нежели Амстердам?
E: Только музыкальный жанр не является космополитическим. Блюз, джаз, кантри широко распространенные жанры и поэтому исполняются в самых говенных и захолустных городах, разбросанных по всему миру. Музыка SOLEX не является жанром... пока что (новая Girl Power???), и поэтому она достаточно космополитична.
v: Хм... Хорошо, легко ли тебе в повседневной жизни снять интересного парня в клубе, магазине или на улице? Хватает ли у тебя смелости сделать первый шаг, когда ты желаешь с кем-то познакомиться?
E: Я всегда делаю первый шаг, когда дело касается действительно симпатичных людей. Но я боюсь, что когда это касается не очень приятных людей, то почему-то именно они всегда делают первый шаг (...и тогда я пытаюсь избавиться от них как можно быстрее).
v: Связана ли SOLEX каким-либо образом с Европейским феминистическим движением?
E: Yeah in some way.......NO WAY!!!
v: Кому принадлежит авторство этой стильной картинки на обложке "Pick Up"? Она нарисована художником комиксов? И еще, вы не считаете, что оформление буклета к CD в целом достаточно минималистское?
E: Я сама делала дизайн, я скопировала дизайн у голландской компании по производству одежды G-sus, а они скопировали его из Интернета. И он совсем не минималистский!!! В буклете имеется самое большое количество страниц, если сравнивать с известными мне CD. И стиль букв взят не из немого компьютера. Кое-где даже имеются картинки...
v: Я подозреваю, что тебе нравится черный юмор?
E: Я ненавижу юмор.
v: Когда некоторое время назад я спросил тебя о планах и надеждах, возлагаемых на альбом "Pick Up", ты ответила: "Хотелось бы продать побольше копий альбома, чтобы получить побольше денег для турне и инвестиций в мою студию. Я бы хотела пожить некоторое время в Нью-Йорке, открыть там хорошенький секонд-хэнд CD-магазинчик...". И как, "Pick Up" оправдывает твои ожидания?
E: Эй, с момента его релиза прошло только три недели... Я сообщу тебе эту информацию позже!
v: Какой была твоя первая мысль, когда ты переступила порог своего дома в Амстердаме после возвращения из турне?
E: Иисус, сколько пространства!!! ВАУ! (Понимаешь, просто я провела 4 недели в автобусе в компании 12 человек.)
v: Ты собираешься немножко отдохнуть после турне или у тебя уже есть новые музыкальные идеи и планы, требующие срочной реализации?
E: Планируются несколько новых туров... По Европе и, возможно, по США. Я также должна записать немножко музыки для ТВ-программ, а еще есть ремиксы... и так далее. Так что дел у меня много.
v: Большое спасибо за интервью. Искренне желаю тебе осуществления всех планов и надежд из вопроса под номером 13. И мой последний вопрос: какое место в Амстердаме ты рекомендуешь посетить белорусским туристам?
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1999 год в рубрике музыкальная газета