Badfinger Легендарные коллеги BEATLES...
Легенда всегда отодвинута от нас во времени: в истории - на сотни лет, в популярной музыке - на десятилетия. В музыкальной же литературе определением "легендарный", бывает, без разбору награждают коллективы или исполнителей, которые в силу своей молодости ну никак пока не "тянут" на легенду. Подождите пяток-десяток лет, а там посмотрим. "Легендарный" - это звание, его еще заслужить надо (если получится). А группа BADFINGER? Как быть с ней?
Давайте порассуждаем. На созданном в 1968 г. BEATLES лейбле Apple записывалось от силы полтора десятка исполнителей. BADFINGER - в их числе. Это раз. Мог Пол МакКартни сам записать свою "Come And Get It" для звуковой дорожки фильма "Magic Christian"? Мог. Но почему-то передал свою композицию вышеупомянутому квартету. Те и "отковали" хит, вошедший в пятерку бестселлеров Англии и десятку США. Это два. Ни одному из исполнителей Apple не удалось добиться стабильной популярности по ту сторону Атлантики. За исключением опять-таки BADFINGER. Это три. Кто вместе с Джорджем Харрисоном, Ринго Старром, Билли Престоном и Бобом Диланом принимал участие в грандиозном концерте для Бангладеш в сентябре 1971 г.? Они, BADFINGER. Это четыре. Кто написал знаменитейшую балладу 70-х годов "Without You"? (Даже если вы не слышали версию Гарри Нилссона (1972), то интерпретацию Мэрайи Кэри (1994) пропустить никак не могли!) Опять они. Ну, убедил? А раз так, я со спокойной совестью выношу в заголовок статьи определение "легендарные".
Целью создания битловской фирмы Apple, помимо выпуска дисков самой ливерпульской четверки, был и поиск новых талантов. В то время в прессе была помещена следующая реклама: молодой человек, увешанный музыкальными инструментами, с огромным барабаном на спине сидит перед микрофоном. Пояснительный текст гласил: "Однажды он напел свои песни на магнитофон (который одолжил у соседа). Очень аккуратным почерком он написал сопроводительное письмо, в котором указал свою фамилию и адрес, и, не забыв вложить в конверт свое фото, послал магнитофонную ленту и, письмо в компанию "Эппл мьюзик" по адресу Бейкер-стрит, 94, Лондон. Если вы хотите сделать то же самое, сделайте это сейчас. Теперь у этого человека есть "Бентли" (марка автомобиля).
Одним из первых "приобретений" BEATLES стал квартет IVEYS: Питер Хэм (Peter Ham) - гитара, вокал, Томми Эванс (Tommy Evans) - гитара, Рон Гриффитс (Ron Griffiths) - бас-гитара, вокал, Майк Гиббонз (Mike Gibbons) - ударные. Состав группы, как видите, был классическим, звучание чисто битовым, где-то даже битловым. Хэм, кстати, был родом из Ливерпуля.
Контракт с Apple был подписан в июле 1968 г. Несколько месяцев спустя музыканты выпустили свой дебютный сингл с композицией Эванса "Maybe Tomorrow". Сорокопятка стала хитом в Европе, была замечена в США (67-е место) - и проигнорирована в Англии. Одноименный альбом поступил в продажу в Японии, Западной Германии и Италии.
Потом IVEYS вместе с другими артистами Apple (Mary Hopkin, Jackie Lomax и James Taylor) поучаствовали в записи рекламного миньона, выпущенного по заказу крупной продуктовой компании "Wall\\\\\\\\\\\\\\\'s". По выходе второго сингла, "Dear Angie", группа поменяла и название, и бас-гитариста. Рон Гриффитс покинул квартет, на бас переключился Эванс, а место соло-гитариста занял Джои Молланд (Joey Molland), тоже уроженец Ливерпуля, к тому же внешне сильно похожий на МакКартни. В это время Ринго Старр, отбыв сессии для "Let It Be", начал сьемки в своем втором фильме - комедии "Magic Christian", поставленной, как и его первая картина "Candy", по сатирическому роману американского автора Терри Саузерна (Terry Southern) (между прочим, в коллаже на обложке "Сержанта" есть и его фото). Для звуковой дорожки ленты Поль МакКартни написал песню "Come And Get It". Почему он не стал записывать ее сам, неизвестно (хотя его демо-версия имеется, ее можно услышать на антологии BEATLES). Ответственная миссия выпала BADFINGER. Сингл вышел в Англии в декабре 1969-го, а несколько недель спустя появился и в США. Успех композиции был колоссальным: 4-е место на Британских островах и 7-е в США. Вообще к звуковой дорожке фильма квартет записал 3 композиции, а свой собственный альбом "Magic Christian Music" (несмотря на название, совершенно другая пластинка) выпустил в начале 1970 г. В английские хит-парады он не попал, в американских занял приемлемое для дебютанта место - 55-е.
Весной 1970 г. Джордж Харрисон, собрав "звездную" команду (Клэптон, Ринго, Билли Престон), начал работу над своим грандиозным тройным альбомом "All Things Must Pass". Среди музыкантов были и BADFINGER, в полном составе. Забегая вперед, отметим, что Молланд и Эванс также участвовали в записи "I Don\\\\\\\\\\\\\\\'t Wanna Be A Soldier" из ленноновского "Imaginе".
Побочные проекты не мешали группе заниматься и своими. В конце года квартет выпустил второй сингл "No Matter What", достигший 5-го места на родине и 8-го - за океаном. За малой пластинкой последовал и второй альбом "No Dice", достигший уже 28-й позиции в США. Именно на нем находилась песня "Without You", сочиненная тандемом Хэм - Эванс. Почему музыканты не выпустили синглом такой потенциальный хит - загадка.
Кто знает, может, "Without You" так бы и осталась симпатичной, но не известной широкому кругу композицией, если бы она не попала к американскому автору и исполнителю Хэрри Нилссону (Harry Nilsson). Как он "вышел" на эту песню, неизвестно. Скорее всего это произошло при участии либо битлов, с которыми певца связывали дружеские отношения, либо кого-либо из Apple. Так или иначе Нилссон записал композицию Хэма и Эванса - и именно этой псеней обеспечил себе высшую позицию в сингловых хит-парадах Англии и США, равно как и перманентное место в рок-энциклопедиях и справочниках. Ирония заключается в том, что песни, сочиненные Нилссоном, с успехом исполняли такие гиганты поп-рока, как MONKEES, TURTLES, THREE DOG NIGHT, David Cassidy, а лично ему всемирную известность принесла чужая композиция, кстати, окрещенная одним из английских музыкальных изданий "классикой нашей эры".
Впрочем, я отвлекся. В ноябре 1971 г. BADFINGER выпускают свой следующий хит "Day After Day" - композицию Хэма с очень "харрисоновским" звучанием, что не удивительно - песню продюсировал сам Джордж. Композиция заняла 4-е место в США и 10-е в Англии. За малой пластинкой последовал и долгоиграющий диск "Straight Up" (31-я позиция в Америке). В марте 1972 г. квартет последний раз (до 1979 г.) навестил список американских бестселлеров: еще одно сочинение Питера Хэма "Baby Blue" поднялось до 14-го места.
Причины постепенной утраты популярности группой BADFINGER до конца не ясны. Однако стоит вспомнить, что в первой половине 70-х началось угасание деятельности фирмы Apple - лейбл покинули Джеймс Тейлор, Билли Престон. Мэри Хопкин вышла замуж и погрязла в семейных делах, другие артисты в силу тех или иных причин просто не состоялись. Наступило охлаждение отношений и между самими битлами.
Называют и просчеты менеджерской деятельности агентов BADFINGER. После неудачи с диском "Ass" (альбом был хорош, но не так прост для слушателя, в связи с чем продажи были низкими) музыканты переходят на лейбл Warner Brothers, который, желая исправить испорченную последним альбомом ситуацию, выпускает новый альбом "Badfinger" через месяц после предыдущего. В некоторой степени это удалось, так как альбом был очень хорош, но его продажи пострадали от чрезвычайно поспешного релиза. В боевом настроении группа отправилась в студию с продюсером Крисом Томасом (Chris Thomas) для записи новой работы "Wish You Were Here", но после окончания работы над ним внезапно со счета группы исчезают гонорары музыкантов. Диск уже разослан средствам массовой информации, и тут Warner решает отложить его выпуск. Ситуация доходит до абсурда - пресса публикует восторженные рецензии, а альбом все не выходит. Коллектив, чрезвычайно расстроенный таким оборотом событий, тем не менее записывает еще один альбом, "Head First", который постигла участь предыдущего (они оба до сих пор не вышли). Ушел Молланд (его заменил Bob Jackson), но группа протянула недолго. Весной 1975 г. в возрасте 28 лет Пит Хэм повесился в гараже. Нетрудно догадаться из-за чего.
В 1976 г. Молланд и Эванс реорганизовали BADFINGER, введя в состав ударника Кенни Харка (Kenny Harck) и гитариста Джо Танцина (Joe Tanzin), и подписали контракт с фирмой "Elektra". Лишь в марте 1979 г. очередной сингл группы, "Love Is Gonna Come At Last", поднялся до 69-го места в США.
На рубеже 70-80-х произошла очередная перетряска состава: Молланд и Эванс "приобрели" органиста Тони Кэя (Tony Kaye, между прочим, бывший участник супергруппы YES!), гитариста Глена Шербу (Glen Sherba) и ударника Ричарда Брайенса (Richard Bryans). Этот состав в феврале 1981 г. сумел выпустить относительно удачный сингл "Hold On" (56-е место в США) - это был последний хит квартета. В ноябре 1983 года из-за творческих неудач и финансовых проблем покончил с собой 36-летний Том Эванс. BADFINGER распались снова, Джои Молланд выпустил сольный альбом "After The Pearl". Несколько лет спустя группу реанимировали Молланд и Гиббонс (Randy Jackson - гитара, A.J.Nickolas - бас) и даже записали альбом "Timeless" (1988). Но это, конечно, было уже совсем не то. В поп-музыке часто бывает, как в спорте: главное - вовремя уйти. В ретроспективе BADFINGER была единственной из всех подписавших с Apple контракт группой, которой удалось добиться более или менее устойчивой популярности не только на родине, но и в США. Многие их старые альбомы, переизданные в 90-е годы в формате компакт-дисков, говорят о том, что легенда продолжает жить.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 1999 год в рубрике музыкальная газета