Воплi Вiдоплясова
Соло Скрипки на компьютере


Поводов для этого разговора было слишком много. Во-первых, приезд группы в Минск. Во-вторых, новый альбом, который перманентно выходит с осени прошлого года, и все сопутствующие обстоятельства. В-третьих, сольные электронные записи Олега Скрипки (каверы "Мы - дети галактики" и "Не думай о секундах свысока"). В-четвертых.... Эээээ.... Да что я оправдываюсь? Хотелось поговорить - и все тут.

- Сразу о серьезном. Что сейчас реально происходит с группой?

- Очень просто все. Несмотря на всю популярность, группа до сих пор является альтернативной. К сожалению, в сегодняшнем мире очень тяжело существовать в таком ранге. Нам нужно работать в студии, нам нужно выпускать альбомы, но, к сожалению, компания GALA Records не проводит профессиональной работы с нами, она не платит оговоренные проценты с продаж. Мы пошли с ними на переговоры, но нормального диалога с ними не получается, плюс у нас масса проблем: надо выпускать новый альбом, нет денег, чтобы заплатить за студию. К нам пришли люди из Киева, которые назвались продюсерским центром, пообещали нормальную работу. Мы с ними подписали договор о взаимовыгодном сотрудничестве, выступили соучредителями организации. Через некоторое время оказалось, что фирма преследует совершенно другие цели. Ну, по крайней мере не те, что преследуем мы, не творческие. Тогда весной мы сделали заявление, что выходим из этой организации, что мы не имеем к ней никакого отношения, на что по закону имеем полное право. Эти люди ходят везде и указывают на то, что они почему-то обладают полными правами на нас, хотя это неправда. По крайней мере, если они на это претендуют, то они должны доказать это в суде. Оказалось, что эти люди связаны с политикой и у них есть далеко идущие наполеоновские планы. Они напрямую заявляют, что могут задушить группу и тому подобное. Но как бы высоко они ни были определены в каких-либо структурах государственных украинских, это невозможно, понятное дело. И группа выступает, концертирует. Единственное, что все равно не получается нормально работать. В конце концов мы в мае выступили в Киеве с концертом, эти людишки подали на нас в суд. Мы готовы бороться, и я думаю, что мы победим, потому что как можно запретить группе выступать и тому подобное? Это вообще право человека. Единственное, что жалко, нам нужно решать какие-то свои творческие моменты. И вместо того, чтобы помочь, возникли люди, которые сделали еще хуже. То есть возникает ситуация, что все-таки Украина еще не созрела демократически для нормальной работы, спокойной работы. Причем ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА - это нормальное поле, нормальная база для создания хорошей продюсерской фирмы. Я даже думаю, что это не структура, а просто ментально люди не созрели: вместо того, чтобы построить нормальную работу, они какой-то ерундой занимаются. Печально, но, в общем-то, самое худшее, что с группой может произойти, это она переместит свою деятельность в Москву.

- Каковы сейчас ваши отношения с GALA Records? Они же заявление выпустили с предупреждением касательно ротаций песни "День народження" по "Нашему радио".

- Не улажено все, потому что вместо того, чтобы сотрудничать с группой, нормально помогать, они пользуются этой старой советской формой "запретить, не пускать". Вместо того, чтобы нормально заниматься промоушном группы, помогать нам с альбомами, они ничего нам не помогали, был большой вакуум. Мы своими силами, через знакомых что-то делаем. Есть люди, которые хотят помочь, которые ставят новые песни в эфире, а GALA Records занимается такими вот вещами. Это советское реакционное мышление. Ну что еще можно сказать?

- На официальном сайте группы в Интернете выставлены записанные вами электронные каверы "Мы - дети галактики" и "Не думай о секундах свысока". Не могли бы вы рассказать о них?

- Ну, это как бы мои первые пробы пера в компьютерных технологиях. Я первый раз в жизни попробовал это делать, работал над звуком. Все полностью сам делал, причем у меня даже минимального профессионального оборудования нет - использовал мультимедийный микрофон. Саундкарта AVE32. Мне было интересно, я работал над сэмплами, и те люди, которые занимаются компьютерами, сэмплы узнают - они из стандартного сборника. Я хотел бы продолжить в таком роде, но это требует очень большого времени.

- А откуда появился интерес к таким записям?

- Я думаю, что каждый музыкант мечтает иметь дома какой-то инструмент, на котором он смог бы пробовать какие-то аранжировки, новые стили. По крайней мере, компьютер это инструмент, который в моем случае помогает делать дома какие-то наброски, пробовать с барабаном, с басом, а потом уже приносить музыкантам и продолжать работу. К сожалению, все это очень сложно, программы несовершенны, они требуют каких-то знаний.

- Насколько я понимаю, эти записи показывают ваш интерес к такого рода музыке. Что вы слушаете из электроники?

- Из электроники вообще ничего не слушаю.

- А как же вы тогда это делали? Просто по наитию?

- Да, просто интересно было выйти за рамки "живых" инструментов. Электронная музыка, конечно, в плане обилия звуков и ритмических рисунков дает большие возможности. Единственное, что сталкиваешься с техническими проблемами, нужно больше опыта. Мне кажется, что имело бы смысл какое-то сотрудничество с человеком, который хорошо знает электронику.

- Пока что таких знакомых нет?

- Я пытаюсь знакомиться с разными людьми, опять же с помощью компьютера, с помощью Интернета, но мое плохое знание техники сильно затрудняет поиск, так как ребята шлют мне свои ремиксы в сжатом виде, а у меня не получается даже получить их.

- Есть ли какие-либо определенные планы насчет этих электронных записей? Собираетесь ли вы их выпускать?

- Нет, собираться можно много, но насколько это возможно, пока неясно.

- Будете ли свой электронный материал записывать?

- Пока еще говорить об этом рано. Я пока собираюсь оснаститься техникой более современной.

- То есть это с дальним прицелом делается?

- Да. Мне очень интересно, но пока четких планов нет.

- Я слышал, как вы говорили, что ВВ хватит еще лет на пять. Видите ли вы в электронике один из выходов для себя после ВВ?

- Я не знаю. Могли бы и ВВ существовать в электронном виде.

- А остальные музыканты насколько интересуются такой музыкой?

- Не интересуются, постольку поскольку у них нет компьютеров.

- Но они же ваши записи слушали...

- Да. Но они в этом творческого участия не принимали, поэтому у них взгляд только снаружи. Вот если бы мы вместе с ребятами работали, тогда бы это был общий проект.

- То есть все еще впереди...

- Ну, я надеюсь. Я вот пытаюсь убедить ребят, чтобы они купили компьютеры, причем басист Шурик уже почти побежден в этом деле. Тогда мы сможем просто обмениваться с ними каким-то опытом, материалом и параллельно работать. А может, я думаю, еще додавлю гитариста, потому что паренек молодой, у него масса энергии и всяких задумок. Это было бы очень полезно. Тем более у меня есть мечта создать сеть внутри группы. Я не знаю, может, это утопия, но, допустим, мы работаем над каким-то произведением, я набрасываю общую аранжировку, а потом скидываю материал на компакт, передаю ребятам, и каждый дома исполняет свои партии. Я думаю, что это реально. Если бы мне удалось так организовать работу, то это было бы и свежо, и ново, и очень полезно.

- Возможно ли в этом плане сотрудничество с вашим бывшим гитаристом Юрием Здоренко? Ведь он же после ухода из ВОПЛЕЙ ВIДОПЛЯСОВА как раз занимается электронной музыкой...

- Не знаю, потому что Юра с техникой не знаком. Он занимался электроникой, но, по-моему, не он сам за компьютером сидел.

- Вообще складывается впечатление, что вы активно принялись за компьютер в последнее время: эти записи, дизайн титульной страницы официального сайта, персональный электронный адрес появился.

- Да, по-моему, мы вообще не впереди техпрогресса. Мы отстаем. Нам мешает, может быть, возраст - мы как бы старые рокеры. Я смотрю, современные ребята очень активно используют электронику. Мы, конечно, чуть-чуть позади. Но, с другой стороны, я думаю, нечего спешить. Можно просто присматриваться и ловить в этом, ну, такие совсем позитивные моменты. То есть сливки снимать с этого дела, не заниматься топтанием на месте, не брать какое-то ложное направление слишком технократическое. А то, что компьютер поможет во всех отраслях, даже творческих, это понятно.

- Даже на титульной странице вашего интернет-сайта есть ставшее традиционным для альбомов и концертов ВВ приветствие. Откуда пошла эта традиция?

- Я вам честно скажу: это из детских виниловых пластинок. Я как-то подумал, почему детские пластинки как-то более тепло воспринимаются, чем просто альбом какой-то или даже радио. Потому что есть обращение к слушателю. И мне показалось, что было бы очень здорово сделать какое-то свое такое вот обращение. Так это родилось, а на концертах я помимо всего еще беру на себя роль некоего конферансье, рассказчика. С помощью такого приема эта роль сохраняется. А потом, после выхода первого альбома мы обращали внимание на реакцию людей, на оценку и, в общем-то, подумали, что это надо сохранять.

- Давайте поговорим о новом материале, который будет на новом альбоме. Мне показалось, что в нем какая-то очень большая доля ретро, может, музыки советских ВИА 70-х годов, что его сильно отличает от той же "Музiкi". Взять песню "День народження", например...

- "Музiка" - он вообще особенный. Просто существовали ВВ в каком-то виде классическом, его более-менее нормально представляет альбом "Краiна Мрiй". Потом на альбоме "Музiка" захотелось сделать нечто новое. Так он и возник. В нем мы использовали драм-машинки, аранжировки отличались от концертных, нет "живых" барабанов, и его мы фактически с Сашей Пипой вдвоем записывали. А вот этот альбом, который уже записан, стоит где-то между "Краiной Мрiй" и "Музiкой". То есть это даже по шкале стилей откат в чем-то немножко назад. Действительно, вы правильно сказали, что это ретро. Тем более что песня "День народження" новая, но задумка очень давняя. Эта мелодия около десяти лет лежала на полке. Вот текст придумали недавно, где-то год назад, а сама мелодия очень старая и аранжировка тоже более-менее старая, как и с другими песнями. "Обернись" тоже старая песня.

Окончание на стр. 14

Соло Скрипки на компьютере

Начало на стр. 12

- На концерте вы большое количество песен очень быстро исполняли, под панк: "Галю, приходь", "Трава" и другие...

- Мы вообще-то всегда так играем. У нас правило такое все играть быстрее, чем на записи. Мне просто кажется, что на записи лучше звучат медленные песни, а на концерте - быстрые.

- По сравнению с прошлым концертом вы на этот раз играли с большим количеством импровизаций, проигрышей, возвратов, благодаря чему голову сносило к черту. Насколько часто вы так играете?

- Серьезно? Приятно. Мы просто боялись, что, наоборот, слишком затянули со всем этим. Это просто ностальгическое что-то, как у групп 70-х: LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE. Концертная версия очень отличается от записи.

- А нет ли тут влияния вашей любимой русской группы, АУКЦЫОНА, которая тоже этим славится?

- Я думаю, что только "живые" музыканты, которые не работают под "фонэру", могут себе позволить такие вещи. На мой взгляд, это только характеризует ВВ и АУКЦЫОН как "живые" группы. Музыканты сыграны и чувствуют друг друга и в любой момент могут себе это позволить.

- Так вы не готовились заранее?

- Ну, в общем-то, ребят я никогда не предупреждаю, но они уже привыкли, что могут быть такие изменения. Я подаю сигнал всякими запевками, и они нормально это, творчески воспринимают. Тем более у нас уже это давно началось, и мы знаем друг друга, знаем, как кто среагирует на какие-то вещи. Такие вещи и помогают группе выжить, я думаю, потому что двенадцать лет колбасить что-то одно... Компактный диск и тот сломается. А музыкантам что-то менять надо. Мы освежаем песни через какой-то период времени. У них есть срок давности, а потом мы их по-другому аранжируем. "Танцi" сейчас по-другому звучат, "Краiна Мрiй", "Весна". Меняются на них всякие штучки-дрючки на новые.

- Такие концерты под настроение играются?

- Ну, вообще все очень сильно зависит от публики, так как есть такой профессиональный момент: мы выходим на сцену и как бы посылаем мяч в сторону зрителей. Если зритель спокойно к этому относится, то как бы посыл завершен, нет возврата и мы в конце уходим со сцены спокойно - работа закончена. Если зритель реагирует, что, мол, хочется поиграть, то все строится на импровизациях и такой концерт потом запоминается благодаря этим изменениям. А когда концерт проходит ординарно, то ничего в памяти не остается.

- Наверное, таким группам, как вы, как АУКЦЫОН, не хватает концертных записей...

- Это просто технически гиперсложно. Тот уровень, на котором это позволяет сделать совок, - это просто никому не нужно, и нам в первую очередь. Таких записей существуют сотни и тысячи, люди с пульта пишут, телевидение, на диктофоны. Они никакой ценности, кроме архивной, исторической какой-то, не представляют.

- Многие группы время от времени записывают песни с вокалом других своих участников, которые не являются вокалистами. Нет ли у вас такого желания? Ведь и Женя, и Саша, и Сергей поют.

- На песне "Обернись", которую мы поем на концертах, на альбоме "Хвилi Амура", который, даст Бог, выйдет, основной вокал поет Женя, а мы с Сергеем на подпевках. Там же будет песня "Товарищ майор", где вообще никто из нас не поет, а это делают пятьдесят человек из хора Киевского военного округа.

- Несмотря на задержки с выходом этого альбома, готовитесь ли вы к следующему?

- Да мы как пионеры - всегда готовы. А вот насколько готовы компании со своими предложениями... они всегда тормозят. Понятно - из-за денег, тому подобное, ввиду архаичности наших государств по отношению, конечно, к западным.

- А вообще вы с оптимизмом смотрите вперед, несмотря на то, что происходит вокруг?

- Я, к сожалению, по своей натуре пессимист. Я как-то даже копался внутри себя и понимаю, отчего это. Просто я максималист, и меня интересуют вещи не то чтобы совершенные, но такого хорошего качества, а серединка абсолютно не интересует. И поэтому действительность... она немножко огорчает по сравнению с тем, чего хотелось бы. Тем не менее я человек, слабо подверженный депрессиям, каким-то разочарованиям, то есть при любых условиях можно попытаться как-то существовать и даже можно существовать, какая бы действительность неблагоприятная ни была. Поэтому нужно творчески смотреть на жизнь и как бы отрешаться самому.

- Может, нужно верить в будущее?

- Слепо и тупо верить тоже нельзя, а в реальные какие-то вещи - да. Верить через призму какой-то реальной оценки.

- И тогда все получится...

- Ну, не все получится, но кое-что должно.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета