НЭП К десятилетию питерской группы
Очень скоро, в начале декабря, питерская группа НЭП отпразднует свое десятилетие. Происходить это будет в Санкт-Петербурге в ДК Ленсовета.
Естественно, что в одной связке с НЭП выступят их друзья из ДДТ, ЧИЖА И Ко, АУКЦЫОНА, возможно, присоединятся Кинчев и Скляр, а также кто-нибудь из менее опытных и более молодых. До этого музыканты НЭПА поучаствуют в нескольких любопытных мероприятиях, которые будут иметь место в Питере в ноябре. Например, 26-го числа "Радио Рокс" проводит акцию "Антипопс", в которой сыграют многие рок-музыканты и каждый исполнит какую-нибудь песенку представителей эстрады на свой манер; казино "Гудвин" организует небольшой пивной фестиваль. Выступать будет НЭП, вероятнее всего, в компании с Александром Ф. Скляром. К юбилею также планируется выпустить на компакте последнюю работу команды "Про", переиздать два альбома на CD "Диссонанс" и "Ветер вагонов" с дополнительным бонус-треком песней-гимном "Зенит". На концерте в клубе "Полигон" эту песню музыкантам пришлось четыре раза играть, болельщики и поклонники просили. Для людей далеких от футбольных страстей маленькая справка: футбольная команда "Зенит" единственная из Питера играет в российской высшей лиге. Лидер, гитарист, вокалист, автор песен НЭП Сергей Паращук рассказал кое-что нашему корреспонденту о себе и группе 25 сентября на концерте в ДК Ленсовета, посвященном группе РОССИЯНЕ.
- НЭП сейчас работает в студии над новым альбомом или дает только концертные выступления?
- Нет, мы, конечно, записываем новый альбом, только сейчас не выходит ничего, такая ситуация. И непонятно абсолютно, что происходит с так называемым шоу-бизнесом. Выпустить вообще не проблема, но ведь хочется, чтобы это не просто так вышло, а с какими-то последующими действами тех людей, которые будут заниматься выпуском альбома. Вот мы сейчас в этом году, это я абсолютно точно говорю, выпускаем три альбома: два, которые издавались раньше, и один - последняя работа, после чего мы приступаем к новому материалу. А "кузницей музыкантов" мы продолжаем быть. У нас всегда это было. НЭП что-нибудь делает-делает, потом бабах! - что-то случается. Я полтора года занимался тем, что разрабатывал ногу, у меня был очень сложный перелом, и вот теперь (я, конечно, никого не осуждаю) гитарист группы НЭП играет в АЛИСЕ, а барабанщик у Чижа. Но что характерно, еще никто пока окончательно не ушел, то есть как бы пока они играют и у нас, это параллельные проекты. Зато у меня сейчас играет Игорь Романов, классный человек, классный гитарист, и вообще с ним очень легко работать. Мы с ним давно знакомы, это мой "земляк в иллюминаторе", и я просто его очень люблю и уважаю за то, что он хороший гитарист, профессионал. С ним приятно работать.
- А у вас какие-то попутные проекты существуют?
- ДУБЫ-КОЛДУНЫ приказали долго жить. Сейчас как бы мы возродимся, причем ничего не будем записывать. Просто дадим несколько концертов, чтобы показать Москве, что мы по-другому все это видели, все эти песни о главном, старые. Причем мы ведь первые были. Дали пару-тройку концертов, нас просят еще, и мы решили, что это надо сделать. Но никаких новых альбомов пока не предвидится, и, я думаю, их и не будет. Потому что идея себя исчерпала и опошлилась благодаря городу под названием Москва. Вот. ДУБЫ - они и в Африке ДУБЫ. А на самом деле все происходит призрачно и прозаично, что нормально. У всех нет денег, всем плохо. Плакаться об этом просто смешно. Мы сегодня буквально переехали на новую точку на "Леннаучфильме". И все прекрасно, удивительно и замечательно. Потому что о сложностях зачем говорить, у всех они есть. У кого нет, тот молодец. Тот "попсовик", либо денег имеет много, либо уже успел их заработать. Кто не успел, тот дурак. Вот мы и дураки.
Бывали даже такие вещи, в самом начале нашей работы, когда мы приезжали на гастроли в какой-то город, мы там поем новую программу, премся, все нормально. Тут начинаем старую песню, а люди, оказывается, ее знают, и даже не знали, что это мы поем. И весь зал поет эту песню, а мы не понимаем, что происходит.
В основном проблема заключается в менеджменте, потому что последние два года - 97-й и 98-й практически вычеркнутые из жизни. А до этого в основном Запад был, там работали: Германия, Франция, Дания... А потом мы разошлись с нашим менеджером, он оказался не очень хорошим человеком, а все связи у него остались. На Западе нас любили и звали туда.
- НЭП был там востребован?
- Если за тридцать один день люди дают двадцать пять концертов в двадцати четырех городах Германии, как вы думаете, существует востребованность или нет? Я считаю, существует. Причем это было неоднократно. Значит, им нравится. И мы не для русской диаспоры играли, а именно конкретно для западной публики. Потому что русская публика приходит только на киркоровых, пугачевых и так далее, на то, что крутят по телевизору. У нас там даже свои фанаты есть, есть свой фан-клуб, один в Бостоне в Америке, а другой в городе Дюссельдорфе.
- А какие памятные концерты были в самое последнее время?
- Суперконцерт был в питерском "Спартаке". Это все было типа против янки - "Югославия, мы с тобой!", передавалось по Интернету в прямом эфире. Все это, конечно, достаточно смешно, я считаю. Не знаю, зачем в Югославию вообще лезть, я в политику никогда не суюсь. Но в концерте мы приняли участие, и мне очень понравилось. Очень много было народу, мы отыграли восемь композиций, и я просто обалдел. Было классно, публика тащилась. А мы с начала подъехали, тогда, когда нам сказали подъехать, мы первыми играли. Подъехали - смотрим, что еще никого не пускают, перед зданием человек пятьсот стоит, войти не может. Думаю: значит, еще не открыли, как обычно, все задержалось на два часа. Оказывается, просто не было места, чтобы туда всех их пустить, потому что вход был бесплатный. А там не продохнуть, как кильки в бочке. Но мне очень понравилось, хоть я и потерял там килограмма полтора веса... Вот такой интересный концерт был.
- Как ты относишься к группам с националистической окраской?
- Сугубо отрицательно. Потому что по жизни у меня дедушка был хохол, я родился в Питере. Вообще я думаю, что попробовали поодиночке жить и хватит, объединятся надо. Мы же братья-сестры.
- Если говорить о литературе, кто из авторов в последнее время тебя порадовал? Что-нибудь очень интересное для себя в книгах ты находил?
- Совершенно однозначно могу сказать: ничего лучше, чем Пелевин, я не читал. Я просто хочу с ним познакомиться, я чувствую, что этот человек, как мой друг. Я люблю этого человека изначально. Когда я прочитал в первый раз "Чапаев и Пустота", я понял, что это тот человек, с которым я хочу поговорить. Мне нравится все его произведения, за последние лет пять я ничего лучшего не читал из современных авторов.
- Группа РОССИЯНЕ для тебя что значит?
- Очень многое. Потому что, когда я был еще совсем молодым и даже не думал заниматься музыкой, не было никаких побуждений, я ходил на их концерты, это для меня был как протест... я не знаю, как еще объяснить. Это был такой кайф. "Придорожный лопух" моя любимая песня была, я пел ее, помню, в детстве, под гитару, потом кричал, орал: "Придорожный лопух из семьи лопухов, рос беспечно в пыли, был упрямо здоров". Замечательная песня. А потом так получилось, что я тоже стал заниматься этой байдой под названием рок-н-ролл. Не знаю, зачем я это сделал. В общем, бред.
- Ты можешь сказать, что для тебя сейчас самое важное в жизни?
- Да, могу. Чтобы моя дочка чувствовала себя хорошо, чтобы все у нее было хорошо. А на втором месте, точнее, это тоже первое место - чтобы НЭП продолжался, естественно. Если я что-то пишу, значит, продолжаются мои песни, значит, продолжается НЭП... И пусть мне пришлось набирать новых музыкантов, зато музыканты хорошие собрались. Романов - это просто супергитарист, лучшего гитариста я в жизни не видел. И барабанщика тоже удалось быстро найти, а в России это сделать очень тяжело. Гитариста можно найти, басиста, вокалиста, кого угодно, но этих людей почему-то трудно найти. Не могут наши играть так, как там. Так же хорошо, с такой же отдачей. У нас есть, по моей градации, в Питере человек пять таких, один из них Доценко из ДДТ. Из ТЕКИЛЫ барабанщик очень хороший, еще несколько человек - и все. Что говорить, проблема, нет их просто.
- Все-таки вы равняетесь на западный уровень...
- Мы проездили на Запад целых шесть лет, объездили все, что только можно, и все, что не можно. Я не говорю, что мы супермузыканты, но по крайней мере мы там такую фору давали, многие местные фирменные музыканты просто офигевали.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1999 год в рубрике музыкальная газета