Pet Shop Boys
Цыплят по осени считают (начало)


Когда-то пределом мечтания PET SHOP BOYS была запись одной-двух танцевальных вещей на нью-йоркском инди-лейбле. Никто и не подозревал тогда, в 1984 году, что они останутся в музыке до конца столетия и вовсе не в роли догоняющих или статистов, а станут самым успешным британским дуэтом в истории поп-музыки, апофеозом синти-поп-движения и официальными рекордсменами по количеству хитов, гостивших в первой тридцатке британских чартов.

Все у них получалось очень складно. Компьютеры и сэмплеры позволяли не замыкаться на каком-то одном стиле. Фантазия рисовала довольно простые, но чрезвычайно запоминающиеся мелодии, под которые легко было танцевать. Ребята изменили лирическую структуру дискотечных записей, убрав банальные вздохи и восклицания "Oh Baby...", и расчистили дорогу для более интеллектуальных текстов, полных самоиронии и политико-социального подтекста, и каждая из них, естественно, о любви. Они никогда не позволяли себе сделать что-нибудь кое-как. Каждый их новый проект продумывается до мелочей, чувствует время и демонстрирует эволюцию их внутреннего мира и внешнего облика. "Нам нравится жить в своем собственном мире, -- говорит Нейл Теннант, - заниматься делами, чуждыми другим на данном этапе развития". Их называют эксцентриками попа, их уважают за новаторство и стильность. Но всем не угодишь, и некоторые убеждены, что PET SHOP BOYS - это каждый раз одно и то же: пара выживших из ума взрослых дядек в абсурдных одеждах, которые насилуют свои синтезаторы, звучащие всегда одинаково монотонно. Да к тому же еще и геи!..

Уверен, что их новый альбом "Nightlife", премьера которого состоялась 11 октября, лишний раз докажет несостоятельность последней точки зрения и еще более укрепит позиции Нейла Теннанта и Криса Лоу.

Народная мудрость гласит: цыплят по осени считают. Так уж получается, что к детищам PET SHOP BOYS (PSB) это ой как относится. Судите сами. Начиная с третьего диска "Actually" (а вышел он в 1987 году), все альбомы группы выходили либо в сентябре, либо в октябре. Поэтому, когда в конце прошлого года появились сообщения, что ребята готовы ознакомить нас со своей новой работой уже в мае 1999 года (первый сингл из него должен был выйти в марте/апреле), многие приняли эту весьма оптимистичную весть с известной долей скептицизма и были абсолютно правы. Релиз альбома отложили до сентября, когда дебютировали диски "Very" и "Bilingual", а представляющий его сингл с длиннющим названием "I Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Know What You Want But I Can\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Give It Any More" (13 слов, 41 буква) планировали запустить в конце августа. Но в конце концов пэты сжалились над своими верными поклонниками (которые и так терпеливо утирали слюни целых три года) и выпустили "IDKWYWBICGIAM" еще 19 июля и соответственно освободили место для еще одного сингла (в сентябре), который должен был подогреть интерес публики перед октябрьским выходом альбома "Nightlife".

Вы заинтригованы? Но все-таки, думаю, уместным будет для начала освежить в памяти все предыдущие студийные творения коллектива. Альбом "Please" 1986 года, как первый ребенок, любим всеми без исключения и, в общем-то, заварил всю эту кашу с оригинальными "сливами" (то бишь обложками), 100%-ными хитами и тысячами девчонок, для которых Нейл стал самым сексуальным мужчиной. Чуть-чуть хип-хопа, немного более чем странной для того временного отрезка хаус-музыки, синтезаторы - и вот он, классический поп-альбом 80-х. Продюсер - Stephen Hague.

За ним последовал альбом танцевальных ремиксов "Disco" с песнями на добрых 7-10 минут, который вообще оказался уникальным явлением для прошлого десятилетия. Ведь диско уже увяло, рок везде давил попсу, а ремиксами мало кто занимался с таким размахом! Продюсеры Stephen Hague, PET SHOP BOYS, Julian Mendelssohn, J.J. Jeczalik и Nicholas Froome.

"Actually" (это слово до сих пор занимает одно из ведущих мест, наряду с "boring", в лексиконе Лоу и Теннанта), казалось, даже превзошел "Please" по количеству хитов. Дуэт выступил с резкой критикой модели продажного общества, построенного правительством тори во главе с "железной леди" Тэтчер в "Shopping" и особенно в "Rent", и даже умудрился побывать в суде по делу о плагиате в своем монументальном гимне борьбы с пережитками католицизма "It\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s A Sin", когда некий Джонатан Кинг обвинил их в том, что они украли мелодию у Cat Stevens и его песни "It\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s A Wild World". Помнится, этот парень так лез из кожи, чтобы доказать свою правоту, что даже записал кавер песни Стивенса на музыку "It\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s A Sin". PSB без труда доказали всю беспочвенность этого бреда и выиграли дело. А чего только стоят смокинги обоих пэтов на обложке и пойманный зевок Теннанта на глазах у всего народа! Продюсеры Stephen Hague, PET SHOP BOYS, Julian Mendelssohn, David Jacob, Shep Pettibone и Andy Richards.

На очереди "Introspective" (1988), который по идее уже тогда можно было назвать "Disco 2", но все-таки все песни были новыми (то есть не выходили на других альбомах), и резон не делать этого здесь, думаю, ясен. Ушел Stephen Hague, пришли оркестровщики Trevor Horn и Stephen Lipson на подмогу к PSB и Julian Mendelssohn. Ура, началась эра оркестрового диско ("Left To My Own Devices"), фирменных пештопбоевских симбозов ("Always On My Mind/In My House"), смелых каверов, которые стали превосходить оригиналы. Но что это? Грустный и очень личный "Behavior" (1990) спутал все карты... Я уже говорил, что находились люди, которые считали, что все песни PSB звучат одинаково. Так вот, у этих людей поинтересовались, приобрели ли они данный диск. Оказалось, что нет, а все потому что он не похож на предыдущие работы дуэта. Нонсенс, не правда ли?! Кстати, Нейл уверен, что на такие заблуждения людей наводит его специфический голос, который вряд ли можно спутать с чьим-либо другим. "Being Boring" - один из основополагающих моментов в понимании внутреннего мира PSB. Продюсеры Harold Faltermeyer и PSB.

И опять сюрприз - альбом лучших песен "Discography". Оказалось, что PSB - вовсе не группа, вылезшая на одном "West End Girls", и за пять лет набралось целых 18 синглов, которые изменили поп-поп-культуру.

Итак, "Very" (очень английское название) и 1993 год. Остался как-то год до публичного признания Теннанта, что он гей, но из половины песен альбома это и так было ясно, что у него роман. Альбом еще более откровенный, чем "Behavior", впервые ярко выделяющиеся аксессуары в одежде и компьютерные клипы. Ну и, конечно, жуткий успех "Go West", суперудачной переделки VILLAGE PEOPLE, плюс ограниченный тираж двойника "Very Relentless", где Крис блеснул вольнодумством на почве прогрессивного хауса. Продюсеры PET SHOP BOYS и Stephen Hague (уловили порядок расстановки?).

Вряд ли необходимый (разве что для коллекции) второй ремиксовый альбом PSB "Disco 2" (1994) под началом экстраординарного американского ди-джея Danny Rampling и при участии DJ Pierre, Farley and Heller, David Morales, Junior Vasquez, JAM AND SPOON и Rollo сотворили нечто похожее на сумасшедший нон-стоп.

Перерыв между студийными альбомами был далее заполнен компиляцией би-сайдов "Alternative" (1995), но те, кто располагал синглами группы, остались на голодном пайке, хотя этот двойник - очень любопытный взгляд на то, что PSB не вместили в свои альбомы, то есть их запас прочности, который оказался на самом высоком уровне.

Затем последовал солнечный "Bilingual" (1996), как протест против того, куда движется бритпоп. Еще один автобиографичный альбом для Нейла, но в целом самый противоречивый альбом дуэта, не всеми принятый, хотя его синглы "Before" и "A Red Letter Day" в свое время очень легко возглавили танцевальный раздел "Биллборда". После савойских концертов ограниченным тиражом был выпущен двойник "Bilingual Remixed" c оригинальным альбомом, новым треком "Somewhere", би-сайдами и ремиксами, но это уже для фанатов. Продюсеры PET SHOP BOYS, Chris Porter и Danny Tenaglia.

И, наконец, сборник "Essential", который вышел весной 1998 года в Японии и Штатах и собрал воедино самые популярные ремиксы, а также вещи, которые никогда не издавались на компакт-дисках.

Не правда ли, впечатляющий список и каждый раз что-то новое?! Теперь самое время поговорить о долгожданном новом альбоме PSB, вдохновленном творчеством Фрэнка Синатры 50-х годов, по словам Теннанта. Весь цикл работ над ним занял у ребят около полутора лет. Студийная деятельность началась в сентябре 1998 года. PSB пригласили аж три сопродюсера с мировым именем: Rollo (создатель неповторимого звучания FAITHLESS и ремикшер "Can You Forgive Her?"), Craig Armstrong (композитор, продюсер и аранжировщик, известный по работе с Мадонной и MASSIVE ATTACK, а также по саундтрекам к картинам "Romeo and Juliet" и "Plunkett and MacLean") и David Morales (грэмминосец, сделавший первоклассные ремиксы синглов из альбома "Behavior").

Чтобы избежать очередных журналистских расспросов, Крис сразу же заявил, что его вокала на новом альбоме не будет. Он клятвенно пообещал сделать что-нибудь (не в стиле "Disco Potential", очень громкой вещи с обратной стороны сингла "Somewhere") для би-сайдов к будущим синглам и, быть может, к предстоящему мировому турне группы, которое по масштабам должно перекрыть все прошлые и начаться в октябре в Штатах, а в ноябре пересечь океан и прокатиться по Европе, включая первый в карьере PSB полноценный британский тур. Что побудило их вновь собирать чемоданы? Не поверите - фестивали. Им так понравилось выступать перед стотысячными толпами расположившегося за горизонтом народа, что в конце августа PSB впервые стали хэдлайнерами "Creamfields Festival".

Окончание следует.

Андрей БАРАНОВСКИЙ

Кстати, о турне. Не будет "карнавала костюмов в Рио" и освещенных боксов Савой с телеэкранами по бокам. PSB никогда не повторяются! На этот раз их сценой займется настоящий архитектор Zaha Hadid из Ирака, которая пообещала спроектировать на сцене некое подобие огромного географического трансформера, без всяких землетрясений меняющего свой облик с помощью компьютерно-визуальных эффектов и несложных механических приспособлений и декораций, которые будут переставлять бэк-вокалисты и танцоры. Ну как это вам? Помнится, TAKE THAT в начале 90-х очень понравились спектакулярные идеи PSB, и они практически скопировали "Performance". Кто следующий на очереди?..

Но как Крис и Нейл могли появиться с новыми песнями и идеями без свежего имиджа? Да, это просто невообразимо!.. Имидж - штука прилипчивая, особенно в нашем консервативном обществе. Не проходит и двух-трех лет, как они привыкают к твоим оранжевым колпакам и инопланетным костюмам, а ты уже ходишь в блестящем плаще и ультрамодных высоких ботинках и на тебя вновь не перестают тыкать пальцем в метро и в телевизоре. Опять эти PET SHOP BOYS вырядились!..

Честно говоря, я не большой приверженец шмоточного способа самовыражения, но когда внутренние изменения подкрепляются внешними, это, по-моему, верный путь к совершенствованию личности. PSB действительно очень изменились внешне. Ясно, что постарели кожей и рожей, но лучше бы вы посмотрели их первый за последние два года клип на сингл "I Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Know What You Want But I Can\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Give It Any More" и удовлетворили бы сразу свое любопытство. Это что-то с чем-то. Нижняя часть гардероба -- от самурая с невообразимой ширины штанами в полосочку, а вот верхняя скорее напоминает прикид душевнобольного человека, только что поднявшегося с подушки, сбежавшего из соответствующей больницы, купившего себе элегантную играющую на свету средней длины куртку от Issey Miyake (любимого модельера наших пэтов) и вылившего себе на голову канистру желто-оранжевой краски. Согласно другой теории, это обыкновенный банальный японский панк...

По правде говоря, ребята просто позаимствовали этот имидж из журнала, где была напечатана фотография какого-то японского парня в самурайском обмундировании и с оранжевыми волосами на голове, их дизайнер Ian McNeil придал им истинный петшопбоевский вид. Волосы взлохматили, присобачили солидные черные брови, узкие темные очки, вспомнили какой-то старинный японский ритуал облачения в традиционную одежду с задуванием тальковой пудрой, которая служила дезодорантом в XVIII веке, и проделали весь этот эксперимент по ходу клипа в огромной лаборатории, как в картине "2001 A Space Odyssey". А потом ребята спустились в сквер перед зданием и вдруг заметили, что все прохожие потрясающе похожи на них (зачем было тогда соглашаться на операцию?!). Ах, да эти милые собачки, которые во множественном числе тащат их к скамейке... Когда Нейл и Крис устраивали этим летом специальные аудиенции для журналистов в старинном отеле "St. Pancras", что располагается неподалеку от печально известного "King\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Cross", вокзала-ножлежки для бездомных со всего Лондона, наивных репортеров пугали их лаем из соседних комнат, предусмотрительно записанным на пленку.

А вообще PSB любят собак. Нейл в начале этого года приобрел своего красавчика лэйклэндского терьера Кевина у собаководов, специально разводящих эту породу на продажу, и теперь души в нем не чает, так как давно хотел завести именно такую псинку. Годовалого Кевина никто не покупал из-за слишком длинных конечностей, но Нейлу он понравился больше всех. У Криса три крошечных йоркширских терьера, но он за ними лично не ухаживает (с его-то графиком жизни). Я вам по секрету скажу, а вы не смейтесь. Идея с собаками для клипа пришла в голову наших друзей в самый последний момент. До этого они хотели сняться с велосипедами (это в таких-то штанах!)... Кстати, режиссером этого видеоклипа стал Pedro Romhanyi, трек продюсировал Дэвид Моралес, а самым волнительным для Криса и Нейла стали съемки в нью-йоркском метрополитене, особенно когда детишки возвращались из школ и хотели потрогать "инопланетян"...

Удивительно, что и второй сингл "New York City Boy" из альбома "Nightlife" также продюсировал Дэвид, хотя и Ролло и Крэйг, я думаю, стояли в очереди и планировали запустить на радио и ТВ одну из "своих" вещей, так как первый явился сопродюсером трех, а второй и вовсе работал над шестью треками. Когда PSB записывались в Нью-Йорке в студии Моралеса (неподалеку от того места, где был застрелен Тупак), он предложил им рисковую вещь - записать теперь уже не кавер VILLAGE PEOPLE, а собственный диско-номер примерно в их стиле. В итоге получилось такое, до чего "Go West", даже в самой модной обработке, - как от Биг-Бена до статуи Свободы. Я уверен, это самый танцевальный трек в нынешней дискографии PSB с необычным началом, интересной сменой ритма в середине и удачно подобранным составом бэк-вокалистов. Он рассказывает историю парня из провинции, который приехал покорять Нью-Йорк. Режиссером клипа, который снимался в знаменитом заведении "Studio 54", стал Howard Greenhalgh, работавший над видеороликами "Go West" и "Before", и вы сами могли убедиться, что он раскрасил Бродвей и 7-ю авеню в самые электрические цвета.

Теперь о гостях. О каких еще гостях? -- спросите вы, ведь со времен дуэта с Дасти Спрингфилд в "What Have I Done To Deserve This?" на альбомах дуэта Теннанту подпевали разве что бэк-вокалистки, наиболее известной из которых до сих пор является Силвия Мэйсон-Джеймс, чей голос можно услышать, пожалуй, на самой необычной композиции нового диска пэтов "Happiness Is An Option", где Нейл на полном серьезе читает рэп поверх "Vocalise" Сергея Рахманинова (подобное не случалось со времен "West End Girls"!). Речь идет о дуэте с Кайли Миног в песне "In Denial". По некоторым данным, она писалась для мюзикла, который PSB вместе с Джонатаном Харви должны представить на суд публики где-нибудь в следующем году, но Харви предложил PSB поработать с Кайли, и она согласилась записать дуэт "отец-дочь" с Нейлом для их альбома. Это очень драматичная по содержанию композиция, рассказывающая о встрече (после долгой разлуки) отца с дочерью, когда он признается ей, что он гей, и ждет ее реакции. Она критикует его образ жизни, но все заканчивается прекрасно: она говорит, что любит его таким, какой он есть, но мурашки не покидают тело до самых последних аккордов. Эту вещь пророчат на место третьего сингла из "Nightlife", и явно она достойна этой чести. А еще PSB скорее всего напишут несколько песен и спродюсируют ее новый альбом, который станет возвращением бывшей австралийской принцессы евро-дэнса на свое законное место. Кто как не Крис Лоу и Нейл Теннант смогут помочь горе-рокерше сейчас, когда ее турнули с лейбла!

А вот четвертым синглом, как мне кажется, будет еще один трек в аранжировке Армстронга, и называется он "Closer To Heaven" с особенно высоким голосом Теннанта.

Что же касается работ PSB-Rollo, то лично мне они не очень понравились. И если "Boy Strange" однозначно записывался по нужде (Нейл может исполнять ее под гитару на концертах), то "For Your Own Good" и "Radiophonic" уж очень в стиле FAITLESS (к которым я вполне нормально отношусь) с длинными электронными проигрышами на публику, а "Radiophnic" вообще - продолжение "Relentless".

К сожалению, американский релиз альбома был отложен до 2 ноября по причине очередной смены лейбла. Помнится, не так давно PSB отказались от услуг EMI в Штатах из-за слабой поддержки их записей, но с "Bilingual", который курировал Atlantic, вышло еще хуже (практически полное отсутствие промоушн), и ребята в самый последний момент подписали контракт с более солидной компанией Sire и успели вскочить в последний вагон, чтобы не с пустыми руками прилететь с концертами в Америку. Кстати, в Штатах выйдет такая же "limited edition" компакт-версия "Nightlife", но как всегда с бонус-треками (би-сайды и ремиксы с европейского сингла "IDKWYWBICGIAM"). Там альбом будет пилотировать сразу же "New York City Boy"...

А на прощание мой вам совет - послушайте этот диск несколько раз, загляните в ламинированный буклет CD с текстами и новыми очень прикольными фотографиями. Девчонки, не отводите глаз -- теперь никаких мужских органов в расслабленном состоянии в смысле "перед этим" ("Before")! Они сидят и смеются над нами и над собой: Лоу в ленинской кепке, Теннант в брежневской папахе - оба в стильных полуспортивных брюках и коротких куртках от "Версаче" цвета золотой металик. На альбомной обложке не зря расплылись их лица. Это те же темные очки: ты видишь всех, но куда устремлен твой взгляд - вечная загадка. Кстати, название альбома тоже отчасти сюда относится. С другой стороны, известно, что оба пэта в буквальном смысле оживают в темное время суток.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета